Драчливость – признак силы или пробел в воспитании?
- Published on Friday, 20 March 2020 16:23
Недавно в класс, где учится дочь моей знакомой, пришел мальчик, его семья переехала в село из другого района.
С этого момента начались проблемы. Новенький оказался очень драчливым, он постоянно конфликтует с одноклассниками, а те в свою очередь пытаются его проучить. На этой почве умудрились поругаться даже родители школьников: каждый винит другого, а у кого-то крайним во всей этой истории получился учитель. К сожалению, проблема не единичная. На Комиссии по делам несовершеннолетних регулярно рассматриваются подобные дела.
В драке девочки
не уступают
– В прошлом году Комиссия по делам несовершеннолетних рассмотрела 19 дел по дракам. Каждый случай изучался досконально, взвешивались все обстоятельства, в итоге 16 подростков поставлены на учет. Дерутся не только мальчики, но и девочки, ни в чем не уступая первым, – отмечает секретарь КДН Наталья Быстрова – И таких фактов за 2019 год выявлено 3. Бывало, что даже нос ломали. В основном, в ход пускают кулаки дети, по возрасту не подлежащие административной ответственности (до 16 лет). Причиной инцидентов чаще всего служит личная неприязнь. Когда детально разбираешься в ситуации, понимаешь, что подростки просто не умеют словестно разрешать конфликт. И это не только школьники, но и учащиеся СХТ и медколледжа. Студенты – это категория, достигшая 16 лет, а значит, они могут нести административную ответственность. За нанесение побоев предусматривается штраф от 5 до 30 тыс. рублей. Радует, что рецидивов в практике КДН нет. Для этого прилагается максимум усилий, психологами Комплексного центра ведется работа по сплочению класса. Кроме того, мы обязательно заботимся о трудоустройстве подростка, к примеру, на летний период, а также занимаемся организацией его досуга, вовлекаем в кружки и волонтерскую деятельность. С прошлого года за подростком, поставленным на учет, назначается общественный наставник, контролирующий его поведение. И, конечно, взаимодействуем с родителями. К сожалению, в современном обществе мало примеров, на которые могла бы равняться наша молодежь. Даже среди взрослых конфликты часто решаются с помощью криков и рукоприкладства, а, как известно, дети копируют поведение взрослых, и в особенности – своих родителей.
Больше крови –
больше лайков
В последнее время все больше и больше в информационных сетях появляется новостей о той или иной драке в школе. Дети становятся агрессивными, и весь свой негатив пытаются выплеснуть на своих более слабых сверстников. Интернет наводнили ролики из разных концов страны, в которых школьники жестоко избивают друг друга. Правил никаких нет. Другие подростки снимают все на телефоны и требуют не останавливаться. Эти разборки называют «забивы» – на манер группировок футбольных фанатов, которые так еще в 2000-х договаривались о драках между собой. Но те бились за честь любимой команды, и большинство из них были взрослыми. А «забивные подростки» дерутся и унижают других на камеру и потом выкладывают в Интернет. Принцип простой: не важно, кто и за что начал, главное – чтобы видео получилось зрелищным.
В большинстве случаев эти «забивы» проходят не в каких-нибудь темных подвалах и на пустырях, над подростками издеваются или их провоцируют иногда прямо в школе или за ближайшими гаражами, то есть, по сути, особо не скрываясь. Когда подростки устраивают такие драки на камеру, действует одно правило: чем больше крови – тем больше лайков, поэтому такие съемки уже превратились чуть ли не в настоящую индустрию. Такие видео длятся не больше 15 секунд. Под некоторыми в Интернете даже устраивают голосование – выбирают самые жесткие «забивы» школьников.
Что происходит с нашими детьми и каковы причины необузданной агрессии и ненависти к окружающим? Где кроется основная причина и что с этим делать? Ситуацию комментирует школьный психолог Елена Пуговкина:
– К сожалению, проблема агрессивности – одна из самых значительных в современном обществе и психологии. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с агрессивным поведением. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к другим поведение. Подростки проявляют агрессию не только при личных контактах, но и используют для этого социальные сети. Причем, агрессия имеет несколько видов: например, физическая агрессия, когда используется физическая сила против другого человека, или вербальная агрессия – выражение негативных чувств через крик, визг, угрозы и т.д. Агрессия может быть и косвенной – в виде сплетни или злобной шутки. Надо отметить, что агрессивные тенденции в подростковом возрасте обусловлены двумя наиболее яркими факторами – это новообразования возраста и влияние социума. На подростка оказывают влияние его семья, школа и сверстники, а также деятельность различных СМИ. По телевизору постоянно транслируются фильмы с драками и убийствами, Интернет переполнен жестокостью, а о видеоиграх и говорить нечего, и все это легкодоступно для наших детей. Жизненные ценности людей терпят крах и постепенно меняются. Сейчас в приоритете сила, жестокость и умение подавлять людей, а если все эти качества есть у подростка – то это гремучая смесь, которая впоследствии может привести к уголовной ответственности.
На просторах Интернета можно встретить информацию, которая культивирует силу, призывает не быть «слабаком». А что стоит опубликовать видео о своих «подвигах», выставить напоказ «крутизну своего поступка»?.. Если разбираться в психологических причинах агрессии, то можно выделить несколько. Очень часто агрессия – это механизм защиты. Дети могут защищаться от тревоги и страхов, связанных с взаимоотношениями со сверстниками (например, страхом быть непризнанным, отвергнутым), могут защищаться от чувства неуверенности. В практике нередко встречаются ситуации, когда подросток или ребенок агрессией противостоит чувствам, возникающим из-за ощущения недостатка любви и внимания со стороны родителей, или они таким образом переживают развод мамы и папы. На самом деле, психика в этом возрасте чрезвычайно уязвима, и всегда найдется причина для сильных эмоциональных переживаний. Другое дело, что, как правило, эти истинные чувства очень глубоко скрыты, и не всегда понятно, что же стоит за тем или иным актом агрессии. Нередко жестокость выступает как способ самоутверждения. «Буду бить – будут бояться и уважать», – такое я слышу все чаще и чаще. Удивительно, что сегодня родители нередко учат своих детей не пытаться решить конфликт мирным путем, а сразу давать сдачу, а то и просто дают установку на легкий путь признания сверстников. И если подобные уроки хорошо «усваиваются» в дошкольном и младшем школьном возрасте, то очевидно, что к подростковому возрасту агрессивность становится устойчивой чертой характера подростка. Причем, есть разница в проявлении агрессии у мальчиков и девочек: если для ребят самый простой способ в конфликте или общении – ответить силой, то девушки ударят, скорее всего, в последнюю очередь. Они больше склонны к агрессии, проявляющейся в сплетнях и клевете, что по силе воздействия тоже не уступает физической. В 13-15 лет для человека очень важно признание сверстников. Подросток нередко делает что-то ради этого или же наоборот – стремится подражать тому, кого считает своим кумиром, примером для подражания. Он может попасть под чье-то влияние (а компании бывают разные), и тогда он не пойдет против всех, а будет заодно, участвовать, например, в драке. Еще одна причина агрессии, когда не сформированы механизмы эмоциональной саморегуляции, ограничен спектр навыков выражения чувств (вместо осознания «я злюсь, мне не нравится, как ты поступил со мной» – лучше ударить). К тому же, увы, увеличивается количество тех, кто не способен к сопереживанию, сочувствию, состраданию и не умеет радоваться за других. Да, особенно к сорадованию – способности переживать чувство радости и удовлетворения успехами других. Нередко, например, мы слышим о ситуациях, когда девушке «попадает» от другой за повышенное внимание со стороны юношей, при этом внимание и интерес она «заслужила», не прикладывая специально каких-либо усилий.
Много вопросов возникает при обсуждении этой проблемы. Но главный из них – что делать? Прежде всего, надо разбираться, анализировать причины, а потом, исходя из них, решать эту проблему. И надо сказать, что часто требуется разносторонний подход: возможно, необходима помощь специалистов (психолога, детского психотерапевта), работа с семьей или с классным коллективом. В любом случае оставлять подобную ситуацию без внимания нельзя, поскольку агрессия порождает агрессию, и тогда ребенок или подросток попадает в замкнутый круг. Взрослый же человек, который не научится правильно разрешать конфликты, выражать свое несогласие, подсознательно будет выражать свою внутреннюю агрессию по отношению к мужу или жене, детям в разных формах, тем самым делая их также несчастливыми. На работе эти нерешенные проблемы также явно будут мешать профессиональному росту. Поэтому именно взрослые, и в первую очередь родители, помогая подросткам правильно разобраться с агрессией, делают их жизнь в будущем счастливой и полноценной.
Годы идут,
привычки остаются
В 70-е, 80-е годы была традиция устраивать драки «деревня на деревню» или «район на район». Участники тех потасовок рассказывали: «Бывало, произойдет какой случай, прыгаем по мотоциклам и в райцентр или соседнее село на разборки. С цепями, палками… хлестались до крови. Нередко встречи «стенка на стенку» заканчивались выбитыми зубами, сломанными носами и ребрами. Казалось, эта старая традиция канула в лету, но нет. Она жива! В одном из увеселительных заведений Кинель-Черкасс, которое пользуется дурной репутацией, едва ли не каждые выходные происходят драки и нередко с серьезными побоями. А потом еще долго их участники или невольные свидетели разыскивают пропавшие вещи и очевидцев. Оказывается, жители Кинель-Черкасс и Отрадного часто обмениваются такими налетами.
Н.ГЛАЗКОВА.