Кротовская птицефабрика в судьбах людей

Кротовская  птицефабрика  в  судьбах  людей

Пожалуй, в истории любого города или села есть период, которым жители гордятся и вспоминают с ностальгией. Расцвет поселка Подгорный пришелся на годы работы Кротовской птицефабрики. Благодаря промышленному гиганту здесь вырос целый городок из многоэтажек для сотрудников. Квартиры людям предоставлялись бесплатно, многие живут в них до сих пор. Вместе с подгорненцами мы вспомним, как жилось и работалось, когда фабрика функционировала на полную мощь.

Город для кур

В развитие инфраструктуры поселка предприятие инвестировало огромные средства, были построены Дом культуры, стадион, профилакторий, детский сад. Как и многие предприятия страны Кротовская птицефабрика не пережила лихие 90-е и потерпела крах. Масштабные площади и производственные объекты самой птицефабрики заброшены.

Создание Кротовской птицефабрики пришлось на период настоящего бума строительства птицеводческих комплексов по всей стране. Застраивались огромные площади, открывались сотни и тысячи рабочих мест, что давало импульс для развития городов и сел. Только в Куйбышевской области к концу 1980-х годов эксплуатировалось восемь птицефабрик: Подбельская, Тимашевская, Кротовская, Жигулевская, Тольяттинская, Обшаровская, Рождественская и Безенчукская. Несмотря на внешнюю типизацию, все фабрики имели свои эксклюзивные отличия.

В состав Кротовской птицефабрики входили маточный и бройлерные цеха, птичники, инкубаторий, кормоцех, ветблок, представлявший целую лабораторию, управление с пристроенной столовой, мастерские и транспортные цеха. На предприятии имелась собственная мощная котельная, завод по производству комбикормов и перерабатывающий завод, очистные сооружения, 8 бетонных пометных ям. И это лишь часть производственных участков. Можно сказать, это был целый «город для кур»! Штат фабрики насчитывал свыше тысячи человек. В сутки выдавалось до 20 тысяч яиц, из них большая часть шла в инкубатор, а другая – на продажу.

 

Вспоминают с теплом

Рабочие кадры на новое предприятие съезжались со всей страны. Надежда Николаевна Кочергина приехала из Северной Осетии в 1983 году. Еще одним весомым аргументом перебраться в среднюю полосу России послужили медицинские рекомендации – влажный климат в ее родных краях неблаготворно отражался на ее здоровье.

– К тому моменту птицефабрика уже работала. Я пришла как раз к открытию родительского цеха. Мы сами подготавливали помещения, засаживали кур, а в августе 1983 года появилось первое яйцо – это был праздник для всего предприятия, – вспоминает знаковое для птицефабрики событие Надежда Николаевна. – Поступала к нам птица из отделения, так называемого реммолодняка, к тому времени ему уже исполнялось 120 дней. Всего на птицефабрике функционировало порядка десятка корпусов, в каждом из которых по 72 тыс.голов, а работало нас 6 птичников. Кормление птицы, отбор больных на санзабой – были нашей повседневной работой. Ветеринарные врачи пристально следили за здоровьем кур, вовремя делали профилактические прививки, это позволяло удерживать низкий уровень заболеваемости. Питание было сбалансированным, витаминизированным. Использовались только натуральные корма – творог, свежая рыба, морковь, дрожжи. Для улучшения пищеварения обязательно давали стеклокрошку, ракушечник. Представьте, каждый петух весил по 5 кг, мясо было вкусным, сытным и экологически чистым!

Яйцо собирали вручную, калибровали – крупное отправляли в инкубатор, помельче шло на продажу. В пик несения яйца нам и пообедать толком некогда было. Пока обойдешь зал длиною в 100 метров, на обратном пути лотки снова полные. Первое время даже снились яйца! Работали много, но мне нравилось, приятно видеть результат своего труда. Зарплату выдавали хорошую и продукцию по талонам. Спустя всего два месяца работы на производстве нам с мужем предоставили двухкомнатную квартиру, где живем и сегодня. К сожалению, по состоянию здоровья я была вынуждена уйти с предприятия, а позже оно и вовсе закрылось, более тысячи человек остались без работы, конечно, это привело к оттоку жителей из поселка Подгорный. Прошло много лет, а я по-прежнему с теплом вспоминаю коллектив птицефабрики.

 

* * *

Двенадцать с половиной лет Надежда Степановна Горячева проработала в одном из самых тяжелых цехов предприятия – убойном. Такой работе не позавидуешь, ежедневно идет непрерывный конвейер с подвешенными за ноги тушками птиц. Но, как говорит моя собеседница, пока были молодыми, трудностей не замечали.

– Не все могли стоять на самом убое, одни просто боялись, у других рука не поднималась, я бралась за любое дело и просто выполняла свою работу. Одна моя коллега-татарочка стояла на убое и приговаривала: «О, Аллах, прости, не сама, работа заставляет!» Спустя 12 лет и вовсе процесс идет на автомате. Однажды мы выдали за сутки 28 тыс.голов! Идет конвейер, а поэтому и делать нужно все быстро. Вначале думала, не успею, но приловчилась. К нам много приходило молодежи, обучали ребят прямо на рабочем месте. Всего на птицефабрике работало 2 убойных цеха. В забой поступали как крепкие, так и слабые куры, последние отправлялись на мясокостную муку, которую затем продавали на корм сельскохозяйственным животным.

Предприятие было масштабным во всех смыслах и имело всесоюзное значение. Сегодня, когда едем на свой земельный участок, мы проезжаем мимо разграбленных, полуразрушенных зданий, утопающих в густых зарослях, и сердце кровью обливается. Работники птицефабрики вели активную спортивную деятельность, участвовали в самодеятельности, что поощрялось руководством, выделялись путевки в санаторий. Я в те годы была солисткой хора и до сих пор пою – это уже стало потребностью души в песне, творчестве.

 

* * *

Вера Васильевна Захарова родом из Кинельского района, пришла на фабрику в 1982 году молоденькой 19-летней девушкой вместе с мужем.

– Супруг работал слесарем в убойном цехе, а я в бройлерном, он считался экспериментальным. Первых птенцов привезли совсем крохотными, им от силы была неделя, – с трепетом рассказывает Вера Васильевна. – Это малыши, которым требуется тщательный уход. Корма у нас были хорошие, в них добавлялись витамины, все натуральное и не о какой химии речи не шло, наверное, поэтому и цыплята наши росли крепкими, а падеж был невысоким. Помещения бройлерного цеха постоянно дезинфицировались, поилки для птенцов часто промывались – эту работа выполняла моечная бригада. В основном коллектив предприятия был молодой, трудились весело и дружно, с удовольствием учились всему новому. Для рабочих на фабрике были созданы все условия, достаточно вспомнить шикарную столовую, кормили там очень вкусно. Конечно, птицефабрика задавала ритм жизни поселку, поддерживала социальную сферу. После ее закрытия многие уехали, но сейчас к нам приезжают новые люди, надеюсь, эта тенденция продолжится.

 

P.S.

Несколько лет назад мы стали свидетелями возрождения Тимашевской птицефабрики. Сейчас предприятие работает и наращивает мощности. Конечно, жители Подгорного и соседних сел мечтают о том, чтобы нашелся инвестор, готовый реанимировать гремевшую когда-то Кротовскую птицефабрику. Это было бы настоящим чудом!

Н.ГЛАЗКОВА.

Фотографии из галереи

Лыжная гонка на...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
На отдыхе, В.Иг...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail