Задача каждого – найти своё место в жизни
- Published on Friday, 07 June 2019 22:27
Стратегию развития и модернизации жизни россиян на ближайшие годы отражают национальные проекты, одобренные президентом Владимиром Владимировичем Путиным. Одним из самых масштабных стал проект «Образование», рассчитанный на 6 лет. Как с его реализацией изменится образовательная среда в школах? Какие новые должности станут доступны учителям? Где в Кинель-Черкасском районе откроются Центры цифрового и гуманитарного образования? Об этих и других важных переменах мы беседуем с руководителем Отрадненского управления министерства образования и науки Самарской области Владимиром Ивановичем Гусаровым.
Курс на цифровизацию школ
Нацпроект «Образование» подразумевает, в первую очередь, цифровизацию образовательных учреждений. Речь идет об оснащении новой цифровой техникой и обеспечении высокоскоростным Интернетом. В городских школах скорость Интернета должна быть 100 Мбит/с, а в сельских не менее 50 Мбит/с. Крупные школы Кинель-Черкаского района на сегодняшний день уже имеют 100 Мбит/с. Да, есть маленькие школы, которые пока испытывают некоторые проблемы с Интернетом, здесь скорость на уровне 10-20 Мбит/с. Тем не менее, это не мешает проводить совещания с руководителями учреждений Отрадненского образовательного округа в формате видеоконференции. Нацпроект позволит, в том числе, и небольшие школы обеспечить высокоскоростным Интернетом.
Уже в сентябре-октябре этого года в Самарской области откроется 40 центров, из них три пилотные площадки будут находиться в Кинель-Черкасском районе – в Кротовке, а также в Кинель-Черкасских школах №1 и №2. Проект будет реализован за счет трех источников финансирования: федерального, областного и муниципального. Центры оснастят самой передовой цифровой техникой – компьютерами, 3D-принтерами и т.д. Вместе с главой района Сергеем Олеговичем Радько решено мобилизовать усилия муниципалитета, управляющего совета и бизнеса, открыть аналогичную площадку на базе Тимашевского образовательного центра. Хочу отметить, что это на сегодняшний день пока единственный прецедент инициативы главы муниципального образования в Самарской области. Воспользоваться возможностями новых центров смогут все учащиеся района, для этого планируется организовать подвозы детей. Надо понимать, что идет оптимизация образовательного процесса и оборудовать аналогичные центры в школе, где, например, в выпускном классе всего 5 человек, просто невомозможно.
Для чего нужны такие центры? Прежде всего их работа нацелена на повышение уровня подготовки школьников, будет способствовать уменьшению разрыва в качестве оборудования между городскими и сельскими школами.
Отмечу еще одну уникальную особенность Кинель-Черкасского района. На базе Станции юных техников по инициативе директора Петра Юрьевича Кирина создана и действует единственная в губернии передвижная мобильная лаборатория, которая ездит по району и, по сути, делает для сельских ребят доступной работу с робототехникой и прочими передовыми технологиями. Не знаю, как в стране, но аналогов лаборатории в Самарском регионе точно не существует. Это дает нам право говорить о том, что мы не просто идем в ногу со временем, а находимся на шаг впереди.
Уроки технологии – на новый уровень
Министерство образования РФ утвердило инновационную концепцию преподавания предмета «технология», что потребует оснащения школ новым оборудованием. Молоток и гвозди останутся в прошлом, уступив место станку с числовым программным управлением, технологиям цифрового моделирования и производства, робототехники и т.д.
В Кинель-Черкасском районе такие кабинеты тоже будут открыты, но не в этом году, поскольку в первую очередь должны заработать Центры цифрового и гуманитарного образования. Кабинеты технического направления появятся в школах с численностью не менее 500 учащихся и будут оснащены по последнему слову техники. Это поможет адаптировать детей к условиям современного производства.
Лидеры допобразования
Национальный проект, кроме прочего, нацелен на развитие творческих способностей детей. Кинель-Черкасский район, без преувеличения, является лидером в системе дополнительного образования – куда вовлечены более 80% школьников. Нацпроектом установлена планка в 80%, таким образом, мы ее уже выполнили. В ближайшее время будет сделан акцент на занятия в высокотехнологичных кружках и объединениях (робототехника, кванториумы). В числе приоритетных направлений остается военно-патриотическое воспитание. И вновь мы идем на опережение. Кадетские классы, военно-патриотические и военно-спортивные клубы, юнармейцы – все формы и условия созданы, приходи и занимайся.
«Учитель будущего»
Педагоги – это обычные люди, которым требуется мотивация в работе. Заработные платы и социальный пакет – не самые привлекательные, жилплощадью обеспечиваются единицы, хотя и областные, и районные власти над этим работают. Поэтому проект «Учитель будущего» нацелен на удовлетворение моральных потребностей учителей и предполагает проведение реформ в национальной системе учительского роста. Понятно, что не каждому суждено стать директором или завучем, но человеку необходимо проходить ступени профессионального роста. Сейчас в образовательной среде обсуждаются новые должности педагогических работников, отражающие их профессиональные успехи. К примеру, может официально закрепиться должность учителя-наставника.
Для того, чтобы работать в новой системе образования, переподготовку прошли 100% педагогов. Да, есть определенная потребность в учителях и, в частности, иностранных языков. Хотим мы того или нет, в ближайшие годы в список обязательных предметов ЕГЭ войдет иностранный язык. Будет действовать тот же принцип, что и с математикой, школьникам предоставят право выбора сдачи базового либо профильного уровня иностранного языка. Нужны педагоги эстетического уклона (музыка, рисование).
ЕГЭ и профориентация
В Кинель-Черкасском районе созданы все необходимые условия для получения качественного образования. Однако ключевая проблема качества состоит вовсе не в ЕГЭ и коррупции, а в мотивации учащегося к саморазвитию. Если человек не горит желанием учиться, он ничего не достигнет, насколько бы ни была комфортна образовательная среда. Как заинтересовать ученика? Максимально эффективной должна быть деятельность родителей и учителей. Ведь есть маленькие села, где отдельные родители возят своих детей в детские сады Кинель-Черкасс, потому что стремятся дать ребенку современное образование. С самого детства ребенок должен быть замотивирован на развитие, а для этого требуется конкурентная среда. Впрочем, был удивительный случай в Печиненской школе Богатовского района, где из 6 выпускников двое набрали на ЕГЭ 100 баллов по русскому языку. Конечно, надо отдать должное педагогу – молодому, энергичному, идейному. Но весомую роль сыграло стремление самих учащихся достичь высшего результата. Это лучшее подтверждение простой теории: если есть потребность, человек освоит нужный ему объем знаний. С другой стороны, если у школьника нет такой потребности и он не испытывает интереса к определенному кругу предметов, то это нужно понять и принять, в том числе, и родителям. В этом смысле считаю ЕГЭ подходящим механизмом для определения уровня подготовки выпускников. Ведь, согласитесь, мы не хотим попасть под нож хирурга, который купил экзамены. Практикуемая сегодня в России форма сдачи экзаменов минимизирует вероятность подобных случаев. Помню, как в свое время «ковали» золотых медалистов. Я и сам принимал экзамены и старался относиться к учащимся по-человечески. Сложно, конечно, исключить субъективный фактор. Поэтому более объективной проверки знаний, чем ЕГЭ не было и нет.
Юристов и экономистов мы подготовили огромное количество, но назовите мне преуспевающих юристов из этого числа. Большинство работают где угодно, но не получили профессионального развития. К счастью, люди начали это понимать. После 9 класса, как минимум, половина ребят идет по направлениям рабочих специальностей. В конце концов у нас есть Кинель-Черкасский сельскохозяйственный техникум и Отрадненский нефтяной техникум – учреждения, выпускающие отличных специалистов среднего звена. Мне известна масса примеров, когда одни оканчивали школу с большими амбициями и не достигали желаемого результата, а другие получали профессию в техникуме, работали на аграрном предприятии, строили дома, создавали семьи и были счастливы – они нашли свое место в жизни.
Беседовала Н.ГЛАЗКОВА.
В Самарской области планируется реализация восьми региональных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность», «Учитель будущего», «Поддержка семей, имеющих детей» и «Новые возможности для каждого». Уже подтверждены объемы финансирования проектов из федерального бюджета на 2019 год. Общие поступления средств из федерального бюджета в рамках нацпроекта «Образование» ожидаются в объеме 366 млн. руб., затраты областного бюджета планируются в объеме 790 млн. руб., не менее 68,6 млн. руб. должный вложить муниципалитеты.