Связала свою жизнь с искусством
- Published on Monday, 02 November 2015 20:13
«В моей жизни есть две вещи, о которых я никогда не пожалею: рождение детей и выбор профессии», – с такого откровения начала беседу директор Тимашевской музыкальной школы Элина Олеговна Лебедева.
Материнство стало для нее величайшим счастьем, а в работе она нашла себя. Исложно не согласиться с мнением моей героини, которая убеждена: «Заниматься нелюбимым делом, все равно, что жить с нелюбимым мужчиной».
Связать свою жизнь с искусством, ей было предначертано свыше. Она родилась и выросла в творческой семье. Однако родственники принципиально не отдавали учиться в музыкальную школу, полагая, что обернется это загубленным детством, к тому же, в роду и без того достаточно работников культуры. Бабушку моей собеседницы, Алину Генриховну, Бог наделил музыкальным слухом, что помогло ей выжить во время ссылки на архипелаге ГУЛАГ, куда она вместе с тысячами других советских людей отправилась с ярлыком «дочь врага народа». Глава семейства был инженером и во многом благодаря его чаяниям открылся механический факультет Саратовского политехнического института. Но страну захлестнула волна сталинских репрессий. Все заслуги прошлых лет были разом позабыты. В 1930 году его признали «врагом народа» и расстреляли вместе с Вавиловым. Жену, сына и дочь отправили в ссылку.
– Бабушка, полька по происхождению, по-русски толком не разговаривала, но хорошо пела и умела играть на фортепьяно. С такими музыкальными данными она неплохо пристроилась в клубе и, тем самым, смогла выжить. Там же бабушка познакомилась с будущим мужем, сыном человека, охранявшего поселение. Виртуозный аккордеонист и певица, они вместе часто гастролировали. Многое испытав на своем веку, Алина Генриховна дожила до 87 лет и незадолго до кончины получила письмо о полной реабилитации.
Отец Э.О.Лебедевой – музыкант-духовик, мать преподавала в музыкальной школе, а позже возглавляла Дом культуры г.Уральск в Казахстане. Последние годы родители живут в Лондоне. Людмила Александровна работает в Доме русской культуры им. А.С.Пушкина, поет в хоре. Но сама наша героиня со школы мечтала учить детей русскому языку и литературе. В начале 90-х семья перебралась в г.Самара. Мать посоветовала дочери попробовать себя на театральном поприще. К тому моменту Элина благополучно поступила в педагогический институт, и лишь для того, чтобы порадовать маму, пошла в Академию искусства и культуры. Она даже не верила, что получится пройти испытания. В те годы девушка зачитывалась Андреем Дементьевым и на экзамене прочла его стихотворение «Отцы, не покидайте сыновей...». Юная абитуриентка произвела впечатление на экзаменационную комиссию и ее зачислили в вуз.
Квартиры в областном центре пришлись не по карману. Закончив обучение, Элине Олеговне в поисках жилья пришлось отправиться по близлежащим селам, так моя собеседница оказалась в селе Тимашево.
– Когда знакомые интересовались, где мы будем жить, в ответ шутила: «В Простоквашино». Первые три года ходила, словно оглохшая. После городского шума сельская тишина казалась чем- то невероятным. Улицы, люди, новый ритм жизни – все вокруг было чужим и сильно угнетало. Порой хотелось просто взять и уехать. Но со временем привыкла и полюбила село. Здесь встретила много интересных, интеллигентных людей, в городах таких еще поискать, делится собеседница.
С дипломом на руках и с огромным желанием работать Элина Олеговна пришла в администрацию поселения, и там ей предложили возглавить местный Дом культуры. Материальная база учреждения была небогата, зато сколько замыслов и вариаций их воплощения родилось у нового директора! Почти сразу же под ее началом открылась театральная студия для школьников. Последние семь лет она руководит музыкальной школой и продолжает раскрывать артистические таланты юных жителей глубинки. Родители охотно отдают своих чад в детский театральный коллектив «Паяц», созданный Э.О.Лебедевой.
Для нее очень важно воспитать в детях любовь к литературе, искусству и, в первую очередь, к искусству отечественному. Она уверена, пока мы не научимся понимать нашу культуру, мы не поймем зарубежную. «Читать между строк и чувствовать то, что читаешь, расставлять интонационные акценты, играть голосом» – вот чему учит Элина Олеговна на своих занятиях.
– Какое бы произведение ни легло в основу нашей театральной постановки, мы обязательно говорим об авторе и его жизненном пути, разбираемся в том, что он, собственно, хотел сказать в своей книге. К примеру, возьмем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана...» Разве могут школьники в третьем классе понять его истинный смысл и в полной мере оценить всю красоту лермонтовской аллегории. Между тем, речь идет об отношениях зрелого мужчины и юной девушки.
Театр Лебедевой – это не просто площадка для творчества. Дети здесь раскрепощаются, освобождаются от страхов и стеснения и даже исправляют дефекты речи. В таких случаях наставник принимает даже пятилетних малышей. Нет, Элина Олеговна не логопед, но благодаря регулярным и совершено несложным занятиям ей удается откорректировать детскую речь.
Дебютируют воспитанники в спектакле с платковыми куклами. Распахнутым движением рук на сцене юные герои открываются публике. Конечно, они еще не актеры, а только учатся ими быть. Со временем репертуар усложняется, насыщается элементами музыки и танца и перерождается в часовое представление.
У каждого наставника есть свои любимые ученики, и моя собеседница не исключение. Элина Олеговна души не чает в Марии Ломак.
– Маша – по духу родной мне человечек. Мы с полуслова, с полувзгляда понимаем друг друга. Берем одно и тоже произведение и одинаково его чувствуем. Девочка очень способная, – восхищается преподаватель. – Три года подряд она завоевывает первое место на международном конкурсе «Весенняя капель». Комиссия конкурса очень серьезная. Актер Евгений Леонов- Гладышев, сыгравший в фильме «Место встречи изменить нельзя», советовал Маше смело поступать в Москву в театральный. Преподаватель режиссерского отделения Самарской академии искусства и культуры признался, что будет рад видеть мою ученицу в своей группе. Перед девочкой открываются хорошие перспективы, но решать ей и ее родителям. С большим уважением отношусь к профессии актера. За той легкостью, которую мы видим на экране и сцене, на самом деле скрывается огромный труд. Когда мама руководила Домом культуры в Казахстане, творческие вечера с участием актеров были своего рода традицией. Особенно мне запомнилась встреча с Людмилой Гурченко. В то время только вышел в прокат фильм «Любовь и голуби». Прежде, чем добраться до места, актриса проделала долгий путь. Из машины она вышла бодрая и выглядела идеально. На протяжении нескольких часов Людмила Марковна общалась с залом, отвечала на вопросы зрителей, шутила, пела. Это удивительная женщина, немного сумасшедшая, но настоящая звезда! – рассказывает Элина Олеговна.
Двое младших детей героини учатся в музыкальной школе, что совершенно не удивительно. Иначе просто не могло быть. Дочь Алина – скрипачка, младший сын Артем учится игре на домре, а старший Сергей работает и учится в Самаре. Заботливая мать практически с пеленок развивала музыкальный слух малышей, покупала игрушечное пианино, скрипку и, что немаловажно, прививала эстетический вкус. Дом Лебедевых полон музыкальных инструментов. Здесь звучат фортепьяно, домра, гитара, скрипка…
Манера держать себя, чувство такта, утонченный вкус – дух интеллигенции у нашей героини в крови. Общение с этим человеком доставляет эстетическое удовольствие. Она вполне могла бы уехать за красивой жизнью к родителям заграницу или принять предложение и режиссировать в народном театре города Отрадный при Дворце культуры, где совершенно иные условия, иной уровень материально-технической базы. Но мысль о воспитанниках удерживает ее от этого шага: «Как я брошу детей? Здесь я приношу реальную пользу, здесь мое место».
Н.Глазкова.