История малой родины – общее достояние
- Published on Wednesday, 28 August 2013 07:10
Юбилей района – хороший повод обратиться к истории малой родины. Ведь это не просто история, это – богатейшее наследие, которое оставили нам наши предки и которое, безусловно, является достоянием всех граждан, проживающих на этой территории. Между тем ни один школьный учебник не расскажет вам, что послужило основанием для рождения села, почему именно так называются его улицы, и какова история построек многолетней давности и современных.
Эта информация собрана лишь в архивных документах, к которым обратится не каждый. И если бы ни наши краеведы, нам никогда бы об этом не узнать. Безусловно, их труд очень ценен с точки зрения гражданской позиции и социальной значимости.
С интересной, на наш взгляд, инициативой вышел руководитель историко-культурного Центра «Наследие», известный в районе краевед П.Д.Столяров. Он начал цикл экскурсий по истории улиц села Кинель-Черкассы. «Эта тема меня давно интересовала, – признается Петр Данилович, – в связи с юбилеем района возникла идея – проводить экскурсии, воскресить историческую память о том, как менялся облик села. В этом мне оказала большую помощь председатель Совета ветеранов Галина Алексеевна Кирина, которая является старожилом села. Хочется выразить ей слова признательности и огромной благодарности».
Первыми экскурсантами стала группа теперь уже восьмиклассников Кинель-Черкасской школы №1. Краевед выразил желание работать именно со старшеклассниками потому, что «эти ребята уже осознают, что для них значит малая родина». Вместе с ребятами на экскурсии посчастливилось побывать и нам. Признаемся, что было очень интересно. Пожалуй, главную оценку дали сами ребята, но об этом позже.
Черкассы селились на берегу реки
Предисловием к экскурсии стал рассказ о том, как появилось село Кинель-Черкассы и что означает его современный герб. Рождение села связано со строительством оренбургской крепости и появлением города Оренбург. К строительству крепости привлекли коренных жителей Украины, которых называли «черкассы». В указе императрицы Елизаветы Петровны так и говорится: «Разрешить черкассам селиться по берегам рек Малый и Большой Кинель...». Этот указ дочь Петра I-го издала 7 марта 1744 года, после того, как переселенцы из Украины обратились с прошением разрешить им жить в безопасном от набегов башкир месте или вернуться на свою родину. 46 семей черкассов поселились на берегу реки Большой Кинель. Отсюда и название села – Кинель-Черкассы. По мнению собирателя исторической информации, заселение началось с угла, где пересекаются улицы Крестьянская (ранее Верхняя Кисловка), Черкасская (Нижняя Кисловка), Малороссийская. Это место было удобным как в географическом, так и в стратегическом плане: с одной стороны река Большой Кинель (в то время она была много шире и глубже), с других – озера Черновское и Маленкино (народные названия).
В 1769 году известный русский ученый, путешественник, исследователь, представитель Российской академии наук Симон Палас, проезжая через слободу Кинель-Черкасскую, писал в своих путевых заметках, чем занимаются жители, и особо отмечал чистые дворы и белые дома. Эту традицию принесли с собой переселенцы из Украины, где всегда было принято белить хаты.
Первоначально население Кинель-Черкасской слободы составляли украинцы. На рубеже 18-19 веков началось большое переселение из районов центральной России. Эти переселенцы, особенно из Тамбовской губернии, начали вытеснять украинцев. Так появились хутора Скрипников, Бражников, Галочкин, Сопляков, Кожемякин и другие.
В 1780 году в Кинель-Черкассах была поставлена первая церковь – Михайловская (на территории, где сейчас районная больница). Со временем Кинель-Черкассы стали крупным купеческим селом, здесь проводились большие ярмарки, куда отовсюду съезжался торговый люд. Дорога из Бугуруслана на Самару шла по современной Чапаевской улице. Она направлялась в конец села и через родник Самарский выходила на Вольную Солянку, затем по горе, минуя Тимашево, шла на Самару. Таким был так называемый почтовый тракт.
Современное село имеет свой герб, автором которого является кинель-черкассец А.П.Белов. Герб представлен в виде птицы, что символизирует свободу. В хвосте у птицы зерновой колос – знак того, что главным занятием свободолюбивого народа является земледелие. Голова птицы увенчана гребешком-триколором, что перекликается с государственным символом – российским флагом. Под птицей символически изображены волны, указывающие на то, что река Большой Кинель явилась определяющим географическим, экономическим и стратегическим фактором для основания села.
Вот она какая – улица Красноармейская
Основная часть экскурсии посвящалась улице Красноармейская, которая с исторических времен является центральной улицей села. Петр Данилович рассказал об истории зданий давней постройки и современных, памятников, местах общественного пользования, которые заслуживают особого внимания.
Ребята узнали историю памятника борцам за народное счастье, который установлен в центральном парке, где и собралась группа экскурсантов. Первоначально он стоял между современными зданиями РДК и регпалаты, в память о кровопролитных событиях, которые произошли в селе в марте 1919 года и названы Чапанным восстанием (восстание крестьян, чапан – длиннополая одежда, которую носили крестьяне). Оно было вызвано продразверсткой (у крестьян изымали все зерно, оставляли лишь на семена), проводимой в стране. В Кинель-Черкассах стали забирать и скот, обрекая многодетные семьи на голод. Это и привело к возмущению. Активисты восстания были убиты и захоронены на месте, где и стоял памятник. В 1967 году памятник вместе с останками был перенесен в парк. На мемориальной доске написаны имена восставших.
На территории сегодняшнего парка с середины 19 века и до его конца находилась большая базарная площадь, за которой (за зданием современного суда) стояли огромные амбары, куда ссыпали зерно. В 1926 году, согласно распоряжению местной власти, на месте базарной площади был разбит настоящий парк. Базарная площадь переместилась за территорию современной школы №1 и распростерлась до конца сегодняшнего стадиона. На углу, при входе в парк, стоял хлебный магазин, его называли «магазин тети Оли». Здесь продавался очень вкусный хлеб. Известно, что в районе танцплощадки, которая расположена в парке, раньше стояла церковь Михаила Архангела. Она запечатлена в картине местного художника А.А.Чернова. В фондах, которыми располагает краевед, нет фотографии этой церкви.
Свой рассказ П.Д.Столяров сопровождал показом старых и современных фотографий. У ребят была возможность наглядно сравнить, каким село было раньше и стало теперь, как сильно отличались старинные фасады зданий от современных. Это вызывало всеобщую заинтересованность и нескрываемые эмоции.
Современное здание торгового центра «Арбат» было построено в 2000-м году, после того как в старом случился пожар. Строители сохранили прежнюю архитектуру фасада старого деревянного здания. До революции это был дом купца Бессарабова. В советское время верхний этаж здания занимал райком партии, нижний – комитет комсомола, а в соседнем, где сейчас парикмахерская, находился райисполком. В 1965 году было построено новое здание, куда переехали районные комитеты партии и комсомола. Примерно в это же время строилось новое здание современной районной администрации. Прежде на этом месте стояло деревянное здание, где была больничная амбулатория.
Ребята узнали еще много интересного о медколледже, своей родной школе и других зданиях по улице Красноармейская. Общее впечатление высказала Полина Сидоренко: «Вот она какая – улица Красноармейская. Очень увлекательная экскурсия. Мы живем в этом селе и не знаем, что у него такая богатая история. Сегодня мы узнали много нового. Лично я еще больше прониклась самыми теплыми чувствами к своему родному селу. Надеюсь, что такие экскурсии будут продолжаться и я узнаю еще много интересного об истории других улиц и зданий».
О.Горбунова.