Территория детства в сельской глубинке

Территория  детства  в  сельской  глубинке

Для многих малышей детский сад становится вторым домом, а мудрый воспитатель – второй мамой. Как живут детские дошкольные учреждения в отдаленных селах нашего района и какие люди там работают, мы узнали от них самих.

«Чтобы детский сад процветал»

Наша первая героиня работает воспитателем в малокомплектном детском саду с первых дней после получения специального образования. Сначала Светлана Ураловна Султанова окончила Чапаевский педагогический колледж, потом факультет социальной педагогики Самарского Государственного университета. И вот уже 11 лет она каждый день встречает своих воспитанников и ни разу о том не пожалела.

В село Красная Горка уроженка Пестравского района приехала в качестве молодой жены местного парня. Дипломированный молодой специалист – роскошь для сельской глубинки, поэтому Светлана сразу устроилась воспитателем в детский сад «Фиалка».

«Я очень люблю свою работу, – не скрывает молодая женщина, – особенно, когда она связана непосредственно с детьми».

В малокомплектном детском саду ребятишек немного – одна разновозрастная группа, не более десяти человек от полутора до семи лет. Детский сад работает по программе дошкольного образования «От рождения до школы». Воспитатель умело адаптировала ее к условиям своего учреждения. «У нас же не такая хорошая материально-техническая база, поэтому приходится обходиться тем, что есть, – поясняет специалист. – Часть проблем родительский комитет берет на себя, взрослые стараются, чтобы у детей было все необходимое».

До недавнего времени наша героиня была единственным воспитателем в детском саду. Пока она проводила занятия с детьми старшего возраста, помощник воспитателя увлекала игрой младших. В этом году в учреждение приняли еще одного воспитателя, на полставки. Благодаря этому у Светланы Ураловны появилось больше времени для работы с документами, которой с каждым годом становится все больше и о которой наша героиня говорит не очень охотно. Кроме всевозможных отчетов она ведет журналы здоровья сотрудников и воспитанников детского сада, а также бракеражный журнал готовой продукции, куда записывает результаты снятых ею проб с блюд, приготовленных поваром. Светлане Ураловне больше по душе работать с детьми, проводить для них познавательные занятия, ролевые и дидактические игры.

«У разновозрастной группы есть свои преимущества, – опираясь на собственный опыт, говорит воспитатель, – младшие дети, глядя на старших, быстрее обучаются тем или иным навыкам, а старшие, помогая малышам, становятся более доброжелательными и отзывчивыми».

Детский сад «Фиалка» живет как одна большая семья. В двухэтажном, правда, старом (1965 года постройки) здании места предостаточно. «Раньше здесь было гораздо больше воспитанников, по мере того, как село стареет, детей становится меньше, – с сожалением говорит собеседница, – сейчас мы занимаем только одно крыло на первом этаже, в другом – располагается школьная столовая, где питаются и наши воспитанники».

Светлана Ураловна Султанова счастлива, что работает в этом детском саду и приносит пользу жителям ставшего родным села. У нее лишь единственное пожелание, чтобы детей в селе рождалось больше и чтобы детский сад жил и процветал.

 

Художник, почтальон, воспитатель

За плечами Вероники Семеновны Курушиной, жительницы села Богородское, немалый опыт в разных сферах деятельности, но педагогической практики еще не было. Воспитателем в детском саду «Веснянка» она стала несколько месяцев назад. «Некоторое время детский сад здесь был закрыт, а когда его снова открыли, предложили мне работать воспитателем, я согласилась», – пояснила женщина. Чтобы восполнить пробел в своем образовании, начала учиться в Отрадненском нефтяном техникуме по специальности «Дошкольное образование».

По полученной ранее профессии она, скорее, могла бы быть преподавателем. В свое время наша героиня училась в Московском университете художественных искусств на факультете изобразительного искусства. А художники, как известно, – натуры тонко чувствующие, они творят не только руками, но и умом, и сердцем одновременно, в своей работе руководствуются, прежде всего, велением души, а потому среди них много мудрых людей, настоящих психологов и наставников, способных помогать тем, кто рядом, вести их по жизни, направляйть на созидательный путь. Наша героиня – одна из них. Она всегда рисовала с натуры: натюрморты, пейзажи. Для этого мало просто знаний, умений и практических навыков. При изображении живой натуры есть ряд особенностей: начиная от внешнего вида и заканчивая тончайшими нюансами внутреннего наполнения. Перед художником стоит задача увидеть это и передать средствами изобразительного искусства. В свое время картины художницы выставлялись в Москве в университете.

Работ в ее коллекции было много, но до сегодняшнего времени почти ничего не осталось – часть разошлась по друзьям и родственникам, часть затерялась. Интерес к профессии со временем поубавился – в небольшой деревеньке особой надобности в художниках нет, но любовь к рисованию осталась. Теперь Вероника Семеновна обучает этим навыкам своих воспитанников. На новом поприще ей пригодился и опыт работы в фольклорной группе, которой она руководила несколько лет. Благодаря ее коллективу старинные песни, испокон веков звучавшие в селе, обретали новую жизнь и исполнялись не только на районной сцене.

«Мне хорошо здесь, – отзывается о новом месте работы наша собеседница, – я люблю детей и с удовольствием занимаюсь с ними. У нас в группе всего шестеро ребятишек. Все разного возраста – от 2 до 7 лет. Кто-то уже рассуждает, а кто-то только учится говорить. С ними очень интересно. Им все хочется знать, и я вместе с ними заново познаю мир».

Новая воспитательница легко нашла общий язык со своими подопечными, потому что, находясь рядом с ними, чувствует себя их ровесницей. Так же, как они, бегает, прыгает, рисует, лепит. Дети даже обращаются к ней просто по имени – Вероника, не называя по отчеству. И наша героиня не скрывает, что ей это нравится, а если случится, что кто-то заплачет, обязательно возьмет на руки и успокоит по-матерински. Не удивительно, что дети ее любят.

И не только дети, к ней тянутся и пожилые люди – после работы в детском саду, где Вероника Семеновна трудоустроена на полставки, она спешит на почту. Более семи лет она разносит по адресам периодические издания, продукты, пенсию, оформляет подписку – работы у современного почтальона много. После обеда энергичная женщина успевает обойти свои участки. За ней закреплены четыре улицы (Новая, Центральная, Молодежная и Ягодная), не считая небольших переулков. Учитывая, что протяженность села 5-6 км, не трудно предположить, сколько почтальону приходится ходить. Летом она ездит на велосипеде, а зимой и в межсезонье по грязи и слякоти – пешком.

Несмотря ни на что, всем сердцем любящая деревенский быт женщина ни за что не променяла бы его на городской комфорт. Она от души желает своему селу процветания, и детскому саду тоже. «Коллектив у нас небольшой: повар, она же помощник воспитателя, и я. Хотелось бы еще одного человека, вдвоем тяжеловато, или меня на полную ставку хотя бы перевели…», – мечтательно рассуждает собеседница. Говоря о насущных проблемах односельчан, сожалеет, что в деревне очень плохое качество сотовой связи.

О.Горбунова.

Территория  детства  в  сельской  глубинке

Фотографии из галереи

Лыжная гонка на...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Будущее поколен...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail