Храм науки и талантов

Храм  науки  и талантов

Храм науки, питомник талантов земли Самарской – так называют региональный Центр для одаренных детей. И тому есть все основания. Здесь взращивают умения устремленных к знаниям выпускников седьмых классов общеобразовательных школ. Результаты говорят сами за себя.

Центр занимает лидирующие позиции в регионе по итогам Всероссийской олимпиады школьников. Так, в позапрошлом году победителями и призерами регионального этапа стали 24 воспитанника «питомника талантов», а в прошлом – 28. Настоящий прорыв в образовательном процессе произошел в прошлом году – пятеро выпускников показали стобальный результат по ЕГЭ (четверо – по химии, один – по информатике). Безусловно, в этом заслуга всего коллектива учреждения, ведь без высококвалифицированных и мудрых учителей не было бы и таких достижений. Лаврами венчается и активное сотрудничество с Национальным исследовательским университетом им. С.П.Королева, самарским филиалом ФИАН, политехническим и медицинским университетами и др. Благодаря регулярным и системным занятиям на базе лабораторий лучших вузов губернии обучающиеся Центра научных и инженерных проектов представляли Самарскую область в составе делегации Российской Федерации на Международной конференции Intel ISEF в США (Лос-Анджелес – 2017 год, Питсбург – 2018 год).

Центр образовался в 2016 году на базе Самарской областной физико-математической школы-интерната и стал воплощением идеи губернской власти и всего педагогического сообщества, ведь области для превращения в опорный край державы нужны талантливые ученые-экспериментаторы и высокопрофессиональные инженеры. Программы обучения разрабатывались, исходя из производственно-экономической специфики региона, лучшими педагогами области на основе образцов как зарубежных, так и российских школ по подготовке к международным олимпиадам супер-уровня: школа «Воробьевы горы» при МГУ, школа «Высшая проба (ВШЭ)», бизнес-школа «Сколково», аналогичные центры в Омской области и Мордовии. Профилирующими являются три направления: физико-математическое, химико-биологическое и информационное. В уставе и концепции заложено еще инженерно-изобретательское направление, оно осуществляется за счет внеурочной деятельности, сцецкурсов и кружков.

Учиться – значит трудиться

Распорядок дня плотный. Шесть уроков длятся до половины второго. После часового перерыва на обед начинаются спецкурсы – индивидуальная работа с преподавателями по избранному предметному направлению. После ужина, с 7 до 10 часов вечера, – время для самоподготовки, выполнения домашнего задания и досуга.

Программа обучения в Центре для одаренных детей соответствует федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Учебный план тоже не отличается от общеобразовательных школ: 36 часов, плюс 6 часов внеурочной деятельности. Отличие заключается в углубленном изучении профильных предметов. Во второй половине дня педагоги работают с воспитанниками с учетом индивидуальных способностей и выбора, развивают их умения через целенаправленную подготовку к региональным, российским, международным олимпиадам и конференциям. В этом и заключается специфика Центра.

Что касается досуга, в Центре работают театральный и танцевальный кружки (с творческой программой ребята выезжают в детские дома), спортивные секции по теннису, кикбоксингу, футболу, бадминтону (призеры соревнований различного уровня – гордость всего коллектива), интерактивный тир, существуют телестудия и пресс-центр, организовываются коллективные походы в театр, на предприятия в рамках профориентации, турпоездки по стране в каникулярное время. Ежегодно обучающиеся Центра становятся победителями и призерами различных конкурсов регионального и всероссийского уровней по авиамодельному спорту, робототехнике и беспилотным системам – дисциплинам внеурочной деятельности, составляющим инженерно-техническое направление.

Трудно ли жить и учиться в таком режиме? «Тем, кто увлекается, это совсем не сложно, наоборот, интересно, – утверждает девятиклассник Дмитрий Дмит­риев, победитель областной олимпиады по химии им.Семенова, решивший связать свою жизнь с научной деятельностью в направлении химия, математика, физика. – Такая нагрузка приносит мне удовольствие, потому что я постоянно узнаю что-то новое и всегда занят чем-то полезным».

Воспитатели – не гувернеры

В Центре созданы все условия, чтобы воспитанники могли повышать свой личностный потенциал и всесторонне развиваться, а также приобретать самостоятельность в быту, ведь учителя и воспитатели – не гувернеры.

На весь учебный период иногородние дети обеспечиваются комфортабельным общежитием. Жилое здание совмещено с учебным корпусом теплым переходом. Совместное проживание организовано по блочной системе. В каждом блоке два двух- или трехместных номера со всей необходимой мебелью, общая прихожая со шкафами для одежды, санузел, душевая, холодильник. На этаже – комната для приема пищи с кухонными столами и стульями, плитами и посудой на тот случай, если ребята захотят попить чай поздним вечером или приготовить что-нибудь (на Масленицу, например, детям нравится самим печь блины и угощать друг друга), хотя в Центре организовано полноценное пятиразовое питание 7 дней в неделю (не у всех есть возможность уехать на выходные к родителям). Везде – чистота и порядок. В комнатах ребята сами за этим следят, а в местах общего пользования – специальный персонал.

В ответе за «дело государево»

Работать с талантливой молодежью, которая в будущем будет трудиться во благо родного края, – дело государственной важности. Не случайно в Центре одаренных детей помимо педагогов первой и высшей квалификационных категорий много кандидатов и докторов наук. Они прекрасно понимают, что одаренные дети – это не только совокупность интеллекта, креативности и мотивации, но и ряд проблем, основанных на высоких требованиях, которые они предъявляют к себе. Поэтому психолог Центра не советует называть ребят одаренными, дабы отгородить от того имиджа, который они сами себе выстраивают и потом всеми силами стремятся ему соответствовать.

Работать с мотивированными и талантливыми детьми очень интересно, признают профессора и кандидаты наук. По их мнению, они не дают учителям застаиваться в собственном развитии, стимулируют к постоянному самообразованию и совершенствованию как профессионально, так и в плане человеческих взаимоотношений.

Как заметил директор Центра Данил Александрович Ежов, не каждый доктор наук сможет работать с такой аудиторией. Только те педагоги, которые, несмотря на отличные предметные знания и широкую эрудицию могут согласиться с изречением, приписываемым древнегреческому философу Сократу: «Я знаю, что ничего не знаю», ибо даже профессор не всегда может ответить на вопрос, заданный детьми.

«И это бывает каждый день, – откровенно признается преподаватель химии, доктор химических наук, доцент Самарского государственного технического университета Сергей Николаевич Яшкин. – Надо иметь смелость сказать, что я не знаю, взять тайм-аут, чтобы найти ответ. Педагог должен быть предельно честным. Это один из секретов работы с такими детьми».

Другой секрет, самый главный, по словам доктора наук, – их надо любить. Ежечасно проявлять элементарную заботу, участие в судьбе, уважать как равных.

«Наши дети – это созвездие талантов земли Самарской, которых мы должны воспитать не зазнайками и эгоцентриками, а добрыми, душевными людьми. Мы воспринимаем это как долг, служение своему Отечеству, потому что делаем «государево дело», – в этом наш собеседник видит миссию всего педагогического коллектива. – Как заметил Достоевский: «Через детей душа лечится».

Если в обычной школе скучно...

Если ребенку становится скучно в школе – это первый признак того, что стоит попробовать поступить в Центр одаренных детей. Однако одного желания для этого мало, ребенок должен обладать достаточно высоким уровнем предметных знаний, и не только. Чтобы попасть в Центр одаренных детей, нужно пройти целый ряд испытаний.

Все начинается со Дня открытых дверей, который проводится обычно в марте. Ребята и их родители знакомятся с условиями обучения, проживания и перспективами (после окончания Центра две трети выпускников остаются в регионе, остальные уезжают за его пределы).

После знакомства с учреждением стартует дистанционный этап обучения. Если школьник показывает хорошие результаты, его приглашают на летнюю профильную школу, где он может проявить свои базовые знания, коммуникативные и бытовые навыки, что тоже немаловажно, учитывая проживание в интернате. Во время летнего этапа проходит серия нестандартных уроков, направленных как на решение задач, так и на взаимодействие внутри коллектива, и диагностика по выявлению признаков одаренности. Детей условно делят на группы: интеллектуально одаренные (олимпиадники); способные добиваться результатов благодаря своей усидчивости и трудолюбию (с повышенной мотивацией); дети с повышенным интересом к творческим видам деятельности (робототехника, цифровые беспилотные технологии, 3D-моделирование). Заключительным этапом испытаний в конкурсном отборе является итоговое предметное тестирование по выбранному направлению. В прошлом году на одно место претендовали три человека.

Есть еще и льготное зачисление, но для этого ребенок должен быть победителем окружного этапа, призером или победителем регионального или заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Сегодня в Центре одаренных детей обучаются 249 человек, это максимум, что может вместить учреждение. Треть из них – проживают в г.Самара, большая часть – в пределах области. Центр принимает школьников и из соседний регионов: Саратовской, Пензенской, Ульяновской областей, третий год здесь обучается ребенок из Калмыкии.

 

Те, кого заинтересовала эта публикация, более подробную информацию о Центре для одаренных детей смогут узнать на официальном сайте учреждения http://codsamara.ru/ или в Отрадненском управлении образования министерства образования и науки Самарской области по телефону 8 (84661) 2-36-94 у главного специалиста отдела развития образования Александра Викторовича Пичкурова.

О.Горбунова.

Фотографии из галереи

Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail