Каждый ребёнок хочет верить в чудо

Каждый  ребёнок  хочет  верить  в  чудо

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа», – говорил русский писатель Алексей Николаевич Толстой. Сказка – один из древнейших жанров. Неслучайно нашей собеседницей сегодня стала руководитель театральной студии «Жар-птица» Кинель-Черкасской детской школы искусств, преподаватель Елена Михайловна ЗНАМЕНЩИКОВА.

С самого рождения мы слышим волшебное слово «сказка». Что же это такое, как бы Вы ответили?

– На этот вопрос можно ответить очень просто. Сказка – это то, что придумали люди. У меня остались яркие воспоминания, связанные с поездкой к бабушке Ксении Акимовне Свиридовой, которая жила в Белгородской области в селе Волотово. Она была вокалисткой в хоре и настоящей сказительницей. Вечером она рассказывала нам (внукам) свои сказки – в сюжеты вплетала истории из жизни (верно заметил Ганс Христиан Андерсен: «Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь»). И это было волшебно. Свой рассказ она сопровождала мелодичными напевами и обязательно наряжалась в народный костюм. У нее было много костюмов, я их рассматривала и примеряла на себя.

Так вот когда зародилась Ваша любовь к театру?

– Когда я училась в школе в Новокуйбышевске (я там родилась), занималась 8 лет в театральной студии, у меня был очень хороший преподаватель. Безусловно, наш репертуар состоял в основном из сказок, и все мои персонажи были сказочными: Золушка, фея. Мне хорошо удавались мужские роли и очень нравились характерные – Баба Яга, например.

Будучи старшеклассницей, я посмотрела художественный фильм по произведению Александра Островского «Снегурочка» – замечательная сказка, и мне захотелось ее прочесть на языке, созданном классиком, – очень красивый мелодичный слог. По сей день эта сказка остается моей любимой, у меня даже есть мечта сделать сценическую постановку. Пока она не воплотилась, потому что произведение серьезное, требует большой ответственности как от режиссера, так и от артистов.

В сказке обязательно есть какая-то мудрость. Ведь каждый знакомый с детства персонаж – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Василиса Премудрая, Змей Горыныч – пытается нас чему-то научить.

– В современном мире сложно понять, где добро, а где зло, все перемешано. Сказка разграничивает эти понятия. В ней нет искаженного представления о добре и зле. Она показывает отношение к пороку и добродетели. В этом и заключается воспитательный момент. Ребенок понимает, что за плохие поступки придется отвечать.

Кроме того, характерная черта нашего времени – косноязычие. Как с этим бороться? Читать детям сказки. Сказки, написанные великими литераторами, которые умело владели уникальным слогом, или народные сказки, пересказанные людьми, они тоже сложены замечательным языком. Это наше богатейшее наследие. Когда мы с ребятами работаем с такими текстами, мы ничего не исправляем, потому что в них каждое слово звучит как волшебное. Это очень важно, потому что чем больше мы говорим красивым литературным языком, тем больше дети это впитывают.

Сказка – один из древнейших жанров традиционного русского фольклора. Как Вы, как режиссер, относитесь к этому жанру?

– Сказка – очень благодатный материал для режиссера детских театров. Именно она дает возможность привить ребенку чувство сценического перевоплощения. Сказочные персонажи, которых играют дети, знакомы им и понятны. Поэтому момент перевоплощения происходит как бы сам по себе. Мы, безусловно, используем сказку как основной материал. В нашем репертуаре есть сказки как зарубежных, так и русских писателей. В прошлом году мы ставили «Алису в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Была драматургическая сказка «Принц Рике» по произведению Федора Кони «Принц с хохлом, бельмом и горбом» (см. фото), в основе которого лежит сказка. Сейчас силами учащихся 1-го, 2-го и 3-го классов делаем сказку «Золотой ключик, или Невероятные приключения Буратино» Алексея Толстого. Премьера состоится 4 марта. Скорее всего, это будет онлайн-трансляция, зрители смогут посмотреть спектакль на сайте ДШИ, либо в нашей группе во «ВКонтакте».

Чуть позже выйдет еще одна премьера по современной сказке Юлия Кима «После дождичка в четверг», которую мы готовим с учащимися 5-го, 4-го и 3-го классов.

Ваша театральная студия носит имя сказочного персонажа, почему именно Жар-птица?

– Жар-птица – это персонаж, который приносит счастье. Верим, что она оберегает нас своим крылом, сопутствует и дает возможность двигаться вперед. Мы каждый год принимаем участие в международных конкурсах детского творчества и становимся лауреатами. Ее цветовая гамма – яркая, солнечная, светлая – символизирует нескончаемый огонь, который горит в наших сердцах. Мы с радостью делимся этой энергией со зрителями.

Вы считаете современное, так называемое поколение «Z», нуждается в сказках?

– Каждый ребенок хочет верить в чудо. Сказки – это тот жанр литературы, который будет жить всегда. Дети любили и любят погружаться в волшебный, сказочный мир, где торжествует добро, где происходят чудеса. Вера в чудо дает возможность жить, надеяться и радоваться. Но я не только сказочный режиссер, но еще и немного реалист, поэтому всегда говорю детям, чтобы чудо свершилось, нужно потрудиться до седьмого пота. Любой сказочный персонаж добивается своей цели, преодолевая какие-то препятствия, так же и в жизни. Сказку мы делаем своими руками.

Дети в возрасте от 6 лет, желающие заниматься в театральной студии «Жар-птица», или их родители могут обратиться в Детскую школу искусств по тел. 4-49-56 или по адресу: с.Кинель-Черкассы, ул.Школьная, 1 «Г», каб.№4.

Беседу вела О.Горбунова.

Фотографии из галереи

Мы любим спорт!
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail