Храм науки и талантов
- Published on Wednesday, 27 November 2019 08:29
Храм науки, питомник талантов земли Самарской – так называют региональный Центр для одаренных детей. И тому есть все основания. Здесь взращивают умения устремленных к знаниям выпускников седьмых классов общеобразовательных школ. Результаты говорят сами за себя.
Центр занимает лидирующие позиции в регионе по итогам Всероссийской олимпиады школьников. Так, в позапрошлом году победителями и призерами регионального этапа стали 24 воспитанника «питомника талантов», а в прошлом – 28. Настоящий прорыв в образовательном процессе произошел в прошлом году – пятеро выпускников показали стобальный результат по ЕГЭ (четверо – по химии, один – по информатике). Безусловно, в этом заслуга всего коллектива учреждения, ведь без высококвалифицированных и мудрых учителей не было бы и таких достижений. Лаврами венчается и активное сотрудничество с Национальным исследовательским университетом им. С.П.Королева, самарским филиалом ФИАН, политехническим и медицинским университетами и др. Благодаря регулярным и системным занятиям на базе лабораторий лучших вузов губернии обучающиеся Центра научных и инженерных проектов представляли Самарскую область в составе делегации Российской Федерации на Международной конференции Intel ISEF в США (Лос-Анджелес – 2017 год, Питсбург – 2018 год).
Центр образовался в 2016 году на базе Самарской областной физико-математической школы-интерната и стал воплощением идеи губернской власти и всего педагогического сообщества, ведь области для превращения в опорный край державы нужны талантливые ученые-экспериментаторы и высокопрофессиональные инженеры. Программы обучения разрабатывались, исходя из производственно-экономической специфики региона, лучшими педагогами области на основе образцов как зарубежных, так и российских школ по подготовке к международным олимпиадам супер-уровня: школа «Воробьевы горы» при МГУ, школа «Высшая проба (ВШЭ)», бизнес-школа «Сколково», аналогичные центры в Омской области и Мордовии. Профилирующими являются три направления: физико-математическое, химико-биологическое и информационное. В уставе и концепции заложено еще инженерно-изобретательское направление, оно осуществляется за счет внеурочной деятельности, сцецкурсов и кружков.
Учиться – значит трудиться
Распорядок дня плотный. Шесть уроков длятся до половины второго. После часового перерыва на обед начинаются спецкурсы – индивидуальная работа с преподавателями по избранному предметному направлению. После ужина, с 7 до 10 часов вечера, – время для самоподготовки, выполнения домашнего задания и досуга.
Программа обучения в Центре для одаренных детей соответствует федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Учебный план тоже не отличается от общеобразовательных школ: 36 часов, плюс 6 часов внеурочной деятельности. Отличие заключается в углубленном изучении профильных предметов. Во второй половине дня педагоги работают с воспитанниками с учетом индивидуальных способностей и выбора, развивают их умения через целенаправленную подготовку к региональным, российским, международным олимпиадам и конференциям. В этом и заключается специфика Центра.
Что касается досуга, в Центре работают театральный и танцевальный кружки (с творческой программой ребята выезжают в детские дома), спортивные секции по теннису, кикбоксингу, футболу, бадминтону (призеры соревнований различного уровня – гордость всего коллектива), интерактивный тир, существуют телестудия и пресс-центр, организовываются коллективные походы в театр, на предприятия в рамках профориентации, турпоездки по стране в каникулярное время. Ежегодно обучающиеся Центра становятся победителями и призерами различных конкурсов регионального и всероссийского уровней по авиамодельному спорту, робототехнике и беспилотным системам – дисциплинам внеурочной деятельности, составляющим инженерно-техническое направление.
Трудно ли жить и учиться в таком режиме? «Тем, кто увлекается, это совсем не сложно, наоборот, интересно, – утверждает девятиклассник Дмитрий Дмитриев, победитель областной олимпиады по химии им.Семенова, решивший связать свою жизнь с научной деятельностью в направлении химия, математика, физика. – Такая нагрузка приносит мне удовольствие, потому что я постоянно узнаю что-то новое и всегда занят чем-то полезным».
Воспитатели – не гувернеры
В Центре созданы все условия, чтобы воспитанники могли повышать свой личностный потенциал и всесторонне развиваться, а также приобретать самостоятельность в быту, ведь учителя и воспитатели – не гувернеры.
На весь учебный период иногородние дети обеспечиваются комфортабельным общежитием. Жилое здание совмещено с учебным корпусом теплым переходом. Совместное проживание организовано по блочной системе. В каждом блоке два двух- или трехместных номера со всей необходимой мебелью, общая прихожая со шкафами для одежды, санузел, душевая, холодильник. На этаже – комната для приема пищи с кухонными столами и стульями, плитами и посудой на тот случай, если ребята захотят попить чай поздним вечером или приготовить что-нибудь (на Масленицу, например, детям нравится самим печь блины и угощать друг друга), хотя в Центре организовано полноценное пятиразовое питание 7 дней в неделю (не у всех есть возможность уехать на выходные к родителям). Везде – чистота и порядок. В комнатах ребята сами за этим следят, а в местах общего пользования – специальный персонал.
В ответе за «дело государево»
Работать с талантливой молодежью, которая в будущем будет трудиться во благо родного края, – дело государственной важности. Не случайно в Центре одаренных детей помимо педагогов первой и высшей квалификационных категорий много кандидатов и докторов наук. Они прекрасно понимают, что одаренные дети – это не только совокупность интеллекта, креативности и мотивации, но и ряд проблем, основанных на высоких требованиях, которые они предъявляют к себе. Поэтому психолог Центра не советует называть ребят одаренными, дабы отгородить от того имиджа, который они сами себе выстраивают и потом всеми силами стремятся ему соответствовать.
Работать с мотивированными и талантливыми детьми очень интересно, признают профессора и кандидаты наук. По их мнению, они не дают учителям застаиваться в собственном развитии, стимулируют к постоянному самообразованию и совершенствованию как профессионально, так и в плане человеческих взаимоотношений.
Как заметил директор Центра Данил Александрович Ежов, не каждый доктор наук сможет работать с такой аудиторией. Только те педагоги, которые, несмотря на отличные предметные знания и широкую эрудицию могут согласиться с изречением, приписываемым древнегреческому философу Сократу: «Я знаю, что ничего не знаю», ибо даже профессор не всегда может ответить на вопрос, заданный детьми.
«И это бывает каждый день, – откровенно признается преподаватель химии, доктор химических наук, доцент Самарского государственного технического университета Сергей Николаевич Яшкин. – Надо иметь смелость сказать, что я не знаю, взять тайм-аут, чтобы найти ответ. Педагог должен быть предельно честным. Это один из секретов работы с такими детьми».
Другой секрет, самый главный, по словам доктора наук, – их надо любить. Ежечасно проявлять элементарную заботу, участие в судьбе, уважать как равных.
«Наши дети – это созвездие талантов земли Самарской, которых мы должны воспитать не зазнайками и эгоцентриками, а добрыми, душевными людьми. Мы воспринимаем это как долг, служение своему Отечеству, потому что делаем «государево дело», – в этом наш собеседник видит миссию всего педагогического коллектива. – Как заметил Достоевский: «Через детей душа лечится».
Если в обычной школе скучно...
Если ребенку становится скучно в школе – это первый признак того, что стоит попробовать поступить в Центр одаренных детей. Однако одного желания для этого мало, ребенок должен обладать достаточно высоким уровнем предметных знаний, и не только. Чтобы попасть в Центр одаренных детей, нужно пройти целый ряд испытаний.
Все начинается со Дня открытых дверей, который проводится обычно в марте. Ребята и их родители знакомятся с условиями обучения, проживания и перспективами (после окончания Центра две трети выпускников остаются в регионе, остальные уезжают за его пределы).
После знакомства с учреждением стартует дистанционный этап обучения. Если школьник показывает хорошие результаты, его приглашают на летнюю профильную школу, где он может проявить свои базовые знания, коммуникативные и бытовые навыки, что тоже немаловажно, учитывая проживание в интернате. Во время летнего этапа проходит серия нестандартных уроков, направленных как на решение задач, так и на взаимодействие внутри коллектива, и диагностика по выявлению признаков одаренности. Детей условно делят на группы: интеллектуально одаренные (олимпиадники); способные добиваться результатов благодаря своей усидчивости и трудолюбию (с повышенной мотивацией); дети с повышенным интересом к творческим видам деятельности (робототехника, цифровые беспилотные технологии, 3D-моделирование). Заключительным этапом испытаний в конкурсном отборе является итоговое предметное тестирование по выбранному направлению. В прошлом году на одно место претендовали три человека.
Есть еще и льготное зачисление, но для этого ребенок должен быть победителем окружного этапа, призером или победителем регионального или заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Сегодня в Центре одаренных детей обучаются 249 человек, это максимум, что может вместить учреждение. Треть из них – проживают в г.Самара, большая часть – в пределах области. Центр принимает школьников и из соседний регионов: Саратовской, Пензенской, Ульяновской областей, третий год здесь обучается ребенок из Калмыкии.
Те, кого заинтересовала эта публикация, более подробную информацию о Центре для одаренных детей смогут узнать на официальном сайте учреждения http://codsamara.ru/ или в Отрадненском управлении образования министерства образования и науки Самарской области по телефону 8 (84661) 2-36-94 у главного специалиста отдела развития образования Александра Викторовича Пичкурова.
О.Горбунова.