Старинные храмы Самарской области
- Published on Tuesday, 17 September 2024 16:11
Старинные храмы Самарского края – это не только пример стойкости православной веры и духа, это ценные памятники архитектуры с уникальной историей. Познакомимся с некоторыми из них.
Сызранский район
Село Троицкое Сызранского района было основано в самом начале XVIII века помещиками Дмитриевыми. Раньше здесь, на берегу Тишерека, стояли бок о бок два села: Богородицкое и, собственно, Троицкое, впоследствии объединившиеся в одно поселение.
Самым известным представителем династии Дмитриевых является поэт и баснописец Иван Иванович Дмитриев – именно в одной из его книг впервые была напечатана буква «ё».
Но в первую очередь Троицкое известно своими каменными храмами, одними из самых старых на территории Самарской области. Полуразрушенная ныне Богородская церковь была построена между 1720 и 1736 годами, а уже несколько лет находящаяся в состоянии вялотекущей реставрации Троицкая церковь – между 1728 и 1733.
В селе Павловка Сергиевского района стоит относительно хорошо сохранившаяся деревянная церковь дореволюционной постройки. Храм во имя Михаила Архангела, построенный в 1866 году, был закрыт в 1919-м, когда последнего сельского священника вместе с женой убил один из местных жителей. Бандит рассчитывал найти в доме какие-нибудь ценности, но всю его добычу составил мешок дроблёнки. В ту пору советская власть всячески боролась с религией, поэтому зверское убийство осталось безнаказанным.
Власти хотели и вовсе снести церковь, но жители Павловки встали на её защиту, и храм просто закрыли. С тех пор покосившаяся колокольня церкви, увенчанная крестом, возвышается на окраине села. Купол над основным помещением не сохранился, и сейчас довольно трудно представить, как церковь выглядела раньше. Зато внутри храм поражает обилием фресок, украшающих стены и потолок. Некоторые из них сохранились на удивление хорошо, хотя большинство сильно попорчены дождём и ветром.
Всего в паре километров от Павловки находится село Нероновка, где стоит действующая деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери. Строительство этого храма началось в 1908 году, и место постройки было выбрано неслучайно: по одному из местных преданий годом раньше одна из местных жительниц увидела здесь ночью Царицу небесную с ангелами. Деревянный храм был построен на каменном фундаменте, обшит войлоком. На резной иконостас ушло 2,5 кг сусального золота. Через три года после начала строительства прошла первая служба. Храм был закрыт в 1939 году, и в течение четырёх лет в нём находилось зернохранилище, но благодаря мужеству жителей села в церкви удалось сохранить старинный иконостас. Перед закрытием его заколотили досками, иконы занесли в алтарь. Это спасло их от разрушения, остались целыми даже стёкла. Вновь стены храма услышали молитвы в 1944 году. С тех пор храм открыт для прихожан.
Красноармейский район
Храм Михаила Архангела в селе Дергачи был построен в 1909 году по проекту архитектора Тадеуша Хилинского. В годы советской власти церковь сперва закрыли, потом пытались разобрать на кирпичи и даже взорвать, однако храм выстоял. На удивление хорошо сохранились фрески на потолке церкви. На них изображён так называемый тетраморф – четверо апостолов-евангелистов в образе четырёх апокалиптических существ: Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла. Каждый из них крылат и держит Евангелие.
Утёвка – самое крупное село Нефтегорского района. Здесь стоит храм Святой Троицы, который интересен не своей древностью (он был возведён в 1892 году) или причудливой архитектурой, а тем, что его на свои средства построил и расписал вместе с учениками безрукий и безногий иконописец Григорий Журавлёв. Для этого его укрепляли в особой люльке и с красками и кистями поднимали на высоту. Так иконописец работал изо дня в день. Под конец росписи художник остался почти без зубов, у него болел позвоночник, на теле появились язвы. Но после окончания работ он поправился.
Умер Григорий Журавлёв в 1916 году от скоротечной чахотки. В последний путь его провожало всё село. На могиле сельчане установили деревянный крест с единственной надписью: «Се Человек».
В 1934 году храм пытались взорвать, однако он выстоял. Изувеченный, без колокольни, он был превращён в зернохранилище. В 1989 году церковь была возвращена верующим и вновь открыта для служб. Часть росписей Журавлёва в храме сохранилась до наших дней.
Красноглинский район
В Прибрежном стоит посмотреть на уникальный деревянный храм, построенный в 1999-2000 годах по древним традициям русских мастеров без единого гвоздя. Храм не только красив сам по себе, но и стоит в очень живописном месте, окружённый вековыми соснами. Прямо от храма открывается отличный вид на Волгу и Жигулёвские горы, в том числе на гору Стрельную.
Село Ташла Ставропольского района привлекает множество туристов и паломников своим чудодейственным источником, вода которого считается целебной, а также Свято-Троицким храмом (на фото справа), построенным в 1775 году.
Интересна легенда о появлении святого источника. Согласно преданию, 8 октября (по старому стилю) 1917 года уроженка села Катерина Чугунова увидела во сне, что в овраге на краю села лежит икона Божией Матери. Наутро женщина действительно нашла святой образ в увиденном во сне месте. Икону принесли в храм, отслужили молебен, а в месте, где был обнаружен образ, из земли стал бить родник.
После 1925 года большевики решили покончить с источником: поблизости от оврага построили скотный двор и стали сваливать навоз прямо в родник. Закрылась и церковь в Ташле, но икону Божией Матери верующие смогли спасти, тайно передавая её из избы в избу. Вновь церковь открылась только в годы Великой Отечественной войны, и с тех пор поклониться чудодейственному образу и окунуться в воды святого источника приезжают верующие со всей области и из других регионов России.
Чапаевск
Церковь преподобного Сергия Радонежского в Чапаевске стоит в ряду наиболее выдающихся памятников архитектуры Самарской области. Возведённая в 1916-1918 годах, она стала одной из последних построек в романтическом стиле и была частью комплекса Сергиевского Самарского завода взрывчатых веществ в посёлке Иващенково (ныне Чапаевск), который в годы Первой мировой войны стал одним из центров производства военных снарядов для фронта. Руководство строительством завода осуществлял великий князь Сергей Александрович Романов; это по его имени завод был назван Сергиевским, а возводимый при нём храм решено было посвятить небесному покровителю великого князя – преподобному Сергию Радонежскому.
Несмотря на все тяготы военного времени, архитектору Дмитрию Александровичу Вернеру удалось подобрать для отделки храма огромное количество различных видов плитки, майолики и изразцов, а гранит и самоцветы для оформления интерьеров были выписаны с Урала.
Архитектору удалось в полной мере использовать положение в соседствующей застройке: церковь поставлена в центре широкого сквера и сориентирована чётко по сторонам света, благодаря чему из глубины ведущих к ней улиц она видна в самых выгодных и интересных ракурсах. Своими утончёнными формами она напоминает и старинные пятиглавые храмы с ажурными колокольнями, и затейливые древнерусские терема. Знаменитый самарский архитектор В.Г.Каркарьян называл церковь Сергия Радонежского «лебединой песней модерна». Она стала одним из немногих храмов, достроенных в России после революции, а службы в ней продолжались до 1926 года, когда храм был закрыт.
Вскоре была разрушена звонница, разобраны центральный шатёр и купола, однако самой непоправимой утратой стало уничтожение керамического декора церкви, без преувеличения бывшего её лицом. Лики святых на фасадах в 1930-е годы дважды замазывались цементом (тем не менее, именно эта мера спасла их от утраты).
В 1995 году храм Сергия Радонежского был признан памятником архитектуры федерального значения и вскоре возвращён церкви. В 2001 году была восстановлена звонница с куполом, тогда же сызранские иконописцы расписали храм изнутри. С 2003 года ведётся реставрация за счёт бюджетных средств, за это время были полностью восстановлены завершения церкви и декор нижнего яруса, однако об окончании работ, к большому сожалению, не приходится говорить и спустя 21 год. Несмотря на это, внешний вид храма уже очень близок к первоначальному, а сама церковь Сергия Радонежского превратилась в главный символ Чапаевска и один из самых интересных архитектурных памятников всей Самарской области.
Подготовила Н.Глазкова