Из прошлого – в будущее

Из прошлого – в будущееДва десятилетия назад, в преддверии 250-летия со дня основания села Кинель-Черкассы, краевед Петр Данилович Столяров заинтересовался историей храмов нашего района. За эти годы им проделан огромный исследовательский труд, готовый превратиться в уникальную книгу, которая восстановит страницы прошлого нашего родного края.

Мы попросили Петра Даниловича рассказать о целях и результатах его исследований:
Петр Данилович, как возник Ваш интерес к истории храмов?
– Из истории мы знаем, что до революции в каждом российском селе был православный храм. Как правило, его строительство начиналось одновременно с основанием села. Те населенные пункты, где храмов не было, назывались деревнями. Храмы играли огромную роль в жизни людей: они были центрами не только религиозной, но и культурной, духовной жизни. Поэтому история каждого села неразрывно связана с историей храмов. И разве могло не заинтересовать то, что из множества храмов в начале 90-х в нашем районе остался лишь один храм! Невольно возникал вопрос, какие храмы и в каких селах действовали до революции.
Как Вы собирали материалы?
– Надо сказать, что такой информации мало и ее приходится выбирать из разных источников буквально по крупицам. С этой целью я много работал в Самарском и Оренбургском архивах, Самарской областной научной универсальной библиотеке. Детально изучал журнал «Самарские Епархиальные ведомости», который до революции не только освещал события церковной жизни, но и публиковал исторические справки о селах, храмах, монастырях.
Позже я обратился к воспоминаниям старожилов, которые представляют особую ценность для периода 20-30-х годов. Теперь жалею, что не начал заниматься этим раньше, пока живы были многие свидетели и очевидцы тех событий. Но, возможно, и сейчас есть еще люди, которые могут передать какие-то сведения, а возможно, документы, фотографии и т. п., каким-то образом связанные с историей храмов Кинель-Черкасского района. Я буду очень признателен им за это и непременно укажу их имена в своей книге.
Свое исследование я разделил на три периода. Первый период – церкви нашего района до революции с момента их строительства. В этом разделе, в частности, освещена деятельность православных библиотек и церковно-приходских школ, которые стали первыми народными учебными заведениями.
Второй период – годы гонений на Церковь, которые начались с 1922 года, когда из храмов в огромных количествах изымали церковную серебряную и позолоченную утварь, представлявшую не только материальную, но и культурную ценность.
В конце 20-х годов с православных храмов начали снимать колокола, которые шли на переплавку. В 30-е годы храмы просто закрывали под разными предлогами. Самым распространенным из них было то, что верующие перестали ходить в храмы, но это на самом деле не соответствовало действительности. В тот же период начались репрессии против церковнослужителей. Я искал в архивах материалы об этом, пытался попасть в архив ФСБ, но доступ к этим материалам до сих пор закрыт. Хотя мне рассказывали, что в Троицкой церкви с.Кинель-Черкассы был священник, живший на Ленинской улице, которого расстреляли. Сейчас я делаю попытки восстановить его фамилию и опосредованно найти материал через Белую Книгу. Годы гонений на Церковь продолжались и при Хрущеве, который обещал «показать последнего попа», и в 70-80-е годы, когда существовали запреты на посещение храмов, отправление таинств крещения, венчания и т.д.
Третий период – начало 90-х годов, период духовного возрождения, когда началось интенсивное восстановление приходов, храмов, монастырей. Он также найдет свое отражение в будущей книге.
И.Беляева


Глава из новой книги

История православных храмов Кинель-Черкасского района.
Освоение территории Кинель-Черкасского района относится к первой половине XVIII века. Во вновь устроенных деревнях и слободах жители начинают возводить православные храмы. В XVIII веке на территории района значилось 4 церкви: церковь во имя Чудотворца Николая в Сарбайской слободе, построена в 1753 году; церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с.Племянниково (с.Березняки) – 1779 год; церковь Михайло-Архангельская в Кинель-Черкасской слободе – 1780 год, церковь во имя Живоначальной Троицы в с.Тимашево – 1787 г.
Приходы этих церквей относились к Казанской Епархии.
В 1799 году образуется Оренбургская Епархия. Приходы Кинель-Черкасского района относятся к Сергиевскому, Бугурусланскому и Бузулукскому Благочиниям Оренбургской Епархии.
С образованием в 1851 году Самарской губернии последовал Указ Святейшего Синода об учреждении Епархии в пределах Самарской губернии. 30 марта 1851 года в Самаре было торжественно открыто Епархиальное управление. Первым возглавил Самарскую Епархию Преосвященный Евсевий.
Вновь созданная Самарская губерния состояла из 7 уездов. Самарское Епархиальное управление разделило каждый уезд на несколько благочинных округов с 10-30-ю приходами в каждой: Бугульминский – из 4; Бугурусланский – из 8; Бузулукский – из 12; Николаевский – из 9; Ставропольский – из 5.
Во главе Благочинного округа стоял благочинный священник. Благочинные священники осуществляли надзор за нравственностью духовенства, за управлением церковным имуществом, за сохранностью церковных книг и были обязаны два раза в год объезжать церкви своего округа. Они имели право самостоятельно улаживать мелкие дела и налагать церковные взыскания за незначительные проступки. О результатах своих объездов они должны были делать подробные отчеты архиерею.
Большая часть сел Кинель-Черкасского района во второй половине XIX века входила в состав второго благочинного округа Бугурусланского уезда.
Село Племянниково (Березняки) входило в состав первого благочинного округа Бугурусланского уезда.
Села Малое Обухово (Пустовалово), Кротовка, Черновка, Новые Ключи входили в состав Бузулукского уезда и относились, соответственно, к 4, 5, 6 Благочинным округам Бузулукского уезда.
С учреждением Епархии начинается активное церковное строительство в Самарской губернии. Православных церквей в губернии на 1855 год было каменных – 139, деревянных – 309.
В конце XIX века при епископе Гурии в Самарской Епархии насчитывалось 870 церквей.
В 1917 году на территории Кинель-Черкасского района действовало 6 каменных храмов и 17 деревянных церквей.



Уважаемые читатели!


Если вы располагаете какой-либо информацией, касающейся истории храмов Кинель-Черкасского района, просим вас поделиться ею с редакцией по тел. 4-05-75 или передать
в храм Вознесения Христова в с.Кинель-Черкассы П.Д.Столярову (тел. 4-34-78).

Фотографии из галереи

Лыжная гонка на...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail