Жизнь и есть мечта

Жизнь  и  есть  мечта

Ранее летнее утро. Воздух наполнен свежей прохладой. Ида Михайловна полной грудью вдыхает его неповторимый аромат. Словно целебный бальзам, он питает каждую ее клеточку, придавая силы на новый день.

Нашей героине скоро исполнится 85 лет. Каждое утро она выходит на свой участок, что находится под лоджией ее уютной квартиры, и заботливо ухаживает за грядками с овощами, поливает цветы на клумбах, которым уже не хватает места на нескольких огородных сотках, и они гармонично вписываются в дворовый ландшафт и ютятся около скамеек у подъезда. 
Ида Михайловна Федюкович, о которой идет речь, живет в многоквартирном доме по улице Московская в селе Кинель-Черкассы. Пожившая женщина (не осмелюсь сказать пожилая, потому что под утраченной с годами внешней силой скрывается сила внутренняя, такая энергия и жизнелюбие, что иному молодому и неведомо) всегда испытывала радость от труда на земле, даже в суровые годы войны. Когда началась война, ей было всего десять лет. Вместе с такими же малолетками, как сама, она собирала колоски, которые оставались в поле после уборки. В 12-13 лет работала на току. В этом возрасте ребятишкам уже доверяли крутить ручные веялки. «Чтобы достать до ручки, – с улыбкой вспоминает собеседница, – мы вставали на ведра и вдвоем крутили». 
Ее приводил в восторг запах спелого зерна, теплый ветер, который разносил его, гуляя по необъятным просторам, раскинувшимся вокруг. 
Просторы всегда манили нашу героиню и с самого детства пленили ее сердце. Смелая и отважная, несмотря на душевную доброту и хрупкое телосложение (Ида Михайловна до сих пор имеет по-девически угловатую фигуру), она рвалась покорять их, стоя на лыжах или сидя в кабине автомобиля, и в помощь ей была песня. 
 
Техника – ее страсть
Сколько себя помнит, куклам всегда предпочитала руль. Усаживалась в кабину сломанной машины и рулила, воображая себя пилотом летящего в небе самолета. Ида мечтала стать летчиком, но война помешала ее планам, нужно было помогать маме и работать, чтобы прокормиться. Когда закончилась война, совсем юная Ида (она только закончила семилетку) пошла учиться в ремесленное училище от авиационного завода (все ближе к авиации) в городе Куйбышев. В этом городе она родилась, во время войны вместе с мамой переехала в село Дубовый Умет, что находилось в 30-ти километрах от областной столицы. Жила то здесь, то у тети в Кинель-Черкассах, всю войну курсировала туда-сюда. Как поступила в училище, поселилась в общежитии. 
После окончания учебы работала в конструкторском бюро авиационного завода, потом, как самая способная, – в Центральной измерительной лаборатории, и постоянно повышала свою квалификацию. Отчасти ее мечта сбылась, она была хотя и не в небе, но рядом с самолетами. 17 лет молодая женщина строила самолеты, вкладывая все свои силы и знания в предмет своей мечты. 
Ей не удалось покорить небо и созерцать красоту лесов и полей из кабины самолета, но она не могла лишить себя радости ощущения необъятного простора, поэтому всегда была в числе первых добровольцев во время командировок в колхоз. 
«Люблю землю и технику», – не скрывая нахлынувших от воспоминаний чувств, вдохновенно говорит Ида Михайловна. Когда перевозили с поля хлеб, ее брали в качестве сопровождающего. Она всегда просила у водителя разрешения сесть за руль и так, понемногу, набралась опыта вождения. Однажды водитель, с которым работала в паре, остался на току подремать, а ее послал в поле за зерном одну. Мол, сама доедешь, умеешь уже. На обратном пути груженый зерном «ЗИЛ-130» забуксовал в овраге и никак не хотел подниматься наверх. Однако девичье упорство оказалось сильнее стального характера. «ЗИЛ» поупрямился-поупрямился и сдался, повинуясь прыти молодой самоучки. Свой первый самостоятельный рейс Ида Михайловна запомнила на всю жизнь. 
В другой раз, во время уборки кукурузы, она самостоятельно ехала возле комбайна, водитель влез в кузов и следил за погрузкой. Ей было страшновато – рядом такая махина, того и гляди попадешь под нее, а тут еще вторая передача вылетела. Ида затормозила и не заметила, как водитель из кузова перелетел через кабину и угодил прямо под капот. Хорошо, что успел выскочить из-под колес прежде, чем она тронулась. Несмотря ни на что, водитель все равно доверял упрямой девчонке руль, потакая ее рвению водить машину. 
Между небом и землей
Курсы водителей наша героиня окончила уже после того, как приобрела первый опыт вождения грузовых автомашин. С этого началось ее профессиональное становление в роли шофера, когда приехала на жительство в Кинель-Черкассы – так сложились обстоятельства ее личной жизни. Куда пойти работать, воп-рос не стоял – однозначно в автохозяйство. Бывший директор уговаривал молодую женщину подумать, ведь работать водителем – это не просто прокатиться, но и он оказался бессильным под натиском ее характера. «Хорошо, – сдался мужчина. – Купим тебе губную помаду, красный берет и сиди воображай! – такими словами он благословил новоиспеченную водительшу автохозяйства. В первый же рабочий день ее ждал практический экзамен на профессионализм, когда не вышел один водитель, и ей пришлось нести ответственность и за исход рейса на бортовом «ГАЗ-51», и за груз, за которым ездила в Рабочий, и за собственную жизнь, и за общий результат всей автоколонны. Трудовое «боевое крещение» она прошла на «отлично», тем самым сразу завоевала симпатию и авторитет со стороны коллег-мужчин. Они уважали симпатичную хрупкую женщину, которая при случае могла и круто выразиться, чисто по-русски, чтобы всем было понятно. «Трудности были только первый год, – признается Ида Михайловна, – потом все пошло как по маслу». Она стала водителем-виртуозом. Даже будучи беременной третьим ребенком (первые дети родились у нее много раньше, еще до водительской практики), не выпускала из рук руль до тех пор, пока живот не уперся в «баранку». «Плевала я на все буераки и овраги», – смеется, прищурив лучистые глаза, собеседница. Правда, однажды, она засомневалась в себе, когда пересела на самосвал «ГАЗ-53Б». У него капот широкий, дорога казалась узковатой, первое время шарахалась от встречных машин, а потом привыкла, сроднилась с самосвалом. 
На заслуженный отдых Ида Михайловна уходила из Транссельхозтехники, где продолжила работу после декретного отпуска. Ей предложили поменять права (такая практика в прежние годы была распространена), но она терпеть не могла легковые автомобили. «Не по мне эта мелочь, – говорит, – едешь, все равно, что по земле». 
Сидя высоко в кабине ГАЗа или ЗИЛа, она ощущала полет, то самое чувство, которое преследовало ее с детства. Если бы не война, кто знает, возможно, Ида Михайловна стала бы первоклассным летчиком и покоряла небесные просторы, а на земле именно «баранка» помогла ей отчасти осуществить детскую мечту. Каждый раз сливаясь с ней, она, словно птица, летела над пыльными дорогами, убегавшими куда-то лесами и полями, суетливыми автомобилями и вновь, и вновь парила где-то между небом и землей. 
 
С песней на поворотах
Наша героиня – человек незаурядных способностей. Она состоялась не только как женщина, мать, профессионал своего дела, но и как спортсмен и творческая личность. Творчество проявляется во всем: в интерьере квартиры, расположении грядок на участке, умении выражать свои мысли и рассказывать истории из жизни, желаниях хорошо выглядеть, петь и играть на гитаре. С этим инструментом она неразлучна с самой юности. Впервые ударила по струнам, еще обучаясь в ремесленном училище, и с тех пор не прекращает играть. Собственный инструмент купила, когда приехала в Кинель-Черкассы и не задумываясь потратила все свои сбережения на это приобретение. Гитара стала ее подругой. Звучанием струн вторя состоянию души своей скорее единомышленницы, чем хозяйки, она может составить хорошую компанию в любое время суток. Иной раз, удобно устроившись вместе с гитарой на диване, Ида Михайловна предается воспоминаниям и поет песни, которые сопровождали ее на протяжении всей жизни. «Уголок России отчий дом...», «То березка, то рябина...», «Смотрю в поля широкие и дали золотистые...» – о лесах, полях, природе часто напевала женщина за рулем.
Песня помогала ей и в спорте, к которому Ида пристрастилась со школьной скамьи, особенно к лыжам. И хотя у нее была не пара лыж, а только полторы – одна целая, другая обломанная сзади, но в военное время и это являлось роскошью и не препятствовало участию в соревнованиях. Она даже с трамплина на них прыгала и всегда приходила к финишу в числе первых. Более серьезно занималась спортом, когда училась в ремесленном училище и после, когда работала на заводе. Входила в состав трудовых резервов города, участвовала во Всероссийских соревнованиях. Кроме лыж увлекалась плаванием и греблей на байдарках, но серьезных результатов достигла в лыжном спорте – получила первый разряд. 
С лыжами дружила всю жизнь. Только последние два года сошла с дистанции, потому что куда-то запропастились ее старые, еще кирзовые, лыжные ботинки. Наша знакомая не меняла их с самой молодости, креп-ление покупала новое и лыжи, а ботинки были бессменными. К новым Ида Михайловна никак не могла привыкнуть, так и забросила лыжи, хотя очень сожалеет об утрате. Теперь зимой вместо лыжных прогулок, напевая песни, расчищает дорожки от снега. И радуется, когда его много. 
Свой спортивный опыт передает 14-летней внучке Дарине: как взять старт, где экономить силы, как правильно вести себя на дистанции. «У нее нет спортивной злости, – делает заключение бабушка-инструктор. – Говорю ей: «Разозлись, тебе надо прийти первой», а она сворачивает с дистанции». 
 
Крик души
Ида Михайловна никогда не сворачивала с жизненной дистанции. И даже война не смогла вырвать из ее сердца мечту, лишить оптимизма и жизнелюбия. 
«Война закончилась рано утром, – вспоминает рассказчица, – весть о конце войны тут же облетела всех. Люди выбежали на улицу – и дети, и взрослые. Обнимаемся, целуемся, как родные. Мы столько пережили вместе, – она вытирает слезы. – До сих пор не могу спокойно об этом говорить. Мне хочется спросить моих более молодых современников: чего вам не хватает? Почему вы так воинственно настроены? Что вы делите? Цените то, что вам досталось от отцов и дедов. Какой ценой завоевано это счастье. 20 миллионов жизней было отдано взамен на ваши. Почему же сейчас вы глумитесь над памятью, над историей, убиваете друг друга из-за собственных амбиций? Будьте достойны памяти своих предков, любите землю, ведь она – наша кормилица. Мы в войну на ней трудились, кормили армию, бойцов, наших защитников, ради вас, еще не родившихся. Помните об этом».
О.Горбунова.

Фотографии из галереи

Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail