На каждом экспонате отпечаток истории

Потускневшие фотографии, пожелтевшие от времени газетные публикации, датированные 1902 годом, проржавевшие каски и искореженные от пуль котелки - молчаливые свидетели событий прошлых лет хранят в себе загадки истории и секреты человеческих судеб. Для педагогов и учащихся Кротовской школы по-своему ценен каждый предмет. Экспозиции, представленные в школьном музее, формировались годами. Об уникальных историях экспонатов нам рассказала учитель географии Елена Григорьевна Садохина, любезно согласившаяся быть  нашим экскурсоводом.

На  каждом  экспонате  отпечаток  историиОснователь музея

Если быть точнее, в Кротовской школе есть два музея – Боевой славы и историко-краеведческий. Но первым всё же появился музей Боевой славы. В 2015 году ему присвоили имя бывшего директора Кротовской железнодорожной школы Дмитрия Васильевича Трухова. Ветеран-десантник 37-го гвардейского воздушно-десантного корпуса, в первую же неделю на фронте он получил серьёзное ранение в спину при освобождении города Питкяранта в Карелии. Товарищи в отчаянии сочли его погибшим, домой отправили похоронку, а он чудом воскрес. Полгода скитаний по госпиталям, вернуться на передовую Дмитрий Васильевич уже не мог по состоянию здоровья, мечту – продолжить династию военнослужащих – пришлось оставить. Дальнейшую службу на фронте он провёл писарем. В 1965 году ветеран был назначен директором школы, преподавал детям историю и обществознание.  В 1973 году на урок мужества пришли ветераны. Уже в приватной беседе выяснилось, что воевали они на одном фронте, в одном корпусе. Слово за слово и Д.В.Трухов вдруг всерьёз задумался: как сложилась судьба у других друзей-однополчан? Учителя и школьники взялись за работу, объёмную и кропотливую – писали письма во все концы нашей необъятной Родины, разыскивали ветеранов и те откликнулись. Кто-то охотно делился воспоминаниями о боевых годах, кто-то присылал значки, монеты, артефакты и трофеи, добытые с фронтовых полей. Так было положено начало музею Боевой славы.

У каждого экспоната своя история

Елена Григорьевна трижды лично принимала участие в раскопках в Республике Карелия, где в годы Великой Отечественной войны шли ожесточённые бои между СССР и Финляндией. Часть экспонатов привезена именно оттуда. Вот перед нами проржавевшие сапёрные ножницы, ими наши бойцы перекусывали колючую проволоку.

– С сапёрными ножницами, но не конкретно с этими, связана одна интересная история. В 2014 году мы отправились в Карелию на международный слёт «Красный следопыт», с нами был наш ветеран Василий Петрович Сладков. Проходя по тем местам, где когда-то он с боевыми товарищами крепко держал оборону, вспомнились ему потерянные им именные сапёрные ножницы. И вы можете себе представить – мы их тогда нашли! – восторженно сообщила Елена Григорьевна. – Железо проржавело, но отчётливо можно было разобрать гравировку – «Сладков В.П.». Спустя годы ножницы вернулись к хозяину и сейчас хранятся у его родственников. Всякий раз после поездки в Карелию, сердце переполняют смешанные эмоции. Заходишь в лес, кругом валяются «обросшие временем» каски, фляги, котелки, стоят буржуйки. Поисковики называют это «железом», а для нас это настоящие сокровища. Впечатление, что только вчера здесь были люди, шли бои. А сколько останков наших солдат, непреданных земле?..

А вот смотрят на нас со стены чистые совершенно неозлоб­ленные испытаниями лица ребят из «пламенного выпуска» Кротовской школы. Они едва успели отпраздновать окончание школы, погулять на выпускном балу, объявление о начале войны грянуло, как гром среди ясного неба. Смелые, идейные, с пылкими сердцами парни и девушки из этого выпуска, все, как один подали заявления и записались в добровольцы. Но не всем суждено было вернуться.  Одним из первых погиб Виктор Зотов. Он был из династии врачей и мечтал продолжить благородное дело своих родителей и дедов – помогать людям. И всё же большинство из этих добровольцев с честью выполнили свой долг и вернулись домой живыми.

За время Великой Отечественной войны на фронт из Кротовки призвано свыше тысячи человек. В наши дни в живых остались лишь двое - Яков Пантелеевич Куникин и Валентина Алексеевна Бойкова. 

Музей собирался буквально по крупицам. На каждом экспонате история оставила свой отпечаток. Изрешеченная немецкая каска – трофей наших дедов, полевой телефон, офицерский планшет из натуральной кожи, пробитый котелок… Есть даже земля в капсулах, привезённая с братских могил Карелии.

– Один из ветеранов рассказывал, как обычный котелок спас ему жизнь. Приехала полевая кухня, он едва успел наполнить котелок обедом и перебросить его за спину, как вдруг грянул бой, – пересказывает реальную историю наш экскурсовод. – В какой-то момент он почувствовал, как по спине потекло что-то тёплое. «Ранили…», - подумалось ему в первые секунды. На самом деле котелок пробило, и из него вытекала каша. Когда схватка завершилась, пришлось бойцу есть прямо из своей каски.

Самое важное, что экспонаты, истории ветеранов врезаются в память молодому поколению и вспоминаются в нужные моменты. Наш выпускник Андрей Алхимов, участник Афганской войны рассказывал, как в трудные минуты вспоминались встречи с ветеранами, их рассказы о подвигах советских солдат. Это придавало силы и мужества бороться дальше: «Если деды наши смогли, то и я смогу!»

Н.ГЛАЗКОВА

Фотографии из галереи

Мы любим спорт!
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail