Речевой терапевт
- Published on Tuesday, 15 November 2022 11:26
Каждую осень 14 ноября свой профессиональный праздник отмечают специалисты, корректирующие дефекты речи у детей и взрослых. Накануне праздника мы пообщались с Любовью Дьячковой – логопедом Кинель-Черкасского детского сада «Теремок». За два десятка лет работы она научила сотни малышей «дружить» со звуками, правильно их различать и воспроизводить.
Педагогом Любовь хотела быть с юности. В школе ей нравилось помогать одноклассникам с уроками, она с большим энтузиазмом объясняла материал. А вот мысль стать логопедом возникла с появлением в семье младшего брата, у которого был дефект речи. Чтобы помочь мальчику, родителям приходилось обращаться к разным специалистам, каждый применял свои методы коррекции, делился советами по домашнему развитию. Постепенно логопедией начала интересоваться и наша собеседница.
– Я поняла, что это не только очень актуальная, но и интересная профессия, – рассказывает Любовь. – Поэтому после девятого класса решила поступать в Подбельский колледж на учителя начальных классов с основами дефектологии. Там была очень серьёзная подготовка, качественную методическую базу я получила именно в этом учебном заведении. Уже тогда я чётко осознала, что выбранная специальность – моё призвание. После колледжа поняла, что хочу получить более углубленные знания в логопедии, поэтому поступила в Самарский педагогический институт. В процессе обучения хотелось быстрее перейти от теории к практике. В вечернее время устроилась на подработку в один из ближайших местных садов. Окончив институт, сразу приступила к работе с детьми с тяжёлым нарушением речи.
Отработав в городском детском саду год, Любовь вышла замуж и вернулась обратно в Кинель-Черкассы. Сначала устроилась логопедом в общеобразовательную школу №2, потом в детский сад «Теремок», в котором трудится вот уже 13 лет. Постоянно развиваться и не стоять на месте – жизненный принцип нашей героини. За годы практики речевой терапевт разработала собственную методику работы с детьми, стала соавтором пособия по формированию грамматического строя речи, постоянно посещает курсы и лекции по своей специальности. Даже во время пандемии коронавируса Любовь активно совершенствовала свои навыки и прошла обучение на дефектолога. Сейчас изучает анатомию тела в Кинель-Черкасском медколледже и планирует получить диплом медицинской сестры.
– Работа логопеда индивидуальна и требует от специалиста не только теоретических знаний и практических навыков, – считает Любовь. – Здесь нужно обладать знаниями в области педагогики, физиологии, неврологии, дефектологии и психологии. На самом деле работа логопеда включает много критериев развития речи. Именно логопед учит малыша не только правильно произносить звуки, но и развивает связную речь, обучает грамотно рассуждать, пересказывать текст, подводить итог. Всё это очень важно для дальнейшего обучения в школе.
Своими знаниями Любовь с радостью делится с другими педагогами и родителями на просторах интернета. На её познавательный видеоблог подписаны более 10 тысяч человек.
Любовь отмечает – число речевых нарушений у детей с каждым годом стабильно растёт. Одна из причин – невнимание родителей к проблемам детей.
– Взрослые не всегда уделяют должное внимание развитию ребёнка, – делится наблюдениями логопед. – Вместо чтения книг, прогулок на свежем воздухе и обычного разговора дают малышу в руки гаджет или включают телевизор. Многие закрывают глаза на проблемы с речью, на то, что ребёнок в два года ещё не говорит. Думают, что это пройдёт с возрастом. Увы, как показывает практика, если вовремя не обратиться к специалистам, проблемы останутся и будут препятствовать полноценной жизни ребёнка. Это касается не только трудностей с речью, но и с правописанием, умением выражать свои мысли, мышлением. Я всегда говорю, что ранняя диагностика – залог успеха. Мамы и папы, вовремя обратившиеся со своим ребёнком к учителю-логопеду, могут достаточно быстро на практике наблюдать положительный эффект. Но встречаются родители, которые обращаются к специалисту за 3-4 месяца до школы. В этих случаях занятия не помогут ребёнку достичь речевой нормы. Процесс коррекции речи – длительный путь, который требует огромного терпения близких, дисциплины со стороны самого ребёнка. Однако только этот путь может привести к позитивным результатам. Как говорится, через тернии к звёздам.
Невозможно стать логопедом-профессионалом без любви к работе и детям, считает Любовь. Эта профессия гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
– После рабочего дня, бывает, совсем не остаётся сил, – признаётся наша героиня. – Но я стараюсь и семье время уделить, и для хобби выделить пару часов. Сейчас посещаю танцевальные занятия по зумбе в местном спорткомплексе. Это помогает расслабиться, разгрузиться эмоционально. И для здоровья полезно, для работы головного мозга в том числе. Недавно ездили выступать со своей спортивной группой в Отрадный.
Несмотря на сложности, о своём решении посвятить жизнь помощи дошколятам Любовь не жалеет. Профессия логопеда стала для неё делом всей жизни. На её занятиях побывали сотни детей, которым она помогла поверить в свои силы и сформировать чёткую красивую речь.
А.Бугакова