Драчливость – признак силы или пробел в воспитании?

Недавно в класс, где учится дочь моей знакомой, пришел мальчик, его семья переехала в село из другого района.
С этого момента начались проблемы. Новенький оказался очень драчливым, он постоянно конфликтует с одноклассниками, а те в свою очередь пытаются его проучить. На этой почве умудрились поругаться даже родители школьников: каждый винит другого, а у кого-то крайним во всей этой истории получился учитель. К сожалению, проблема  не единичная. На Комиссии по делам несовершеннолетних регулярно рассматриваются подобные дела.

В драке девочки
не уступают

– В прошлом году Комиссия по делам несовершеннолетних рассмотрела 19 дел по дракам. Каждый случай изучался досконально, взвешивались все обстоятельства, в итоге 16 подростков поставлены на учет. Дерутся не только мальчики, но и девочки, ни в чем не уступая первым, – отмечает секретарь КДН Наталья Быстрова – И таких фактов за 2019 год выявлено 3. Бывало, что даже нос ломали. В основном, в ход пускают кулаки дети, по возрасту не подлежащие административной ответственности (до 16 лет). Причиной инцидентов чаще всего служит личная неприязнь. Когда детально разбираешься в ситуации, понимаешь, что подростки просто не умеют словестно разрешать конфликт. И  это не только школьники, но и учащиеся СХТ и медколледжа. Студенты – это категория, достигшая 16 лет, а значит, они могут нести административную ответственность. За нанесение побоев предусмат­ривается штраф от 5 до 30 тыс. рублей. Радует, что рецидивов в практике КДН нет.  Для этого прилагается максимум усилий, психологами Комплексного центра ведется работа по сплочению класса. Кроме того, мы обязательно заботимся о трудоустройстве подростка, к примеру, на летний период, а также занимаемся организацией его досуга, вовлекаем в кружки и волонтерскую деятельность. С прошлого года за подростком, поставленным на учет, назначается общественный наставник, контролирующий его поведение. И, конечно, взаимодействуем с родителями. К сожалению, в современном обществе мало примеров, на которые могла бы равняться наша молодежь. Даже среди взрослых конфликты часто решаются с помощью криков и рукоприкладства, а, как известно, дети копируют поведение взрослых, и в особенности – своих родителей.

 

Больше крови –
больше лайков

В последнее время все больше и больше в информационных сетях появляется новостей о той или иной драке в школе. Дети становятся агрессивными, и весь свой негатив пытаются выплеснуть на своих более слабых сверстников. Интернет навод­нили ролики из разных концов страны, в которых школьники жестоко избивают друг друга. Правил никаких нет. Другие подростки снимают все на телефоны и требуют не останавливаться. Эти разборки называют «забивы» – на манер группировок футбольных фанатов, которые так еще в 2000-х договаривались о драках между собой. Но те бились за честь любимой команды, и большинство из них были взрослыми. А «забивные подростки» дерутся и унижают других на камеру и потом выкладывают в Интернет. Принцип простой: не важно, кто и за что начал, главное – чтобы видео получилось зрелищным.

В большинстве случаев эти «забивы» проходят не в каких-нибудь темных подвалах и на пустырях, над подростками издеваются или их провоцируют иногда прямо в школе или за ближайшими гаражами, то есть, по сути, особо не скрываясь. Когда подростки устраивают такие драки на камеру, действует одно правило: чем больше крови – тем больше лайков, поэтому такие съемки уже превратились чуть ли не в настоящую индустрию. Такие видео длятся не больше 15 секунд. Под некоторыми в Интернете даже устраивают голосование – выбирают самые жесткие «забивы» школьников.

Что происходит с нашими детьми и каковы причины необузданной агрессии и ненависти к окружающим? Где кроется основная причина и что с этим делать? Ситуацию комментирует школьный психолог Елена Пуговкина:

– К сожалению, проблема агрессивности – одна из самых значительных в современном обществе и психологии. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с агрессивным поведением. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к другим поведение. Подростки проявляют агрессию не только при личных контактах, но и используют для этого социальные сети. Причем, агрессия имеет несколько видов: например, физическая агрессия, когда используется физическая сила против другого человека, или вербальная агрессия – выражение негативных чувств через крик, визг, угрозы и т.д. Агрессия может быть и косвенной – в виде сплетни или злобной шутки. Надо отметить, что агрессивные тенденции в подростковом возрасте обусловлены двумя наиболее яркими факторами – это новообразования возраста и влияние социума. На подростка оказывают влияние его семья, школа и сверстники, а также деятельность различных СМИ. По телевизору постоянно транслируются фильмы с драками и убийствами, Интернет переполнен жестокостью, а о видеоиграх и говорить нечего, и все это легкодоступно для наших детей. Жизненные ценности людей терпят крах и постепенно меняются. Сейчас в приоритете сила, жестокость и умение подавлять людей, а если все эти качества есть у подростка – то это гремучая смесь, которая впоследствии может привести к уголовной ответственности.

На просторах Интернета можно встретить информацию, которая культивирует силу, призывает не быть «слабаком». А что стоит опубликовать видео о своих «подвигах», выставить напоказ «крутизну своего поступка»?.. Если разбираться в психологических причинах агрессии, то можно выделить несколько. Очень часто агрессия – это механизм защиты. Дети могут защищаться от тревоги и страхов, связанных с взаимоотношениями со сверстниками (например, страхом быть непризнанным, отвергнутым), могут защищаться от чувства неуверенности. В практике нередко встречаются ситуации, когда подросток или ребенок агрессией противостоит чувствам, возникающим из-за ощущения недостатка любви и внимания со стороны родителей, или они таким образом переживают развод мамы и папы. На самом деле, психика в этом возрасте чрезвычайно уязвима, и всегда найдется причина для сильных эмоциональных переживаний. Другое дело, что, как правило, эти истинные чувства очень глубоко скрыты, и не всегда понятно, что же стоит за тем или иным актом агрессии. Нередко жестокость выступает как способ самоутверждения. «Буду бить – будут бояться и уважать», – такое я слышу все чаще и чаще. Удивительно, что сегодня родители нередко учат своих детей не пытаться решить конфликт мирным путем, а сразу давать сдачу, а то и просто дают установку на легкий путь признания сверстников. И если подобные уроки хорошо «усваиваются» в дошкольном и младшем школьном возрасте, то очевидно, что к подростковому возрасту агрессивность становится устойчивой чертой характера подростка. Причем, есть разница в проявлении агрессии у мальчиков и девочек: если для ребят самый простой способ в конфликте или общении – ответить силой, то девушки ударят, скорее всего, в последнюю очередь. Они больше склонны к агрессии, проявляющейся в сплетнях и клевете, что по силе воздействия тоже не уступает физической. В 13-15 лет для человека очень важно признание сверстников. Подросток нередко делает что-то ради этого или же наоборот – стремится подражать тому, кого считает своим кумиром, примером для подражания. Он может попасть под чье-то влияние (а компании бывают разные), и тогда он не пойдет против всех, а будет заодно, участвовать, например, в драке. Еще одна причина агрессии, когда не сформированы механизмы эмоциональной саморегуляции, ограничен спектр навыков выражения чувств (вместо осознания «я злюсь, мне не нравится, как ты поступил со мной» – лучше ударить). К тому же, увы, увеличивается количество тех, кто не способен к сопереживанию, сочувствию, состраданию и не умеет радоваться за других. Да, особенно к сорадованию – способности переживать чувство радости и удовлетворения успехами других. Нередко, например, мы слышим о ситуациях, когда девушке «попадает» от другой за повышенное внимание со стороны юношей, при этом внимание и интерес она «заслужила», не прикладывая специально каких-либо усилий.

Много вопросов возникает при обсуждении этой проблемы. Но главный из них – что делать? Прежде всего, надо разбираться, анализировать причины, а потом, исходя из них, решать эту проб­лему. И надо сказать, что часто требуется разносторонний подход: возможно, необходима помощь специалистов (психолога, детского психотерапевта), работа с семьей или с классным коллективом. В любом случае оставлять подобную ситуацию без внимания нельзя, поскольку агрессия порождает агрессию, и тогда ребенок или подросток попадает в замкнутый круг. Взрослый же человек, который не научится правильно разрешать конфликты, выражать свое несогласие, подсознательно будет выражать свою внутреннюю агрессию по отношению к мужу или жене, детям в разных формах, тем самым делая их также несчастливыми. На работе эти нерешенные проблемы также явно будут мешать профессиональному росту. Поэтому именно взрослые, и в первую очередь родители, помогая подросткам правильно разобраться с агрессией, делают их жизнь в будущем счастливой и полноценной.

 

Годы идут,
привычки остаются

В 70-е, 80-е годы была традиция устраивать драки «деревня на деревню» или «район на район». Участники тех потасовок рассказывали: «Бывало, произойдет какой случай, прыгаем по мотоциклам и в райцентр или соседнее село на разборки. С цепями, палками… хлестались до крови. Нередко встречи «стенка на стенку» заканчивались выбитыми зубами, сломанными носами и ребрами. Казалось, эта старая традиция канула в лету, но нет. Она жива! В одном из увеселительных заведений Кинель-Черкасс, которое пользуется дурной репутацией, едва ли не каждые выходные происходят драки и нередко с серьезными побоями. А потом еще долго их участники или невольные свидетели разыскивают пропавшие вещи и очевидцев. Оказывается, жители Кинель-Черкасс и Отрадного часто обмениваются такими налетами.

Н.ГЛАЗКОВА.

Фотографии из галереи

Мы любим спорт!
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
О.Кузнецова
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail