Станция Толкай

Станция Толкай

Всем жителям района хорошо известна станция Толкай,  кинель-черкасский железнодорожный вокзал. Несколько лет назад здание вокзала обрело новый вид, облачившись в белый сайдинг. Беда в том, что это модное веяние скрыло от глаз формы уникальной архитектуры прошлых столетий.
«У нас так мало осталось зданий, архитектура которых напоминала бы нам нашу историю, – соглашается директор районного историко-краеведческого музея Л.А.Черных. – Я попыталась выяснить у работников станции, зачем это сделали – говорят, чтобы спрятать пораженные грибком стены. 
Мы все закрываем сайдингом. Сегодняшнее поколение уже не знает, что было под ним. Мы сами стираем историческую память из своего сознания. Мы теряем свое лицо. Туристы, которые к нам приезжают, замечают то, что у нас много зданий из красного кирпича и покрытых сайдингом. Мне кажется, что скоро наступит время, когда мы будем снимать сайдинг». Вероятно так и будет, но пока этот современный отделочный материал скрывает от глаз подлинные очертания нашего села. 
Когда-то вокзал выглядел иначе. Кирпичное здание со свойственными XIX веку архитектурными решениями само за себя говорило о культуре быта наших прадедов. «Примечательно, что старые здания железнодорожных вокзалов узнаваемы и похожи. Видимо, они строились по одному и тому же проекту. Я часто бываю на Севере, там на станциях такие же типовые здания, но нет ни одного, которое замуровали бы в сайдинг», – делится своими наблюдениями директор музея. 
Интерьер кинель-черкасско-го вокзала еще сохранил некоторые элементы (своеобразная кирпичная кладка, арки), которые напоминают нам о прош-лом. «Внутри чувствуешь себя иначе, – пытается передать свои ощущения собеседница, – как будто находишься в том далеком времени». 
У станции Толкай есть своя история. В этом году зданию вокзала исполняется 110 лет. Оно появилось в то время, когда шло строительство железной дороги «Самара-Оренбург». Постоянное движение на линии Самара-Оренбург протяженностью 507,3 версты было открыто 1 января 1877 года. Новая транспортная магистраль способствовала развитию самарского торгово-промышленного края, в том числе и купеческого села Кинель-Черкассы. С появлением железной дороги его связь с другими регионами России укрепилась. 
«В царствование Николая I, – рассказывает хранительница истории, – село Кинель-Черкассы было крупным торговым центром. Железнодорожная станция Толкай являлась крупной базой для отправки хлеба в другие регионы. После строительства железной дороги Кинель-Черкасский рынок стал одним из крупнейших. В 1912 году местными купцами было построено две мельницы, введен в действие элеватор. В конце XIX века в Кинель-Черкассах активно развивались мелкие крестьянские промыслы, на базе которых возникали купеческие мануфактуры, основанные на вольно-наемном труде, формировалась прослойка скупщиков и сословие купцов». 
О развитии в Кинель-Черкассах торговли и существовании вольно-наемного труда свидетельствует один интересный исторический экспонат, музейные работники называют его реликвией. Это небольшая печать, которой в свое время опечатывали прибываемые на станцию грузы. В музей этот предмет передала жительница районного центра Валентина Михайловна Попова. Печать принадлежала ее деду Семену Фирсовичу Михайлову. Он был извозчиком и нанимался пере-возить товар со станции к месту назначения. Предварительно он опечатывал товар, гарантируя тем самым его сохранность. С перевозчиком расплачивались натурпродуктом, то есть товаром, который он же и доставлял со станции – конфетами, пряниками, печеньем и т.д. 
«Печать изготовлена из мягкого металла, который легко поддается, когда проверяешь на зуб – смеется хранительница музейных ценностей. – Здесь имеется надпись «С.З.Ж.Д.», что означает Самарозлатоусская железная дорога. Далее – номер шифра, номер печати, на обратной стороне написано «Станция Толкай». 
Интересно, что относительно названия станции существуют две версии. Одна из них говорит о том, что станция была переименована (как она называлась прежде, в музее сведений нет) в целях избежания путаницы при отправке грузов по железной дороге. Дело в том, что нередко село Кинель-Черкассы путали с городом Черкассы на Украине. «Ну кто знал какую-то Кинель-Черкасскую слободу, предприимчивую сельскую территорию? – задается вопросом рассказчица. – Наше село получало по железной дороге огромное количество сельскохозяйственного, промышленного и другого товара из-за границы. Чтобы исключить путаницу, было решено переименовать станцию в Толкай, по примеру близлежащих Малого и Большого Толкая». 
Другая версия предполагает, что станция была названа так потому, что работникам железной дороги приходилось толкать составы, которые не могли набрать ход в силу географических условий местности. Отсюда и название – Толкай. С другой стороны, паровозы-толкачи были на всех станциях. К сожалению, более точными сведениями музей не располагает. Его коллектив будет рад, если кто-то из читателей сможет поделиться своими воспоминаниями по этому поводу. 
О.Горбунова.

Фотографии из галереи

Мы любим спорт!
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Солнышко, С.Кир...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail