Тайны старинных усадеб Самарской области
- Published on Tuesday, 12 November 2024 11:57
Некоторые старинные усадьбы Самарской области, некогда бывшие свидетелями эпохи расцвета русской культуры и дворянского быта, сегодня часто находятся в состоянии запустения. Эти величественные здания с богатой историей могли бы стать настоящими жемчужинами культурного наследия нашей страны, но вместо этого многие из них стремительно разрушаются под воздействием времени и людей. Сегодня расскажем о некоторых из таких объектов.
От имения до психоневрологического диспансера
Село Заборовка – небольшой населённый пункт в Сызранском районе Самарской области. В этой деревушке с населением чуть менее 1500 человек сохранилась самая старая усадьба Самарской области. История появления родового имения берёт своё начало в XVIII веке: в 1708 году земельные участки на территории села переходят во владение к крупному государственному деятелю тех времён – графу Платону Ивановичу Мусину-Пушкину.
До появления особняка на территории поместья стоял небольшой одноэтажный деревянный дом. Платон Иванович со своими сыновьями ни разу не приезжал в село, но с начала XIX века участок переходит по наследству его внуку – Василию Валентиновичу Мусину-Пушкину. Начиная с 1812 года граф начал принимать активное участие в развитии имения. В 1820-1830 годах ведётся строительство большого барского дома.
Частым гостем в Заборовке был друг Василия Валентиновича – нижегородский помещик, князь Иван Алексеевич Гагарин, который познакомился здесь с дочерью Мусина-Пушкина Прасковьей и незамедлительно женился на ней. Впоследствии Иван Алексеевич выкупил усадьбу у своей тёщи, так как перед смертью граф завещал своё имущество не родной дочери, а любимой жене – актрисе Нимфодоре Семёновой. Вдова предпочла продать усадьбу молодой семье, чем передавать имение в качестве приданого. Таким образом, в 1837 году дом становится родовым имением семьи Гагариных. В 1870-х годах усадьбу перестраивали и расширяли, появился третий этаж. После смерти князя и до 1918 года усадьбой владел его старший сын Николай. Мечтая открыть в Заборовке конный завод, в поисках денег Николай Алексеевич несколько раз закладывал дом. В связи с тяжёлой финансовой ситуацией все земли были окончательно распроданы крестьянским хозяйствам, усадьба потеряла свою экономическую ценность. Своим последним хозяевам – трём дочерям Ивана Алексеевича Гагарина – она досталась уже в качестве обычного загородного дома.
Советская судьба имения Гагариных получилась не менее тяжёлой. С 1918 по 1929 годы здание занимали местные комсомольцы и волостной исполнительный комитет. В 30-х годах и до начала Великой Отечественной войны здесь расположилось управление колхоза «Авангард». В послевоенное время в особняке открыли детский дом, а в 1979 году – психоневрологический диспансер, который проработал здесь до середины нулевых. После закрытия диспансера в 2005 году здание усадьбы пустует.
В настоящее время состояние усадьбы удручающее: полы сгнили почти насквозь, краска на стенах во многих местах облупилась, все комнаты абсолютно пустые. Когда-то залы родового имения были украшены живописью, итальянскими вазами и скульптурами, некоторые из которых сохранились в качестве экспонатов местного краеведческого музея.
Особняк князей Гагариных был признан памятником культурного наследия ещё в 1960 году. С 2009 года здание находится в ведении департамента туризма Самарской области. Проектная документация по реставрации и реновации усадьбы была разработана в 2011 году, но дом продолжает стремительно разрушаться.
Находится в селе Усолье Шигонского района. И пусть сегодняшнее её состояние весьма плачевно, в осыпающихся стенах ещё сохранилась былая красота и величие.
Наибольшего расцвета Усолье достигло при фаворите Екатерины Второй Григории Григорьевиче Орлове и его потомках, которым село принадлежало вплоть до самой революции. Примерно в 1770 году в Усолье для Григория Орлова была возведена деревянная усадьба. К сожалению, её подробного описания не сохранилось. После смерти Григория единственным владельцем вотчины стал младший из братьев Орловых – Владимир Григорьевич. При нём в 1812 году деревянная усадьба полностью сгорела, после чего началось новое строительство. Учитывая последствия недавнего пожара, граф Орлов распорядился построить каменный дом.
Планировка усадебного комплекса была довольно типична для России начала XIX века: главный въезд в усадьбу с двумя «караулками» по бокам находился напротив трёхэтажного здания конторы, по бокам которого располагались двухэтажные жилые флигели владельца и управляющего усадьбы. На территории также располагались материальные склады, ткацкая, столярная, кузнецкая и слесарная мастерские. Здание конторы имело мезонин и мансардную крышу с видовой площадкой и башенкой, являлось своего рода композиционным центром усадебного комплекса. Перед усадьбой располагалась открытая площадка с фонтанами и скульптурами.
При Владимире Орлове-Давыдове усадьба претерпела ряд изменений: в 1836 году с восточной стороны усадьбы были разбиты парк и фруктовый сад, для чего Владимир пригласил в Усолье французского садовника Помре. Вскоре для увеличения жизненного пространства трёхэтажное здание конторы перестроили под жилой блок, а саму контору перевели в помещение южного флигеля. Затем в 60-х годах XIX века была проведена реконструкция усадьбы: полностью заменены обветшавшие двери, окна, полы; более современной стала и внутренняя отделка. Также при Орлове-Давыдове началось строительство «Усольского конюшенного двора» по проекту петербургского архитектора Роберта Андреевича Гедике. На этом конюшенном дворе разводилась знаменитая орловская порода лошадей, которую вывел один из братьев Орловых – Алексей Григорьевич.
В усольской усадьбе была собрана уникальная библиотека, начало которой положил ещё Владимир Григорьевич Орлов, а также коллекции оружия и геральдики. Все сыновья и внуки Владимира Орлова-Давыдова были военными, поэтому их коллекция оружия постоянно пополнялась и считалась к началу ХХ века одной из лучших в России. Увы, большая часть этих сокровищ была утрачена после 1917 года...
Что касается самой усадьбы, то в 1919 году в комплексе зданий имения расположился сельскохозяйственный техникум Народного комиссариата земледелия (впоследствии Усольский сельскохозяйственный техникум). В 1966 году усадьба Орловых-Давыдовых была принята облисполкомом Куйбышевской области на государственную охрану. Однако после того, как в 1975 году сельскохозяйственный техникум переехал в новое здание, началось постепенное разрушение усадьбы. Значительные повреждения она получила в 90-х годах ХХ века, когда здание было отдано под расселение беженцев из стран бывшего Советского Союза. После многочисленных пожаров бывшая усадьба Орловых-Давыдовых приобретает вид руин и постепенно зарастает лесом.
На берегу Кутулукского водохранилища сохранились таинственные развалины старого храма. Рядом – склеп, где не так давно нашли останки семьи самарского губернатора Григория Аксакова.
Глядя на село Страхово в наши дни, даже не верится, что в XIX веке имение было одним из самых богатых в губернии. Находится оно на границе Борского и Богатовского районов, на берегу Кутулукского водохранилища. От некогда цветущей барской усадьбы остались только руины Никольской церкви и небольшой прудик, недалеко от которого растут уже одичавший сад с яблонями и две полуторавековые сосны. Если спускаться к водоёму, то и сейчас под ногами можно ощутить волнообразные кочки. Возможно, здесь когда-то лежали широкие ступени.
Григорий Аксаков – седьмой самарский губернатор, сын известного русского писателя, автора «Аленького цветочка» Сергея Аксакова, почётный гражданин Самары – стал хозяином имения в Страхове в 1848 году. Все дела здесь вела его жена Софья. На собственные средства Аксаковы открыли и содержали в селе библиотеку и церковно-приходскую школу.
После ухода в отставку Григорий Аксаков переехал в своё имение. По данным историков, у него сложились хорошие отношения с крестьянами. Помимо прочего, он помогал малоимущим во время сильного голода 1873 года. Давал деньги сам и организовывал сбор пожертвований. Поэтому в имении Аксакова не было ни одного крестьянского бунта, несмотря на то, что местных жителей подбивали на это ссыльные революционеры.
Умер седьмой самарский губернатор в 1891 году. Гроб с его телом пронесли на руках по всем окрестным сёлам, в каждом служили панихиды, на которые собирались все крестьяне.
После революции имение Аксакова разграбили. Купола Никольской церкви обрушили. Некрополь при ней сровняли с землёй. В середине XX века часть села Страхово ушла под воду после строительства Кутулукского водохранилища. На суше осталась лишь возвышенность, на которой когда-то находились барская усадьба и пруд.
В 2011 году около остатков Никольского храма на средства местного жителя установили деревянный крест с надписью «Григорий Сергеевич Аксаков (1820-1891) – достойному сыну великого отца».
А в 2020 году на средства пожелавшего остаться анонимным благотворителя организовали раскопки. Искали тот самый некрополь, в котором хоронили членов семьи Аксакова. Склеп нашли под землёй на том самом месте, где ранее установили крест. В раскопе нашли несколько гробов из нержавеющего металла. Антропологические исследования подтвердили, что в них находятся останки Григория Аксакова, его жены, детей и внуков.
Подготовила Н.Глазкова