К 60-летию Кинель-Черкасского УАЦ ДОСААФ

К  60-летию  Кинель-Черкасского  УАЦ  ДОСААФ

В этом году сослуживцы бывшего УАЦ ДОСААФ будут отмечать 60-летний юбилей учебно-авиационного центра. Для многих кинель-черкасских авиаторов УАЦ до сих пор остается одной из ярких жизненных страниц. Своих героев мы представим позже, а сейчас расскажем об истории АУЦ ДОСААФ по материалам известного в районе краеведа П.Д.Столярова.

Кузница патриотов и военных резервов

В 1960 году Постановлением Президиума ЦК ДОСААФ №010 от 29 августа в Кинель-Черкассах был организован авиационный учебно-тренировочный центр ДОСААФ. В 1967 году его переименовали в учебно-авиационный центр (УАЦ), который просуществовал до 1992 года.

В сентябре 1960 года Кинель-Черкасский АУТЦ получил от ВВС СССР 36 «МиГ-15БИС», 34 УТИ «МиГ-15» и один «ЯК-12м», в середине 60-х – «МиГ-17», а в начале 80-х – самолет «Л-29». В задачи Центра входила ежегодная подготовка и переподготовка летно-подъемного, инженерно-технического состава и других авиационных специалистов Вооруженных Сил СССР, совершенствование летной и методической подготовки постоянного летного и инженерно-технического состава.

Занятия проводились в девяти специально оборудованных учебных классах. Военнослужащие проходили подготовку по авиационным и техническим специальностям. Плановая летная работа с переменным составом насчитывала 30 летных дней. Плановый налет летчика запаса на самолетах «МиГ-17» и «Л-29» составлял 50 часов.

Кинель-Черкасский АУТЦ окончили: в 1965 году 120 летчиков-курсантов, в 1975 году – 148, в 1985 году – 225.

В штате числились 349 человек. Первым начальником Кинель-Черкасского АУТЦ ДОСААФ (1960-1972 гг.) был В.С.Хальзов, подполковник, Герой Советского Союза, уроженец г.Вольск Саратовской области. В 1941 году он окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов. Обучался в Кинель-Черкасском 5-м запасном авиационном полку 10-ой авиабригады. Весной 1942 года с этого аэродрома В.С.Хальзов вылетел на фронт. 23 мая 1943 года за 46 успешных воздушных боев под Сталинградом ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Виктор Степанович ушел из жизни 24 июня 1985 года. Его имя было присвоено Кинель-Черкасскому АУЦ ДОСААФ и одной из улиц села.

Затем начальниками Кинель-Черкасского УАЦ были Г.В.Михайлов (1973-1974 гг.), Г.А.Олейниченко (1975-1980 гг.), В.Я.Браташ (1981-1987 гг.), О.М.Миноров (1987-1992 гг.).

Кинель-Черкасский учебно-авиационный центр был ликвидирован 26 июня 1992 года.

 

О тех, кто дружен с небом

 

Начальник Центра: «Я начал внедрять методы более сложных полетов»

Олег Минниадиевич Миноров связан с ДОСААФом с 1965 года. Правда, в его работе был небольшой перерыв, когда, окончив такой же, как в Кинель-Черкассах, УАЦ в Костроме, он служил в армии. В 1979 году снова был прикомандирован к ДОСААФу. Был летчиком-инструктором, потом командиром звена, заместителем командира эскадрильи, командиром эскадрильи. В Кинель-Черкасский УАЦ прибыл в 1987 году в должности заместителя начальника Центра по летной подготовке и был назначен на должность начальника Центра. Служил до 1992 года. Потом уволился в запас.

«Все УАЦ тогда были ликвидированы, подготовка мобилизационного резерва летного состава в стране прекращена совсем, – с сожалением констатирует он, затем приободряется, погружаясь в воспоминания. – Когда встречаю своих сослуживцев – все разговоры о летной работе. Мы занимались именно подготовкой летного состава для Советской армии. Работа мне очень нравилась. Не хочу хвастать, но когда сюда пришел, начал внедрять методы более сложных полетов, взяв на вооружение опыт моего бывшего наставника, начальника Вяземского Центра. Летчики выполняли полеты парами (боевая единица – это пара: ведущий и ведомый): полеты днем на перехват воздушных судов одиночно и в составе пары в простых и сложных метеоусловиях; полеты в составе пары на стрельбу по наземной цели со сложных видов маневра; сложный пилотаж в составе пары ночью в простых метеоусловиях; роспуск пар за облаками и заход на посадку в сложных метеоусловиях.

Помнится случай, когда наши летчики были командированы по их просьбе в Оренбургское училище на соревнования по летному спорту. Сначала организаторы не восприняли их всерьез, а когда увидели, как они летают, очень удивились. Потом один старший лейтенант из этого училища несколько раз просился ко мне на летную работу, но возможности такой не было, и я вынужден был ему отказать.

Мои бывшие сослуживцы до сих пор горды тем, что на закате своей деятельности они занимались настоящей авиационной работой, а не только обучением курсантов. А я благодарен им за то, что они поддержали меня в этой деятельности.

Каждый раз мы собираемся и отмечаем годовщину нашего УАЦ. В этом году – по инициативе организатора, бывшего инструктора Владимира Филипповича Холодова.

 

Летчик-инструктор: «Авиаполет – это не просто прогулка в облаках»

Впервые в Кинель-Черкасский УАЦ Владимир Филиппович Холодов попал в 1964 году в качестве курсанта после года занятий в аэроклубе города Уфа. После 20 месяцев обучения в авиационном учебно-тренировочном центре был направлен в Цент­ральную объединенную летно-техническую школу ДОСААФ СССР в г.Калуга. Через год, получив диплом, по направлению вновь прибыл в Кинель-Черкасский УАЦ уже в качестве летчика-инструктора на самолетах «МиГ-17» и «МиГ-15УТИ».

«Учебно-тренировочный истребитель «МиГ-15» – это, грубо говоря, учебная парта для курсантов, – углубляется в детали своей профессии Владимир Филиппович, – сзади сидит инструктор, впереди – курсант, который выполняет заданную программу за определенные часы. После этого он делает самостоятельные вылеты на самолете «МиГ-17».

В 1974 году В.Ф.Холодов ушел в гражданскую авиацию в Уфу, летал на самолетах «АН-24» и «ТУ-154». В 2000 году вышел на пенсию.

– Кинель-Черкасский УАЦ ДОСААФ сыграл большую роль в моем становлении как профессионального летчика, рассказывает он. – Я многим обязан и очень благодарен своим наставникам Михаилу Павловичу Гордееву, Данилу Васильевичу Тужилкову, Петру Егоровичу Ширнину, Геннадию Павловичу Аброськину, Юрию Дмитриевичу Десюненко, Александру Ивановичу Никитину. Молодые, неопытные – всем тонкостям летного дела мы учились у них. Авиаполет – это не просто прогулка в облаках, бывают разные ситуации: потеря скорости, сложные метеоусловия и т.д. Они уже были подкованы практически и передавали свой опыт. «Скорость потеряешь, ничего страшного, – говорил Данил Васильевич, – переводи ручку в нейтральное положение и педаль тоже, самолет сам справится». На земле они занимались с нами разборкой особых случаев во время полетов.

Самое памятное событие из жизни УАЦ случилось 18 августа 1990 года. Учебно-тренировочный центр получил награду – переходящее знамя Министерства обороны. Заслуги заключались в том, что за год Центр дал более 12 тыс. часов реактивного налета и выпустил 150 человек летчиков-истребителей для военно-воздушных сил. Знамя вручали в торжественной обстановке с участием представителей областного и центрального комитетов ДОСААФ. В том числе адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова. Он вошел в историю России как выдающийся флотоводец, который в течение 30 лет (1956-1985 гг.) находился на посту главнокомандующего ВМФ. Под его руководством был построен океанский ракетно-ядерный атомный флот с привлечением морской авиации.

С тех пор у нас повелась традиция – 18 августа отмечать годовщину УАЦ. В этом году в честь 60-летия образования авиационного центра мы заказали баннер, который украсит один из рекламных щитов районного центра и 180 памятных знаков. К сожалению, большого праздника из-за пандемии не получится, но в камерной обстановке мы его проведем и вручим памятные знаки.

 

Радиоинженер: «Отказ радиоэлектронного оборудования – предпосылка к происшествию»

Наш следующий герой Александр Иванович Кашин начал работать в УАЦ ДОСААФ практически с первых дней его основания, с августа 1960 года. В то время он был радиомехаником – незаменимым в летном деле человеком. Интерес к радиотехнике пробудился в нем еще в юные годы, до службы в армии он с удовольствием посещал курсы радиста в своем родном городе Вологда. Когда призвался, пошел служить в авиацию. Позже подковал свой практический опыт теоретическими знаниями на факультете авиационного радиоэлектронного оборудования в Калужском авиационном училище.

Начав работать в Кинель-Черкасском УАЦ, зарекомендовал себя грамотным специалистом и спустя некоторое время стал техником радиосвязи, потом начальником группы по радио в эскадрильи. Окончив заочно Куйбышевский институт патентоведения, занял должность инженера по авиационному и радиоэлектронному оборудованию и стал заместителем старшего инженера Центра. 20 лет своей жизни Александр Иванович посвятил любимому делу.

«Работать было очень интересно, – вспоминает он, – как инженер технико-эксплуатационной части (ТЭЧ), я координировал деятельность радистов. Это были грамотные и толковые ребята: Анатолий Иванович Шарков, Владимир Алексеевич Коновалов, Александр Иванович Небогин, Владимир Васильевич Борисов и другие. Одна группа радистов проводила предполетную подготовку радиоавиационного оборудования самолетов и обслуживала полеты, другая – отвечала за исправность радиоавиационного оборудования ТЭЧ.

После того как самолет налетает 50 или 100 часов, радиоаппаратуру снимали и отправляли в ТЭЧ, где радисты проверяли ее на определенные параметры. Затем возвращали на самолет и прежде чем отправить машину в полет, несколько раз проводили контрольные осмотры. К работе относились очень ответственно, ведь любой отказ радиоэлектронного оборудования – предпосылка к происшествию. Если это случалось, то после полета радисты немедленно устраняли все неисправности».

После выхода на пенсию А.И.Кашин стал начальником радиостанции, к самолетам, согласно инструкции, он уже не имел права доступа. Вся его трудовая деятельность от первого до последнего дня связана с Кинель-Черкасским УАЦ ДОСААФ, которому он посвятил более 30 лет.

О.Горбунова.

Фотографии из галереи

Лыжная гонка на...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Открытый команд...
Image Detail
Открытый команд...
Image Detail
Н.Глазкова
Image Detail