Могила лётчика

Могила  лётчика

После публикации материала «Возможно, вы помните летчика» в редакцию обратились двое  читателей. 

Один из них, Владимир Алексеевич Коновалов, 1949 года рождения, проживающий в селе Кинель-Черкассы, предложил съездить на место захоронения  летчика 41-го штурмового  авиационного полка, сформированного весной 1942 года на базе 5-го ЗАПа, погибшего во время учебных полетов.

Владимир Алексеевич  сам не раз бывал на этом месте, хорошо знал его с детства. Летчик разбился в 2-3 километрах от места, где проводились учения, в районе  старой сарбайской дороги. Очевидцы  тех событий «окрестили» эту территорию «бомбежкой», потому что она пострадала от разрывов бетонных  бомб. И хотя бомбы были учебные, в производстве использовался самый настоящий бетон.  В памяти представителей того поколения, мальчишек и девчонок 50-60-х годов прошлого столетия, название «бомбежка» закрепилось навсегда.  С ним  у Владимира Алексеевича связаны интересные воспоминания. 

– Это было в 1964 году. Осенью, во время уборки свеклы,  мы с друзьями не пошли на свеклу и отправились откапывать пулемет. На месте, где упал самолет, была огромная воронка и там торчал пулемет. Провозились весь день. Прихожу домой, отец с порога (он был секретарем партийной организации): «На свекле был?». «Был», – отвечаю. Конечно, получил от отца за вранье  хороший подзатыльник  и рассказал, что ходили с ребятами откапывать  пулемет. Откопать-то мы его откопали,  но вытащить не смогли,  где он теперь – неизвестно.

Могилу неизвестного летчика отыскали легко – детская память цепкая. Чтобы убедиться, что не ошибся,  Владимир Алексеевич  проверил монтировкой плотность грунта. Раньше здесь стоял крест, сейчас от него остался небольшой «пенек», видимо, крест сгнил, пояснил он.

На обратном пути Владимир Алексеевич вспомнил, как его бабушка  Вера Филипповна Коновалова, 1897 года рождения, рассказывала ему о «бомбежке», о том, как разбился самолет,  и говорила, что  погиб не один, а два летчика. Возможно, это и так. Другая версия из воспоминаний очевидцев, обратившихся в редакцию, в следующей публикации.

О.Горбунова.

 

 

Без  имени и  без  креста

 

Свое детство жительница поселка Первомайский Раиса Федоровна Фролова провела в родных Кинель-Черкассах. В военные годы в небе над селом часто слышался гул самолетов. Учебные вылеты стали привычным делом для местных жителей, но один из них закончился трагически.

 

– Время было тяжелое, ценился каждый кусок хлеба. В тот роковой день мы с ребятами  подрабатывали, за горстку муки носили кизяки. Как вдруг за спиной послышался знакомый звук. Но в это раз двукрылый летел подозрительно низко и, приближаясь к старой мельнице, стремительно снижал высоту. Самолет не дотянул до аэродрома и рухнул во двор, стоявший на окраине Полевой. Тогда улица была короткая, от силы насчитывалось семь домов. Мальчишки и девчонки, тот же час, помчались к месту. Винт зацепил плетневые стены дома и разбросал загоревшиеся прутья по всему двору. Собравшись с последними силами, летчик выбрался из кабины и упал на землю. Сильно обгоревшего парня мальчишки оттащили в сторону. Позже за ним приехали из воинской части и увезли. О дальнейшей судьбе курсанта узнали от тети Даши, эта любопытная женщина всегда была в курсе последних новостей. Она-то и рассказала, что летчик тот умер. Жаль, ведь молодой совсем, 18 лет от роду. Похоронили его на кладбище в районе старой школы №2. Крест не ставили, а лишь вбили в землю безымянную доску и красной краской написали годы жизни –1923-1942.

К сожалению, как ни пытались мы отыскать ту безымянную могилу, старания оказались тщетны. Неудержимое время и человеческое забвение стерли ее с лица земли.

Н.Глазкова.

 

Фотографии из галереи

Лыжная гонка на...
Image Detail
Открытый команд...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail