Врачеватель из «аптеки души»

Врачеватель  из  «аптеки  души»

День школьных библиотек – это повод познакомиться с хранителем школьного библиотечного фонда и заглянуть в сокровищницу человеческой мысли, поговорить о профессии школьного библиотекаря, о том, какое место занимает книга в жизни современного ребенка. 

Наша героиня Марина Николаевна Холоднова называет себя врачевателем, потому что библиотека, утверждает она, это аптека души. Более 20 лет она трудится в Березняковской школе и стала не только знатоком своего дела, но и преданным другом и наставником детям. Кроме обязанностей школьного библиотекаря она выполняет ряд других.

Марина Николаевна, какова роль школьной библиотеки, изменилась ли она с приходом цифровых технологий?

– Как сказал известный советский педагог, детский писатель А.В.Сухомлинский, школа – это, прежде всего, книга, а воспитание – это слово, книга и живые человеческие отношения. Поэтому школьной библиотеке отводится большая роль в учебно-воспитательном процессе.

В 21 веке очень трудно отвлечь детей от всепоглощающих инновационных технологий и привлечь в хранилище книг. Почти у всех есть гаджеты и Интернет, где можно найти всю необходимую информацию. Но если что-то не получается, ребята идут ко мне. Тогда мы уже вместе изучаем справочники, энциклопедии, предметную литературу. Порой я сама захожу в Интернет и ищу то, что нужно. Моя основная задача – помочь ребенку в освоении образовательной программы, предоставить ему дополнительную информацию, заинтересовать в более углубленном изучении вопроса.

Библиотекарь в сельской школе, кто он? Расскажите на своем примере.

– Кроме библиотекаря я являюсь еще и руководителем школьного музея, поэтому все мероприятия у нас взаимосвязаны. Мои читатели, они же и юные краеведы, с большим интересом участвуют в них.

Несколько лет назад в рамках сотрудничества с Самарским центром детского краеведения мы принимали участие в областном конкурсе-семинаре, посвященном годовщине Победы. Он проходил на теплоходе во время путешествия по маршруту: Самара - Саратов - Волгоград, мы заняли третье место. Ребятам очень понравилось. Обо всем, что нам удается «раскопать», я рассказываю детям во время свободных уроков, когда по каким-либо причинам приходится подменять учителей. Кроме того, являюсь завхозом (закупаю материалы и провожу ремонт) и кадровиком (пишу все приказы на увольнение, прием на работу, на отпуска и т.д.).

Почему вы выбрали профессию библиотекаря?

– Всегда любила книги. Старший брат научил меня читать в пять лет. Я свободно читала даже газеты. Мне приходилось демонстрировать это всем маминым знакомым – она хвасталась, какая умница ее дочь, а те не верили. Поход в библиотеку был для меня праздником. Очень любила журнал «Мурзилка». Однажды даже отметила сама себя значком, который «Мурзилка» предложил тем, кто хорошо читает. Вырезала его из журнала и прикрепила себе на курточку. В подростковом возрасте с упоением читала серию книг Артура Конана Дойла «Шерлок Холмс и доктор Ватсон».

Не сразу поняла, в чем мое призвание. После школы решила овладеть более престижной профессией – поступила в плановый институт на факультет бухгалтерского учета, хотя математика мне давалась с трудом. Не дождавшись окончания первого курса, ушла – поняла, что это не мое. Потом окончила швейное училище, получила профессию портного мужской одежды, даже сшила папе брюки, но работать по специальности тоже не пришлось. После замужества и рождения ребенка устроилась туда, где было место. Много лет трудилась в детском саду, сначала на подменах, потом няней. По-хорошему завидовала соседке, которая работала библиотекарем в школе, хотя была уже на пенсии. Она разожгла во мне прежний интерес к этой профессии. По ее совету заочно окончила училище культуры, потом меня пригласили на ее место. С 1997 года я работаю школьным библиотекарем.

Дети – особая категория читателей, как привить им любовь к книге?

– Это, прежде всего, идет из семьи. Если родители читают, рассказывают о прочитанной книге детям, вместе с ними обсуждают сюжет, героев, тем самым они пробуждают в детях интерес к чтению. Роль библиотекаря в этом вторична, тем более, в сельской глубинке. Самые активные наши посетители – учащиеся младших классов. Дети любят все яркое, но у нас очень старые фонды. Стараюсь предложить из того, что есть. Раскладываю журналы, энциклопедии, сказки, рассказы, чтобы было более наглядно. Старшеклассники, в основном, обращаются за литературой в рамках школьной программы.

Какие-то библиотечные истории в Вашей практике есть?

– Есть курьезные, когда дети путаются в том, что им нужно. Одну – мы до сих пор вспоминаем. Старшеклассник настойчиво просил у меня книгу Мартина Идена. Я поняла, что он перепутал автора Джека Лондона с героем его романа «Мартин Иден». Пришлось приглашать учителя литературы, чтобы выяснить, что же было задано.

Очень интересно у нас проходят заседания актива музея. Мы устраиваемся в библиотеке, составляем планы. В этом году собирали материал о нашем земляке, участнике ВОВ Андрее Ивановиче Есине. Выяснили, что он был первым пионерским вожатым в школе, в годы войны гвардии старший лейтенант служил в минно-торпедном Клайпедском авиаполку Балтийского флота, был штурманом звена на самолете-разведчике. Его экипаж пропал без вести 3 марта 1945 года, скорее всего, затонул в Балтийском море, в районе города Лиепая в Латвии. Останки не были найдены, но память героев увековечена на мемориальной плите, установленной в этом городе.

Какой Вы видите библиотеку будущего?

– Мы живем в век технологий, они стали частью нашей жизни. Конечно, библиотеки не исчезнут, они изменятся. Возможно, библиотека будущего будет настоящим окном в реальный трехмерный мир. Берешь с полки книгу, мгновенно реагируют сенсоры, и оказываешься в виртуальных мирах, которые живут в этой книге.

Библиотека будущего – это уникальный информационный центр, где можно будет получить во временное пользование не только печатные книги, но и электронные или аудиокниги. Бумажная книга будет существовать всегда, потому что книгу в ее традиционном исполнении заменить нельзя. Она обладает особой магией. У человека должна быть возможность держать книгу в руках, возвращаться к строчкам, которые ему запомнились, к мыслям, которые не оставили его равнодушным. Книга будет всегда, не важно, на каком носителе: электронном или бумажном. А будет книга, будут и библиотеки.

Беседу вела О.Горбунова.

Фотографии из галереи

Лыжная гонка на...
Image Detail
Будущее поколен...
Image Detail
Д.Седов
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail