Цена доверия мошенникам

Мошенничество – это особый вид преступления, деятельность и способы которого постоянно меняются в зависимости от потребностей человека и потенциала научно-технического прогресса. Благодаря прогрессу мошенники всё изощрённее и убедительнее входят в наше доверие. С начала текущего года жертвой злоумышленников стал 21 житель нашего района, сумма причинённого ущерба составила 1 891 622 рубля.

Одним из самых известных способов стал телефонный вид мошенничества. Мобильные сети предоставляют телефонным мошенникам особенно широкое поле деятельности, ведь мобильность оборудования заметно облегчает заметание следов и уклонение от ответственности, а наличие современных услуг вроде перевода звонка открывает дополнительные лазейки. В сфере мобильной связи интеллект и фантазия мошенников работают на максимальных оборотах.

Сколько бы предупреждений и сюжетов не выходило в СМИ с подробным описанием методики работы мошенников – данная тема всё же остается актуальной и, как показывает практика, в зоне риска находятся абсолютно все.

В основном львиная доля всех мошеннических действий начинается со звонка, и направлена на самых доверчивых граждан, а именно – пожилых людей, которые готовы отдать последние деньги и ценности, лишь бы с их родственниками ничего не случилось.

Напоминаем вам основные схемы обмана.

Мошенничество с банковскими картами и счетами

Платёжная карточка, без­условно, удобная и полезная вещь. Но крайне соблазнительная для криминальных воздействий. Весьма распространена схема воровства «на доверии». Так, телефон из объявления в интернете или СМИ о продаже любого имущества немедленно попадает в поле зрения мошенников. И владельцу звонит некий «потенциальный покупатель», готовый платить, не торгуясь, но только на карту.

Для этого он просит сообщить её номер, срок действия, CVV-код с обратной стороны карты и SMS-код из сообщения банка о проведённой операции. Даже если не удаётся получить весь набор информации, недостающие данные восполняются квалифицированными хакерами. И карточный счёт не пополняется, а опустошается путём перевода наличности на некий электронный кошелёк, который немедленно исчезает из сети пос­ле вывода средств с него.

Звонки от «служб безопасности» банков

Не менее распространены звонки из «службы безопасности банка-эмитента платёжной карты» о совершённой подозрительной операции или сбое в программном обеспечении, который привёл к потере средств. Для восстановления счёта и возврата денег якобы необходимы вышеперечисленные данные. Для защиты от подобных инцидентов рекомендуют установить определённые программы, замас­кированные под известные сервисы. Но на самом деле эти утилиты отправляют мошенникам коды доступа к счетам, полностью развязывая преступникам руки.

Звонки от «сотрудников»правоохранительных органов и государственных служб

Особенно циничны звонки из правоохранительных органов, якобы расследующих случаи мошенничества по телефону. Цель та же самая – усыпить бдительность и выманить нужную информацию. Часто мошенники представляются работниками госслужб или Пенсионного фонда с сообщениями о новых социальных выплатах. Но для их получения необходимы всё те же данные платёжных карт.

Звонки с подменённых номеров

Большинство банков имеют специальные номера, которые используются только для сообщений клиентам. Сбербанк, например, рассылает свои уведомления только с номеров 900 или 9000. Но существуют специальные программы-обманки, которые маскируют настоящий номер звонящего, и абонент видит знакомый ему идентификатор.

Проблема настолько обострилась, что 02.07.2021 Президент России подписал поправки в Федеральный закон «О связи», позволяющие блокировать SMS-сообщения и голосовые звонки с подменных номеров. Операторы лишаются права менять истинный телефонный номер звонящего и обязаны подключиться к специальной службе Роскомнадзора. Нет сомнений, что эта мера резко осложнит жизнь телефонным мошенникам.

Махинации со счетами мобильных телефонов

Самый распространённый вариант такого мошенничества — сообщение или звонок об ошибочном переводе денег на счёт мобильного телефона и просьба вернуть их владельцу. Могут быть даже угрозы обращения в полицию или оператору с требованием блокировки телефона.

Сообщения о попавшем в беду родственнике и просьбы о помощи

Панический звонок о попавшем в беду родственнике обычно случается среди ночи, полусонной жертве сообщают об автомобильной аварии, наезде на пешехода, крушении поезда или любых других происшествиях, случившихся с детьми, внуками или друзьями. Далее следует просьба о срочной помощи в виде перевода немалой суммы на электронный кошелёк или счёт мобильника. Метод крайне жестокий, известны случаи инфарктов от подобных новостей.

Сообщения о выигрыше в лотерею

Отличная новость сопровождается требованием перевода на покрытие технических издержек самой лотереи. Здесь расчёт на незнание законодательства РФ, согласно которому все расходы организаторов ложатся на них самих.

Махинации с короткими номерами

В этом случае мошенники тоже используют мобильный сервис. При заказе некой услуги абонент получает сообщение, что для её подключения нужно отправить сообщение на короткий номер такой-то. После отправки со счёта списываются деньги. Механизм тот же, короткий номер тоже можно зарегистрировать как платный и не сообщать об этом абоненту.

Телефонные вирусы

Жертве приходит сообщение о том, что ей пришло сообщение в некий мессенджер, и его можно получить, пройдя по ссылке. После чего в смартфон внедряется вирус, получающий полный контроль над гаджетом.

Чтобы не стать жертвами телефонного мошенничества важно помнить следующее.

1. Не сообщайте никому данные своей карты. Не сообщайте коды из SMS. Если забыли карточку в общественном месте или потеряли — сразу же заблокируйте её.

2. Не принимайте звонки с подозрительных номеров. Не перезванивайте по ним.

3. Держите связь с родственниками и друзьями. Если вам звонят с просьбами о помощи, сбросьте звонок. Перезвоните «жертве».

4. Внимательно читайте сообщения банка.

5. Не скачивайте никаких приложений, которые вам указывает скачать «оператор».

6. Не паникуйте, если вам пишут о блокировке счёта. Позвоните в банк по номеру, указанному на карте или на сайте банка, в котором у вас выпущена карта.

7. Во всех случаях, когда вам сообщается о совершении мошеннических действий, сбросьте вызов и позвоните сами в службу безопасности банка, либо на телефон горячей линии. Указанные телефоны расположены на обратной стороне карты.

Будьте внимательны и не позволяйте мошенникам обмануть вас!

Если вы стали жертвой мошенников, сообщите­ об этом в полицию по телефонам:

– 02 (со стационарных телефонов),

– 102 (с мобильных средств связи),

– 8(84660) 4-06-40 (дежурная часть О МВД России по Кинель-Черкасскому району).

Фотографии из галереи

Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail