На станции Толкай
- Published on Saturday, 01 August 2015 01:00
В первое воскресенье августа труженики стальных магистралей страны отмечают свой профессиональный праздник.
Ни один человек не станет отрицать, что железные дороги играют большую роль в жизни любой страны. Они являются основной транспортной артерией, которая связывает между собой города, поддерживает стабильное пассажирское и грузовое сообщение. Таким стратегически важным объектом для нашего района является железнодорожная станция Толкай, куда мы и отправились накануне Дня железнодорожника. Нужно отметить, что День железнодорожника можно считать одним из первых профессиональных праздников в России. Он был учрежден еще в 1896 году и приурочен ко Дню рождения императора Николая I, который начал строить в России первую железную дорогу, ведущую в Царское село и использовавшуюся в прогулочных целях. К этому же времени относится и появление первой всероссийской магистрали, которая протянулась от Санкт-Петербурга до Москвы.
Станция Толкай была построена 115 лет назад. По версии ее начальника Александра Михайловича Скрынникова, ее название привязано к близлежащим населенным пунктам Большой и Малый Толкай. Пассажиры, которые попутно добирались до места жительства на первых поездах, следовавших через эту станцию, говорили, что едут до Толкая. Станцию так и стали называть – Толкай. С тех пор она пережила немало перемен. Только за последние 20 лет, которые остались за плечами нашего собеседника, всецело посвятившего себя этому железнодорожному объекту, они происходили несколько раз. Самой значительной Александр Михайлович считает оптимизацию рабочих мест и автоматизацию труда, благодаря чему ручной труд многих людей сведен к минимуму.
На станции трудятся 48 человек. Это люди разных профессий – работники путей и билетной кассы, электромеханики, энергетики, вагонники. У каждого из них свои обязанности и задачи, но все они служат одной цели – обеспечению безопасного движения поездов.
«Наша работа заключается в обеспечении безопасности движения поездов, – говорит Александр Михайлович, – тем она и интересная, и в то же время сложная и ответственная. Но все наши работники уже, как говорится, прошли огонь, воду и медные трубы, и имеют определенный опыт».
Одни проверяют, как функционируют стрелки, другие – светофоры, третьи – работу изолированных участков и так далее. Начальник станции следит за ее работой по электронной схеме на стене, где загораются огни, сигнализирующие о прибытии поездов, местонахождении подвижных составов и свободных участков пути. С помощью кнопок на пульте управления задается маршрут приема поездов, передается сигнал на стрелку и открывается светофор. Машинисту остается только следовать по указанным сигналам, все функции управления движением поезда берут на себя работники станции. На их долю выпадает немалая нагрузка.
За смену, 12 часов, через станцию проходит 50 пар поездов (так принято говорить у железнодорожников), то есть, 50 – в одном направлении и 50 – в противоположном. Наш собеседник объясняет это тем, что Толкай находится на участке основного направления следования поездов, к тому же, между Кинелем и Челябинском нет других ответвлений, все составы идут по главной дороге. Вся рабочая смена начальника станции проходит за пультом, и только во время «окна» в расписании движения поездов он может уделить несколько минут, чтобы выпить чаю или перекусить.
«Взялся за гуж, не говорю, что не дюж, – с долей юмора говорит Александр Михайлович. – Сам выбрал такую работу – трудись как положено», – ответственно заявляет он. А.М.Скрынников закончил железнодорожный институт по специальности «Эксплуатация железных дорог». Начинал свой трудовой путь в Ташкенте, потом был переведен сюда и возглавил станцию.
По словам Александра Михайловича, станция работает четко и бесперебойно, задержек в движении поездов нет – весной проведен капремонт железнодорожных путей. Все пассажирские поезда, в том числе и электрички, ходят со скоростью 120 км в час. Пассажиропоток постоянно увеличивается и варьирует в зависимости от времени года, того или иного периода. «Наша услуга всегда будет востребована, – уверен бывалый железнодорожник, – недаром говорят, самый удобный и надежный транспорт – железнодорожный».
Станция Толкай – небольшой винтик в системе целого механизма железнодорожного сообщения Российской Федерации. Благодаря грамотным специалистам, знающим и любящим свою работу, ее деятельность слаженно и гармонично вписывается в деятельность всей огромной железнодорожной отрасли и является весомым вкладом в социально-экономическое развитие нашей страны.
О.Горбунова.