Чему не учат в школах?..
- Published on Tuesday, 09 March 2021 20:15
В чем плюсы и минусы дистанционного образования? Почему школьники не хотят быть педагогами, а молодые учителя не хотят работать в сельских школах? И чему не учат в школах? Над такими вопросами предлагалось поразмышлять участникам брейн-ринга – командам ветеранов образования, молодым педагогам и учащимся. Площадкой для дискуссий стал Кротовский образовательный центр.
Брейн-ринг прошел 25 февраля в рамках социального проекта «Клуб «Сельский учитель», автором которого является председатель районного профсоюза работников образования Светлана Алексеевна Фролова. В 2020 году проект получил грантовую поддержку Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области.
В вопросе дистанционного образования команды оказались во многом солидарны, найдя в нем больше минусов, нежели преимуществ. Так, учащиеся отметили, что самообразование – вещь, конечно, хорошая, но в домашних условиях они лишены возможности выполнять практические задания, поскольку нет под рукой реактивов. Ребята ощутили недостаток прямого контакта с педагогами, ведь в школе они могут в любой момент подойти за дополнительными разъяснениями, если плохо усвоили тему. При дистанционном образовании у школьников заметно снизилась физическая активность. В то же время увеличилась продолжительность работы за компьютером и мобильными устройствами, что негативно сказывается на зрении. К тому же работающая целыми днями оргтехника привела к большому расходу электроэнергии и ударила по семейному бюджету.
Молодые педагоги отметили недостаток личного взаимодействия с учениками и посетовали на то, что подготовка к занятиям стала занимать гораздо больше времени, к тому же нередко возникают проблемы с мобильной связью и Интернетом. Также было справедливо замечено, что дистанционная форма обучения сопровождается стрессом для учащихся и их родителей.
«Хромает дисциплина и развитие речи у школьников», – высказались в свою очередь «ветераны». По их мнению, дистанционное обучение позволило родительской общественности осознать ценность учительского труда.
Кадровый вопрос в образовании сегодня довольно остро стоит в сельской местности. На смену стареющим педагогам молодежь идет неохотно. Так в чем же основные причины? Прежде всего, профессия учителя уже давно не считается престижной или, как сейчас модно выражаться, «не топовая». Перспектив карьерного роста, а это крайне важно для современной молодежи, тоже практически никаких. А вот ответственность и бумажная работа – только увеличиваются. Нерегламентированный рабочий день тоже отпугивает молодежь. Авторитет педагога уже не тот, что прежде и, как заметили представители команды «учащихся», у детей стало больше прав, но меньше обязанностей. Небольшая, по мнению ребят, заработная плата тоже не делает привлекательной профессию учителя. Молодежь в большинстве своем устремляется в город, там и работу проще найти, и инфраструктура для досуга лучше развита. Жилищный вопрос, особенно в маленьких селах, стоит не на последней позиции при выборе места работы. А возможно, у сегодняшних школьников просто нет перед глазами достойного идеала учителя, способного его вдохновить?..
Чему не учат в школах? А надо бы… На эту тему живо рассуждали все участники брейн-ринга. Опытные педагоги с ностальгией вспомнили уроки начальной военной подготовки, отдельные элементы которой преподаются в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». А вот трудовое обучение, по мнению «ветеранов», больше перешло в проектную плоскость. Вопрос гендерного распределения на уроках технологии подняли и сами учащиеся. Они считают, что у школьников должно быть право выбора, ведь кто-то из мальчиков, возможно, мечтает о профессии модельера, а девочки были бы совсем не прочь научиться забивать гвоздь. Ребята также говорили о необходимости полового воспитания. Включение обучающего курса в школьную программу, по их мнению, позволило бы избежать нежелательной беременности в подростковом возрасте, исключить или хотя бы снизить уровень половых заболеваний. Пробелы в обучении этике и психологии семейной жизни, финансовой грамотности также проявляются во взрослой жизни. Вообще, нужно отметить, что школьники глубоко вникали в суть каждого вопроса и здраво рассуждали о проблемах системы образования. Молодые педагоги акцентировали внимание на профориентационной работе, которую нужно практиковать с выездами на конкретные предприятия, организации, где учащиеся могли бы видеть специальность изнутри и делать в дальнейшем осознанный выбор.
Н.ГЛАЗКОВА.