В библиотеке «Крестьянский быт»

В  библиотеке  «Крестьянский  быт»Недавно в районном историко-краеведческом музее открылась новая выставка, которая называется «Крестьянский быт».
С таким предложением к работникам музея вышли учителя истории Кинель-Черкасских школ, которым для учебного процесса необходим наглядный материал. Не  зря же говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

«Тема очень интересная, – соглашается директор музея Л.А.Черных. – Фонды музея позволяют создать уголок крестьянской избы и раскрыть суть крестьянского быта. Люди жили натуральным хозяйством и трудились ради того, чтобы прокормиться, одеться, обуться. Все добывалось своим трудом. Чтобы поесть, нужно вспахать, нужно посеять, убрать, переработать... Поэтому с таким благоговением наши предки относились к куску хлеба и чинно вели себя за столом. Не зря люди складывали поговорки и пословицы о хлебе насущном».
Экспонаты выставки более чем говорят о том, как в крестьянской семье добывался хлеб и сколько труда для этого требовалось. Серпом срезали пшеницу и вязали ее в снопы. Цепом выколачивали из снопов зерно и затем толкли его в ступе. Муку хранили в огромной, метра полтора высотой,  корзине с крышкой, сплетенной из коры и травы, запах которой отпугивал мышей.  
Показывая этот экспонат, экскурсовод заметила, что он вышел из-под рук крестьянского умельца более двух веков назад. Однако корзина до сих пор цела, хотя хранилась в сарае. Ее передал в музей Иван Гаврилович Илларионов, уроженец села Семеновка, которому она досталась от матери. Кстати, в Семеновке в школьном музее есть очень много образцов подобного плетения, короба, корзины, и этот вид народного ремесла сохранился и развивается до сих пор.
Муку просеивали через решето, в деже ставили опару, деревянной лопаткой вынимали горячий хлеб из печи, в корзинке носили хлеб в поле, чтобы накормить тех, кто там трудился. В те времена хлеб называли «пирогом». Его ставили на рушник и встречали с хлебом-солью самых дорогих гостей и  молодоженов. Не случайно узоры на рушниках  говорят о деторождении и выращивании хлеба, смысл их заключается в продолжении жизни.  
Без хлеба и рушников не обходилось ни одно крестьянское застолье. Когда за большим столом собиралась вся семья, ели из одной большой чашки или из чугунка. Пищу брали деревянными ложками и бережно подносили ко рту над куском хлеба, чтобы не уронить на стол. Пока глава семьи не стукнет ложкой по столу, никто не смел брать куски мяса, которые оставались на дне чугуна. Если кто-то из домочадцев нарушал этот порядок крестьянского домостроя или непристойно вел себя за столом, то незамедлительно получал деревянной ложкой по лбу от главы семейства. Причем глава семейства сначала облизывал ложку, а потом бил, а в иных случаях и гнал  вон из-за стола.  Стол и пища на нем всегда почитались как символ изобилия и благополучия семьи, поэтому существовали   правила поведения во время трапезы. Они были частью крестьянского домостроя, целого свода неписанных правил, нарушать которые запрещалось под каким бы то ни было предлогом. Даже сам Петр I требовал соблюдения этих правил. Он часто бывал в крестьянских семьях, садился вместе со всеми домочадцами за стол и подчинялся хозяину дома.


О.Горбунова.

Фотографии из галереи

Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Открытый команд...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail