Чудом остался в живых

Чудом остался в живых

Поздравления с девяностолетним юбилеем 26 ноября принимал ветеран Великой Отечественной войны Сергей Кузьмич Харин. 

С почетной миссией к имениннику приехали председатель первичной организации Совета ветеранов В.И.Казачек и руководитель Управления по делам сельского поселения Кинель-Черкассы В.Л.Фролов. Гости передали поздравительный адрес от президента России В.В.Путина и вручили памятные подарки. Юбиляр поделился воспоминаниями о пройденном жизненном пути.

Сергей Кузьмич – старейший житель своей улицы в районе Печа, что в Кинель-Черкассах. Весть о вторжении фашистов юного 15-летнего Сергея настигла, когда тот вместе с другими, жизнерадостными и полными светлых надежд на будущее мальчишками, плескался у берега Кинеля.

– Прибежал кто-то из местных и крикнул: «Война началась!», – начал свой рассказ наш юбиляр. – В деревне тогда весь народ поднялся, на улицах шум жуткий был. Откровенно говоря, напряженная обстановка и какие-то непонятное волнение в народе ощущалось задолго до этого. Во-первых, мужчин стали отправлять на сборы в гораздо большем количестве, чем обычно. Мой дядя в то время вернулся с «финской» и его вновь забрали. Во-вторых, военные всерьез занимались отбором лошадей для армейской кавалерии. Словом, все говорило о неизбежности войны.

Отца нашего героя призвали почти сразу, вскоре и сам С.К.Харин был зачислен в группу, которую в ускоренном режиме обучали военному делу. А осенью 1943 года его, в числе прочих новобранцев, забрал «Максим» – так кинель-черкассцы именовали поезд, проходивший через село один раз в сутки. Несмолкаемый плач матерей, стоявший на перроне, пронзительным эхом раздается в памяти ветерана. Прибыв в Ульяновскую область, Сергей продолжил подготовку в стрелковом полку. Затем последовали сборы в районе Йошкар-Олы. Молодых бойцов размещали прямо в землянках, где когда-то жили заключенные. Уже оттуда в звании младшего сержанта наш герой последовал на фронт. В Литве нужно было прорывать оборону противника, требовалось подкрепление. 3000 человек погрузили в эшелон и круглыми сутками везли двойной тягой (в два паровоза). Прибыли на место – и в бой.

– Первой выступила артиллерия, – вспоминает Сергей Кузьмич, – здорово она тогда немцев «поутюжила». Когда подошли наши стрелки, фашисты уже паниковали. Так, оборону противника под городом Каршенай нам все же удалось прорвать.

Вскоре С.К.Харина вместе с боевыми товарищами ждало очередное испытание – три недели они стояли в обороне под Ригой. Шаг за шагом, приближаясь к немецкой границе, советская армия действовала все решительнее. С криками: «Смерть за смерть! Кровь за кровь!» – шли наши солдаты на врага.

В Восточной Германии в феврале 1945 года нашего героя ранило. Осколок разорвавшейся бомбы попал ему в голову. Горячая кровь хлынула по лицу, в глазах потемнело. На помощь пришли свои ребята. Уже в госпитале врачи сказали нашему герою: «Счастливый ты человек!» Как потом оказалось, тот злосчастный осколок прошел всего лишь в полутора миллиметрах от мозжечка. Медики не решились извлечь осколок, опасаясь задеть мозжечок, ведь в этом случае С.К.Харин оказался бы на всю оставшуюся жизнь прикованным к постели. И врачи были правы, спустя год осколок вышел сам по себе. Целый месяц Сергей Кузьмич провел в госпитале, а потом снова на фронт, но уже командиром стрелкового отделения. Готовился штурм Кенигсберга, когда Харина направили на курсы младших лейтенантов. Не за горами была долгожданная победа.

Возвращение домой нашего героя стало воскрешением из мертвых, потому как родные еще в начале 1945 года получили похоронку и уже не надеялись на чудо. На отдых и общение с близкими у молодого бойца был лишь месяц, а потом последовали более пяти лет военной службы в Выборге. Первые два года Сергей Кузьмич числился командиром пулеметного расчета. Однажды, узнав, что набирают людей в духовой оркестр, С.К.Харин решил и себя попробовать в музыке, хотя никогда раньше ею не занимался. «Выдал» тогда мой собеседник капитану «Катюшу», тот и записал его в числе первых, а вскоре нашего героя отправили на курсы в Ленинград, где учили нотной грамоте. Там же он освоил игру на альте, а чуть позже – и ударные инструменты.

С гордостью ветеран повествует о том, что несколько лет подряд участвовал в параде в Ленинграде. Вначале – как солдат знаменитой ленинградской стрелковой дивизии, а позже – как участник оркестра. Демобилизовался наш герой в 1950 году в звании старшины духового оркестра. Какое-то время работал на мельзаводе заместителем директора, но все же большую часть своей трудовой жизни провел на Кинель-Черкасском элеваторе, где вначале заведовал корпусом, а затем был назначен начальником участка.

Н.Глазкова.

Фотографии из галереи

Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail