Помогает опыт предков

Помогает  опыт  предков

Знаете ли вы, из чего готовят пирожки «с дурындой»? Что такое «поветь»? Где в Кинель-Черкассах находилась «мертвая» 

улица? Ответы на эти и еще десятки других вопросов, 
касающихся истории Кинель-Черкасс, может дать жительница села Татьяна Ивановна Кульборисова.
Она из числа тех редких (к сожалению!) людей, сохранивших неподдельный интерес к прошлому родного края и старающихся передать его представителям будущих поколений. 
– Моя бабушка всякий раз, когда узнает о смерти знакомого человека, говорит: «Ах, как жаль, что не успела еще поговорить с этим человеком, расспросить его», – делится внучка Татьяны Ивановны, тоже Татьяна Кульборисова. – Она мне всегда внушает: чем больше людей будешь знать  и помнить, тем дольше сохранится память о каждом человеке.
Да, и в наше суетное, наполненное заботами о материальном благополучии время, есть люди, помнящие, что «не хлебом единым жив человек», что  собственные родовые корни питают душу человека, помогая выстоять в самых непростых жизненных передрягах. 
Уважительное, трепетное отношение к родному краю и людям, его населяющим, Татьяна Ивановна разделяла со своим, ныне, к сожалению, покойным супругом Иваном Шамилевичем, оставившим для потомков настоящую семейную реликвию – «Записную книжку деда бессрочного хранения «Родословие».
В предисловии к ней он писал: «...Только опыт предков может ответить нам на самые важные вопросы бытия, и, очевидно, поэтому такую непреодолимую силу имеет над человечеством прошлое. В пустыне прошлого четко виднеются расставленные усилиями многих поколений ориентиры, пустыня прошлого давно обжита и пройдена, в пустыне будущего – все неизвестность и бездорожье, которое каждому вновь приходящему необходимо преодолеть. Можно многое из своего прошлого забыть, человеческая память рациональна, но есть особая память, передающаяся от отца к сыну, от деда к внуку в течение нескончаемого ряда поколений. Она живет в человеке с момента его появления до последнего дыхания. Это и есть память родной земли, складывающаяся веками и тысячелетиями.
...Народ, не отстоявший и не сохранивший свою историю, бесследно и бесславно исчезает, растворяется во тьме надвигающихся времен. Защищая настоящее, листая страницы героического прошлого, народ прежде всего отстаивает свое прошлое, а следовательно, и будущее». 
Где бы они ни жили – а кадровому военному И.Ш.Кульборисову довелось служить в Благовещенске и Калининграде, Москве и Ленинграде – все четверть века разлуки   Татьяна Ивановна и Иван Шамилевич  хранили  теплые воспоминания о малой родине.
– В пору нашего детства кинель-черкассцев отличали доб-рота, радушие, отзывчивость, уважительное отношение к старшим, трудолюбие, – вспоминает Татьяна Ивановна. –  Помню, что даже старенькие бабушки всегда стремились белить свои домики, кто мелом, кто известкой, а кто и красной глиной...
Люди были открытыми и радушными, даже замков на домах не водилось. Когда в домах Старос-тиных и Филипповых появились первые телевизоры, мы, детвора, каждый вечер ходили к ним. Приходили заранее, рассаживались и смотрели, даже не важно что. И хотя дома владельцев диковинки, которой в ту пору был телевизор,  по нынешним меркам были сов-сем маленькими, отказа многочисленным  зрителям  разного возраста никогда не было.
В  дом  бабушки и дедушки Татьяны Ивановны, находившийся на улице Крестьянская, 77, тоже заходили все, кому надо было отдохнуть с дороги перед посещением больницы, церкви  или базара. Часто это были дальние родственники, а порой,  люди совсем незнакомые. Дать временный приют усталому путнику в те времена считалось делом привычным и благочестивым.
Каждую весну  перед Пасхой сюда приезжали две-три монахини из монастыря, возможно, потому, что прежними владельцами дома, купленного дедом Татьяны Ивановны, Иваном Андрияновичем Крючковым, были монашки. Монахини мастерили  искусственные цветы, а потом несли их в церковь Вознесения, чтобы украсить цветами  иконы к празднику. 
Часто в этом доме бывала блаженная Мария Ивановна Матукасова. Бабушка Татьяны Ивановны   угощала ее своим квасом, который делала на вишневых веточках и листочках. 
Мария Ивановна доставала из своих узелков, сумок чистые тетради, тонко подточенные карандаши или белый новый кусочек ткани, нитки, иголки и учила маленькую Таню писать и вышивать. Девочка знала наизусть всю Пасхальную службу, которую священник по обыкновению служил на кладбище. Однажды она пела так проникновенно, что батюшка, погладив девчушку по голове, вручил ей самое красивое Пасхальное яичко.
– Вообще, – вспоминает моя собеседница, – люди в Кинель-Черкассах раньше были очень набожные. Помню, когда к нам, первоклассникам, впервые пришла медицинская комиссия, то оказалось, что почти все ребята носили на груди крестики. Конечно, нам сразу приказали их снять, на что бабушка дома отреагировала, осуждающе качая головой и повторяя: «Шайтан ты этакий!»
Дедушка Татьяны Ивановны многие годы следил за состоянием родника, бившего из-под земли под мостом через реку Большой Кинель, чистил его, обихаживал. У этого родника собирались люди, ждавшие попутной машины в Винно-Банново, Сарбай и Семеновку. Когда ухаживать за родником стало некому, его затянуло тиной и родник исчез.
Вот так и все в жизни: лишенное заботы и любви чахнет и постепенно гибнет. И лишь мы, люди, своим вниманием и душевным теплом можем продлить жизнь будь то роднику, растению или доброй традиции.
Татьяна Ивановна Кульборисова, хоть и находится в пенсионном возрасте, буквально кипит деятельностью. Много лет она трудилась  в Кинель-Черкасском Доме молодежных организаций и до сих пор озабочена тем, что в нем закрыта дискотека, а детишкам  с 5 по 9 класс негде общаться вечерами. 
– Сейчас дети, которых я знала по ДМО, уже подросли, у них появились свои малыши, – делится она. – Но досуг молодых мам в нашем селе тоже не организован, а ведь общаться им хочется не меньше. Эту проблему Татьяна Ивановна поднимает как активный член женсовета.
Она много лет помогает своей дочери Ольге в работе с детишками из цирковой студии «Янтарик»: шьет костюмы, готовит реквизит, если понадобится,  сама выступает в роли веселого клоуна. Рядом с ними часто бывает внучка Татьяна,  буквально выросшая на сцене. Вместе они готовят цирковые программы, пишут проекты, проводят выставки. С недавних пор все вместе вошли в состав казачьей станицы Кинель-Черкасская, регулярно ездят на казачьи фестивали, возрождая традиции слободы Кинель-Черкасская. Это дружная, сплоченная, жизнерадостная семья, стремящаяся сделать так, чтобы всем окружающим было тепло и радостно в этом мире.
И.Беляева.  
 

Фотографии из галереи

Мы любим спорт!
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail