Связала свою жизнь с искусством

Связала свою жизнь    с искусством

«В моей жизни есть две вещи, о которых я никогда не пожалею: рождение детей и выбор профессии», – с такого откровения начала беседу директор Тимашевской музыкальной школы Элина Олеговна Лебедева.

Материнство стало для нее величайшим счастьем, а в работе она нашла себя. Исложно не согласиться с мнением моей героини, которая убеждена: «Заниматься нелюбимым делом, все равно, что жить с нелюбимым мужчиной». 

Связать свою жизнь с искусством, ей было предначертано свыше. Она родилась и выросла в твор­ческой семье. Однако родствен­ники принципиально не отдава­ли учиться в музыкальную шко­лу, полагая, что обернется это загубленным детством, к тому же, в роду и без того достаточно работников культуры. Бабушку моей собеседницы, Алину Генриховну, Бог наделил музыкальным слухом, что помогло ей выжить во время ссылки на архипелаге ГУЛАГ, куда она вместе с тыся­чами других советских людей от­правилась с ярлыком «дочь врага народа». Глава семейства был инженером и во многом благо­даря его чаяниям открылся ме­ханический факультет Саратов­ского политехнического инсти­тута. Но страну захлестнула волна сталинских репрессий. Все заслу­ги прошлых лет были разом по­забыты. В 1930 году его признали «врагом народа» и расстреляли вместе с Вавиловым. Жену, сына и дочь отправили в ссылку.

– Бабушка, полька по проис­хождению, по-русски толком не разговаривала, но хорошо пела и умела играть на фортепьяно. С такими музыкальными данными она неплохо пристроилась в клу­бе и, тем самым, смогла выжить. Там же бабушка познакомилась с будущим мужем, сыном чело­века, охранявшего поселение. Виртуозный аккордеонист и певица, они вместе часто гастроли­ровали. Многое испытав на своем веку, Алина Генриховна дожила до 87 лет и незадолго до кончины получила письмо о полной реаби­литации.

Отец Э.О.Лебедевой – музыкант-духовик, мать преподавала в му­зыкальной школе, а позже воз­главляла Дом культуры г.Уральск в Казахстане. Последние годы родители живут в Лондоне. Люд­мила Александровна работает в Доме русской культуры им. А.С.Пушкина, поет в хоре. Но сама наша героиня со школы меч­тала учить детей русскому языку и литературе. В начале 90-х семья перебралась в г.Самара. Мать по­советовала дочери попробовать себя на театральном поприще. К тому моменту Элина благополуч­но поступила в педагогический институт, и лишь для того, чтобы порадовать маму, пошла в Акаде­мию искусства и культуры. Она даже не верила, что получится пройти испытания. В те годы де­вушка зачитывалась Андреем Де­ментьевым и на экзамене прочла его стихотворение «Отцы, не по­кидайте сыновей...». Юная абиту­риентка произвела впечатление на экзаменационную комиссию и ее зачислили в вуз.

Квартиры в областном центре пришлись не по карману. Закон­чив обучение, Элине Олеговне в поисках жилья пришлось отпра­виться по близлежащим селам, так моя собеседница оказалась в селе Тимашево.

– Когда знакомые интересо­вались, где мы будем жить, в от­вет шутила: «В Простоквашино». Первые три года ходила, словно оглохшая. После городского шума сельская тишина казалась чем- то невероятным. Улицы, люди, новый ритм жизни – все вокруг было чужим и сильно угнетало. Порой хотелось просто взять и уехать. Но со временем привыкла и полюбила село. Здесь встретила много интересных, интеллигент­ных людей, в городах таких еще поискать, делится собеседница.

С дипломом на руках и с огромным желанием работать Элина Олеговна пришла в адми­нистрацию поселения, и там ей предложили возглавить местный Дом культуры. Материальная база учреждения была небогата, зато сколько замыслов и вариа­ций их воплощения родилось у нового директора! Почти сразу же под ее началом открылась театральная студия для школь­ников. Последние семь лет она руководит музыкальной школой и продолжает раскрывать арти­стические таланты юных жите­лей глубинки. Родители охотно отдают своих чад в детский театральный коллектив «Паяц», созданный Э.О.Лебедевой.

Для нее очень важно воспи­тать в детях любовь к литературе, искусству и, в первую очередь, к искусству отечественному. Она уверена, пока мы не научимся понимать нашу культуру, мы не поймем зарубежную. «Читать между строк и чувствовать то, что читаешь, расставлять интонаци­онные акценты, играть голосом» – вот чему учит Элина Олеговна на своих занятиях.

– Какое бы произведение ни легло в основу нашей театраль­ной постановки, мы обязательно говорим об авторе и его жизнен­ном пути, разбираемся в том, что он, собственно, хотел сказать в своей книге. К примеру, возьмем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Ночевала тучка золотая на гру­ди утеса-великана...» Разве мо­гут школьники в третьем классе понять его истинный смысл и в полной мере оценить всю кра­соту лермонтовской аллегории. Между тем, речь идет об отношениях зрелого мужчины и юной девушки.

Театр Лебедевой – это не просто площадка для творчества. Дети здесь раскрепощаются, освобож­даются от страхов и стеснения и даже исправляют дефекты речи. В таких случаях наставник принимает даже пятилетних малы­шей. Нет, Элина Олеговна не ло­гопед, но благодаря регулярным и совершено несложным заняти­ям ей удается откорректировать детскую речь.

Дебютируют воспитанники в спектакле с платковыми куклами. Распахнутым движением рук на сцене юные герои открываются публике. Конечно, они еще не ак­теры, а только учатся ими быть. Со временем репертуар услож­няется, насыщается элементами музыки и танца и перерождается в часовое представление.

У каждого наставника есть свои любимые ученики, и моя со­беседница не исключение. Элина Олеговна души не чает в Марии Ломак.

– Маша – по духу родной мне человечек. Мы с полуслова, с по­лувзгляда понимаем друг друга. Берем одно и тоже произведе­ние и одинаково его чувствуем. Девочка очень способная, – вос­хищается преподаватель. – Три года подряд она завоевывает первое место на международном конкурсе «Весенняя капель». Ко­миссия конкурса очень серьезная. Актер Евгений Леонов- Гладышев, сыгравший в фильме «Место встречи изменить нель­зя», советовал Маше смело поступать в Москву в театральный. Преподаватель режиссерского отделения Самарской академии искусства и культуры признал­ся, что будет рад видеть мою ученицу в своей группе. Перед девочкой открываются хорошие перспективы, но решать ей и ее родителям. С большим уваже­нием отношусь к профессии ак­тера. За той легкостью, которую мы видим на экране и сцене, на самом деле скрывается огром­ный труд. Когда мама руководи­ла Домом культуры в Казахстане, творческие вечера с участием ак­теров были своего рода традици­ей. Особенно мне запомнилась встреча с Людмилой Гурченко. В то время только вышел в про­кат фильм «Любовь и голуби». Прежде, чем добраться до места, актриса проделала долгий путь. Из машины она вышла бодрая и выглядела идеально. На протя­жении нескольких часов Людмила Марковна общалась с залом, отвечала на вопросы зрителей, шутила, пела. Это удивительная женщина, немного сумасшед­шая, но настоящая звезда! – рас­сказывает Элина Олеговна.

Двое младших детей герои­ни учатся в музыкальной школе, что совершенно не удивитель­но. Иначе просто не могло быть. Дочь Алина – скрипачка, млад­ший сын Артем учится игре на домре, а старший Сергей рабо­тает и учится в Самаре. Заботли­вая мать практически с пеленок развивала музыкальный слух малышей, покупала игрушечное пианино, скрипку и, что немало­важно, прививала эстетический вкус. Дом Лебедевых полон музыкальных инструментов. Здесь звучат фортепьяно, домра, гита­ра, скрипка…

Манера держать себя, чувство такта, утонченный вкус – дух ин­теллигенции у нашей героини в крови. Общение с этим чело­веком доставляет эстетическое удовольствие. Она вполне могла бы уехать за красивой жизнью к родителям заграницу или при­нять предложение и режиссиро­вать в народном театре города От­радный при Дворце культуры, где совершенно иные условия, иной уровень материально-технической базы. Но мысль о воспитанниках удерживает ее от этого шага: «Как я брошу детей? Здесь я приношу реальную пользу, здесь мое место».

Н.Глазкова.

 

Фотографии из галереи

Лыжная гонка на...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Прорыв, Е.Андро...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail