Станции Толкай – 120 лет
- Published on Friday, 28 June 2024 09:40
В этом году юбилей отмечает не только наше родное село, но и железнодорожная станция Толкай. Зданию вокзала исполняется 120 лет. Железная дорога послужила мощным стимулом к социально-экономическому развитию села, вместе с ней появилась возможность поставлять и отгружать произведённые товары. Заглянуть в историю этого важного объекта нам помогла краевед и сотрудник районного историко-краеведческого музея Любовь Анатольевна Черных:
– Интерьер кинель-черкасского вокзала ещё сохранил некоторые элементы (своеобразная кирпичная кладка, арки), которые напоминают нам о прошлом. Внутри чувствуешь себя иначе, как будто находишься в том далёком времени. К сожалению, свой внешний облик здание не сохранило, его, как и многие, облицевали сайдингом. Когда-то вокзал выглядел иначе. Кирпичное здание со свойственными XIX веку архитектурными решениями само за себя говорило о культуре быта наших прадедов. Примечательно, что старые здания железнодорожных вокзалов узнаваемы и похожи. Видимо, они строились по одному и тому же проекту.
У станции Толкай есть своя история. В этом году зданию вокзала исполняется 120 лет. Оно появилось в то время, когда шло строительство железной дороги «Самара-Оренбург». Постоянное движение на линии «Самара-Оренбург» протяжённостью 507,3 версты было открыто 1 января 1877 года. Новая транспортная магистраль способствовала развитию самарского торгово-промышленного края, в том числе и купеческого села Кинель-Черкассы. С появлением железной дороги его связь с другими регионами России укрепилась.
В царствование Николая I село Кинель-Черкассы было крупным торговым центром. Железнодорожная станция Толкай являлась крупной базой для отправки хлеба в другие регионы. После строительства железной дороги Кинель-Черкасский рынок стал одним из крупнейших. В 1912 году местными купцами было построено две мельницы, введён в действие элеватор. В конце XIX века в Кинель-Черкассах активно развивались мелкие крестьянские промыслы, на базе которых возникали купеческие мануфактуры, основанные на вольнонаёмном труде, формировалась прослойка скупщиков и сословие купцов.
О развитии в Кинель-Черкассах торговли и существовании вольнонаёмного труда свидетельствует один интересный исторический экспонат. Это небольшая печать, которой в своё время опечатывали прибывавшие на станцию грузы. В музей этот предмет передала жительница районного центра Валентина Михайловна Попова. Печать принадлежала её деду Семёну Фирсовичу Михайлову. Он был извозчиком и нанимался перевозить товар со станции к месту назначения. Предварительно он опечатывал товар, гарантируя тем самым его сохранность. С перевозчиком расплачивались натурпродуктом, то есть товаром, который он же и доставлял со станции – конфетами, пряниками, печеньем и т.д.
Печать изготовлена из мягкого металла, который легко поддаётся, когда проверяешь на зуб. Здесь имеется надпись «С.З.Ж.Д.», что означает «Самаро-Златоустовская железная дорога». Далее – номер шифра, номер печати, на обратной стороне написано «Станция Толкай».
Интересно, что относительно названия станции существуют две версии. Одна из них говорит о том, что станция была переименована (как она называлась прежде, в музее сведений нет) в целях избежания путаницы при отправке грузов по железной дороге. Дело в том, что нередко село Кинель-Черкассы путали с городом Черкассы на Украине. Наше село получало по железной дороге огромное количество сельскохозяйственного, промышленного и другого товара из-за границы. Чтобы исключить путаницу, было решено переименовать станцию в Толкай, по примеру близлежащих Малого и Большого Толкая.
Другая версия предполагает, что станция была названа так потому, что работникам железной дороги приходилось толкать составы, которые не могли набрать ход в силу географических условий местности. Отсюда и название – Толкай. С другой стороны, паровозы-толкачи были на всех станциях. Какая версия наиболее правдива – пока остаётся гадать.
Подготовила Н.Глазкова