Душа неподвластна времени

Душа неподвластна времени

Заливистые звуки балалайки перекликаются с весен¬ней капелью души. Озорной огонек в глазах пылает с той же силой, что и 50 лет назад. Едва ли можно до¬гадаться, что этой миниатюрной женщине на днях ис¬полнится 80 лет. Александра Васильевна Городниченко и сама не верит этой цифре.

Жизнь ее не была гладкой и безоблачной. Не озлобиться и не держать в себе непомер­но тяжелым осадком обиды – философия человека в высшей степени мудрого.

Александра Васильевна была четырехлетним ребенком, когда отца призвали на фронт. Он так и не вернулся, сложив голову на передовой в первые же дни вой­ны. Мать отправили рыть окопы. Двое малолетних детей – Алек­сандра и ее шестилетний брат – остались на попечение бабушки. Ясли-сад в те годы располагался на дому, и пожилая нянька часто не доглядывала за юными воспи­танниками. Братишка подхватил воспаление легких и умер. А вот нашу героиню Бог уберег, но по­слал немало испытаний.

С семи лет моя собеседница трудилась на Кинель-Черкасском пищепроме, пропалывала са­довое хозяйство, собирала яго­ды и фрукты. Юную труженицу сразу же заметили и перевели в цех, где из спелой вишни, яблок и крыжовника она варила аро­матное варенье. Маленькая, но юркая Саша управлялась с огромным чаном, в точности со­блюдая все пропорции. Уже тог­да было очевидно – предприятие близится к развалу, и Александра Васильевна перешла на почту. Ей достался один из самых больших участков. Какая бы погода ни стояла, она вовремя доставляла корреспонденцию, да еще успе­вала помогать пожилым теле­фонисткам, а вскоре ее и вовсе перевели на коммутатор.

– 200 номеров на одном коммута­торе, 150 на другом – все нужно знать, помнить, кто на ка­кой линии, и быстро соединять. Особенно строго спрашивал первый секретарь райкома партии Н.Л.Бардин, он то и распорядился, чтобы связь руководящему звену предоставляла именно я. Раньше на коммутатор люди в очередь выстраи­вались, заказывали переговоры во все уголки страны, – вспоминает собесед­ница.

Любимую рабо­ту пришлось оста­вить. Проворную телефонистку перевели в ночную смену, а нян­читься с новорожденной второй девочкой свекровь наотрез не желала. Александра Васильевна ушла в колхоз XX съезда КПСС и бралась за любую работу: подменяла доярок и свинарок, запа­ривала солому на корм скотине, а летом отправлялась на полевой стан и варила обед на полсотни рабочих.

Где бы ни работала А.В.Городниченко, ее всюду уважали и вспоминали добрым словом. А вот личная жизнь не заладилась. Первый муж выпи­вал и дебоширил. Александра Васильевна терпела долго, целых 15 лет, терпела ради детей. Когда чаша терпения переполнилась, наша героиня поняла: ей нужно спасать себя и детей. Но даже по­сле развода муж не оставлял ее в покое. Единственным спасением женщине казалось новое заму­жество. Она – 45-летняя цвету­щая женщина, он – 75-летний старик, участник Великой Оте­чественной войны. Конечно, ни о каких чувствах и речи не шло. Александра Васильевна утешала себя – стерпится-слюбится, но даже не подозревала, что снова оказалась в руках тирана. Не­смотря на солидный возраст, но­вый избранник был еще в силах и сумел приструнить бывшего мужа-дебошира. Поначалу жили мирно, но с годами ревность су­пруга переросла в тиранию.

За плечами нашей героини два официальных брака, но насто­ящей любви она так и не познала.

Единственное, о чем Алек­сандра Васильевна не жалеет и чем безмерно дорожит – так это детьми, дочерьми Ириной и Любой и сыном Николаем. Судьба распорядилась так, что, будучи уже в преклонном воз­расте, А.В.Городниченко обрела душевный покой. Рядом с ней, наконец, появился надежный че­ловек, Владимир Романович, ко­торый ценит ее за чистую, свет­лую душу.

Н.Глазкова.

Фотографии из галереи

Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail