Психика ребёнка – в руках родителей

Психика  ребёнка  –  в  руках  родителейЕжегодно 2 марта отмечается Всемирный день психического здоровья подростков. Он призван обратить внимание на проблемы, с которыми сталкиваются тинэйджеры и их родители. Ведь зачастую именно в этот период теряется связь между родными людьми. Нередко помочь семье вновь обрести гармонию может только специалист. В нашем интервью Надежда Зубкова, педагог-психолог центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи района, рассказала как научиться взаимодействовать с чадом и сохранить его ментальное здоровье.

Надежда, вот уже 23 года Вы работаете с детьми и подростками. От чего зависит психологическое здоровье подрастающего поколения?

– Здесь выступает совокупность сразу нескольких факторов: врождённые данные, атмосфера в семье, взаимоотношение с родителями, учителями и сверстниками, реализация в обществе. Если говорить о врождённых данных, то это не только особенности характера, но и физическое здоровье. К сожалению, сейчас всё больше детей уже рождаются с минимальными патологиями нервной системы. Задержка речи или общего развития, запоздалое становление двигательных функций, чрезмерная возбудимость или наоборот безэмоциональность – повод обратиться к специалистам. Сейчас во многих детских садах и школах есть логопеды, психологи, дефектологи, медики.

Не каждый родитель адекватно воспримет от специалиста информацию о том, что с его ребёнком что-то не так. Кто-то посчитает, что это несерьёзно, а кто-то не захочет лишнего внимания со стороны образовательного учреждения.

– Не стоит воспринимать слова педагогов «в штыки», нужно относиться к ним серьёзно. Наша цель – помочь, а не обособить ребёнка или сказать, что он какой-то не такой. Чем меньше возраст, тем легче что-то исправить. Если это всё пустить на самотёк, это может перерасти в серьёзные психологические проблемы. Бывает, когда ребенок подрастёт, родители вспоминают, что им когда-то предлагали помощь специалисты, но они отказались. А зря. Кажется, ну картавит, ну не выговаривает звуки, а потом уже в школе ребёнок нервничает, грызёт ручку, пачкает тетради, обзывает или толкает одноклассников, не запоминает материал. Это всё взаимосвязано. Тут уже в школе психолог или педагог бьёт тревогу.

Можно ли сказать, что всё-таки основным фактором в психологическом благополучии ребёнка выступают именно родители?

– Безусловно. Ответственность за воспитание ребёнка и его дальнейшую жизнь лежит в большей степени на родителях. Да, в какой-то мере влияют школа и окружение. Но, опять же, главное – атмосфера дома и отношения с родителями. Все мы понимаем, что многие устают на работе, пытаются обеспечить финансовую стабильность, при этом совершенно забывая об истинных потребностях своих детей. Дети иногда живут будто сами по себе. Они одеты, обуты, накормлены, но одиноки. Тогда они всеми способами пытаются обратить на себя внимание. Могут огрызаться, дерзить, отказываться выполнять просьбы или учиться, делать что-то назло, скандалить. Родители, в свою очередь, вместо того, чтобы поговорить и спокойно разобраться в ситуации, прибегают к наказаниям, оскорбляют, принуждают силой. В подростковом возрасте это скажется только негативно. Будет расти недосказанность, появится ещё большая отчуждённость, а «вызов» чада будет только агрессивнее. Сами дети чаще всего говорят «родители меня не слышат, я хочу обратить на себя внимание, показать, что мне плохо, я тут пропадаю». Взрослые должны это услышать и откликнуться.

Если уже начался напряжённый период, как вести себя родителям? Говорят, что нужно стать для ребёнка другом.

– Примерно в 6-7 классе у детей происходят резкий физический, психологический скачок и гормональная перестройка. А родители зачастую не могут переключить свою модель поведения. Необходимо сменить старую систему детско-родительских отношений на новую. Но стать нужно не другом, а скорее старшим товарищем. Тогда будет доверие, но не будет потерян авторитет. Фразы типа «Потому что я так сказала…» лишь провоцируют у подростка агрессию и протестное настроение. Я всегда говорю родителям: «Подумайте, что бы вы сказали своему другу, если бы он поделился с вами переживаниями, возможно, рассказал о совершённой ошибке. Вряд ли бы вы кричали, возмущались и осуждали. Скорее всего попытались предложить помощь. Почему бы не попробовать так отнестись к своему ребёнку?». Многие делать этого не хотят, перекладывают ответственность на педагогов. Конечно, мы тоже стараемся помочь детям. Один из наиболее эффективных методов – вовлечение во внеурочную деятельность. Например, ребятам очень нравится КВН. Здесь они могут себя проявить.

Бывает ли такое, что вот этот самый напряжённый пубертатный период обходит подростков стороной?

– Конечно, если семья благополучная, то такое возможно. Но встречается это довольно редко.

А что для психолога означает термин «благополучная семья»?

– Это не та семья, где финансовый достаток, родители полностью могут обеспечить все потребности и желания ребёнка. В первую очередь это семья, в которой разговаривают, общаются, оказывают друг другу поддержку, вместе проживают кризисные ситуации. Ребёнок не боится рассказать о своём проступке. Он понимает, что даже если его поругают, то потом ему окажут помощь и не будут попрекать за совершённые ошибки. Каждая семья – это маленький мир. Это место, где ребёнок и подросток может приобрести спокойствие, почувствовать, что нужен, любим и может быть услышан.

Часто ли родители обращаются к Вам или Вашим коллегам за помощью? Ведь для многих поход к психологу – это бесполезно или даже стыдно.

– Радует, что в последние годы слова озабоченности психическим здоровьем подростков звучат всё чаще. Но, несмотря на это, многие родители действительно обращаются к специалисту, только достигнув «точки кипения», когда отношения с ребёнком испорчены. Это не совсем правильно. К психологу можно и даже нужно обращаться уже при первых «звоночках», когда возникают небольшие недопонимания, решить которые самостоятельно взрослый человек не в силах. Тогда он должен взять на себя ответственность, прийти к специалисту со своим чадом. Как показывает практика, иногда достаточно обычного разговора, в котором родитель и ребёнок услышат друг друга. Психолог здесь выступает в качестве проводника. Если ситуация запущенная, то предстоит долгая работа.

Дайте пару советов взрослым, как же им сохранить взаимоотношения с подростком.

– Не нужно экономить силы на формирование здоровой психики своего ребёнка. Учитесь расставлять приоритеты и находить время на общение с подростком. Постоянно наблюдайте, потому что не все системы воспитания одинаково полезны: кому-то нужна строгость, а кого-то она может напугать. Старайтесь не ограничивать личное пространство, не врываться без стука в комнату, не отчитывайте ребёнка при друзьях. Касаемо внешнего вида, то цветные волосы, пирсинг, странная одежда в подростковом возрасте – временное явление. Это всё способы самовыражения. Проявите чуточку терпения, ребёнок со временем сам поймёт, что ему это не нужно.

Беседу вела А.Бугакова

Фотографии из галереи

Лыжная гонка на...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail