Путь педагога – достойный пример
- Published on Tuesday, 11 July 2023 11:33
Полностью посвятить себя преподаванию – такой жизненный путь выбрала Любовь Владимировна Афанасьева, педагог Кабановской школы. Более 48 лет она давала знания ребятишкам, и остается верна своей профессии даже после выхода на заслуженный отдых.
У Любови Владимировны интересная биография. Будучи уроженкой Тульской области, в 5 лет вместе с родителями она переехала в Киргизию, где семья прожила до 1992 года. Там же закончила музыкальную и общеобразовательную школы, музыкальное училище и институт в городе Ош.
О выборе профессии у Любови Владимировны есть отдельная история. В музыкальной школе у неё был педагог – Любовь Васильевна Рогожина. После всего одного занятия с ней, наша героиня решила – тоже будет учителем музыки. Настолько она прониклась подходом преподавателя к обучению, что это стало огромной мотивацией для юной девушки. Свою мечту она исполнила. Кстати, диплома о высшем образовании у педагога два: музыкальное и филологическое.
Жизнь в Киргизии шла своим чередом, Любовь Владимировна успешно преподавала в одной из местных музыкальных школ, жила с супругом и дочерью. За плечами уже было 15 лет педагогического стажа. Но в одночасье всё кардинально изменилось, привычный уклад пришлось оставить. Из-за узбекско-киргизского конфликта Ош стал ареной межэтнического насилия, оставаться в стране стало небезопасно.
– Мы с мужем понимали, что ни у нас, ни у детей в Киргизии будущего нет. К русскоговорящему населению было особенное отношение, совсем не позитивное, – вспоминает Любовь Владимировна. – Тем более дочь хотела идти по моим стопам, но в приёмной комиссии нам прямо сказали, что не допустят к поступлению. Решили ехать в Россию к моим двоюродным сёстрам. Собрались, сели на поезд. Дорога была очень тяжёлой, из-за политической ситуации узбекская молодёжь нас закидывала камнями. Ехали неделю, добрались чудом. Так и попали в Кабановку. Когда приехали в село, я пошла в местную школу узнавать про вакантные места. До меня здесь не было учителя музыки, поэтому ставка была свободной. Мне прямо сказали – сельский учитель должен уметь всё! Я была не против. Супруг у меня тоже педагог, вел русский и литературу. Мы освоились довольно быстро, со временем завели скотину, начали строить дом. Привыкали к сельской жизни, старались браться за любую работу, ездили на сенокос и свёклу, выращивали помидоры. Со временем семья стала больше – у нас появился сын.
В школе Любовь Владимировна преподавала русский, литературу, музыку и ИЗО. Занималась хором, который посещали 22 ученика и группой свирилистов. Готовила детей ко всем возможным художественным чтениям. И делала это с полной самоотдачей. Ученики с удовольствием приходили на её занятия, а она с радостью помогала им раскрыть талант. Старалась рассмотреть потенциал в каждом. Она не просто вела урок, она отдавала всю себя детям. И это рвение дать качественные знания хорошо сочеталось с умеренной строгостью. Поэтому и результаты у кабановских школьников высокие – они почти всегда занимают призовые места на творческих конкурсах.
– С моими учениками мы где только не были: районные, областные музыкальные конкурсы, множество художественных чтений, – с энтузиазмом рассказывает Любовь Владимировна – За год – десятки мероприятий. Мне так нравилось всем этим заниматься. Тот случай, когда с уверенностью могу сказать – это моё. А художественное слово и вовсе шло откуда-то изнутри. И я всё это старалась передавать детям, учить их тому, что знаю и чувствую сама. К каждому выступлению мы долго готовились, отрабатывали все движения, работали над внешним видом. Я всегда говорю детям: мало выучить текст, нужно проникнуться образом, сыграть его. Некоторые ученики поражали своим талантом, были такими способными. И на инструментах играли, и стихи декламировали. Обязательно все выступления мы снимали на камеру. Сейчас пересматриваю их и думаю – какие же вы у меня молодцы, как хорошо со всем справлялись! А ведь тогда я гораздо строже к ним относилась.
Позже, из-за высокой нагрузки, учителю пришлось отказаться от филологических предметов, передать часы коллегам и посвятить себя творчеству. Но она продолжала самоотверженно трудиться, оставаясь в школе допоздна. А после рабочего дня в образовательном учреждении учительница спешила домой, где ждало хозяйство. Такой ритм жизни сказался на здоровье, поэтому в этом году Любови Владимировне пришлось сделать нелегкий выбор и уйти на пенсию. Она признаётся, что ни капли за столько лет не перегорела к педагогике, как многие с возрастом.
К сожалению, сейчас нет кандидатуры на её ставку. Устную часть могут преподавать коллеги, а вот с хором, игрой на инструментах, нотами дела обстоят сложнее, здесь нужно музыкальное образование.
– Я всегда с удовольствием ходила на работу, – говорит педагог. – И работала бы ещё, но подвело здоровье. До сих пор захожу в актовый зал, в своё родное место и приветствую его. Это действительно, мой второй дом. И детей всегда прошу беречь его.
Оглядываясь назад, Любовь Владимировна признается, что у неё была очень насыщенная школьная жизнь, воспоминания о которой всегда будут греть её сердце.
А.Бугакова