Память о герое жива

Память  о  герое  жива

Руководитель поисковой группы «Безымянная» из Санкт-Петербурга Г.Ю.Сакс попросил самарских коллег отыскать родственников героя ВОВ А.Г.Пашкова. С.А.Алешин – член самарского поискового отряда «Белый журавль» связалсясо своими бывшими однокурсниками по агрофаку СХА, в частности, с Дмитрием Викторовичем Черновым, который в свое время тоже занимался поисковой работой. Он и обратился в редакцию с просьбой опубликовать информацию о поиске родственников погибшего земляка.

После публикации в газете информации о розыске родственников героя ВОВ Александра Герасимовича Пашкова, чьи останки найдены в Лоухском районе Республики Карелия, в редакцию позвонили жители села Кинель-Черкассы Людмила Владимировна Павлова, внучка героя, и Юрий Михайлович Ляпин, его племянник.

К сожалению, Л.В.Павлова со своим героическим дедом знакома лишь со слов бабушки (она родилась уже после ВОВ, в 1954 г.), и помнит его только по фотографиям. Ю.М.Ляпин, 1936 года рождения, поделился с нами детскими воспоминаниями. Ему было лет 5-6, когда дядя приезжал с войны раненый. Сильное впечатление на мальчика произвели окровавленные бинты, перетягивающие торс солдата. «Он все шутил, – вспоминает Юрий Михайлович, – вообще, был веселым человеком. Вероятно, до войны работал в милиции, потому что на довоенных фотографиях – в милицейской форме». Старших представителей семьи Пашковых уже нет в живых, поэтому других сведений о жизни героя нам узнать не удалось.

 

«Безымянная» группа отыскала останки нашего земляка

Мы связались с руководителем поисковой группы «Безымянная» из Санкт-Петербурга, нашедшей останки нашего земляка, Германом Юрьевичем Саксом. Вот, что он рассказал.

– В свое время мы работали с документами Центрального архива Министерства обороны города Подольск, где нашли списки воинов 67 морской стрелковой бригады, погибших во времяКестеньгской наступательной операции (24 апреля - 11 мая 1942 года).

В апреле 1942 года войска 26-й армии (командующий генерал-майор Н.Н.Никишин) Карельского фронта (командующий генерал-лейтенант В.А.Фролов) начали наступательную операцию в районе Кестеньги с целью разгромить противостоящие силы немецко-финской группировки противника, закрепиться на новом, западном, рубеже и усилить оборону Кировской железной дороги.

На вспомогательном направлении с южного фланга действовала 67-я морская стрелковая бригада, прикрывая путь силам, которые противник перебрасывал с линии фронта. Против советских солдат стояли финские отряды. К сожалению, морская бригада понесла значительные потери. Территория была оккупирована противником. Финские солдаты в санитарных целях стаскивали тела убитых советских солдат в воронки от снарядов и бомб и присыпали землей.

В Лоухском районе наш отряд работает с 2003 года. Это самый большой по территории район Республики Карелия, единственный, простирающийся от Белого моря до границы с Финляндией во всю ширину Карелии. Следы боестолкновений нам удалось найти не сразу, только с помощью карт-схем, которые мы обнаружили в книгах, изданных в Финляндии, где описывается наступательная операция. Выехать на место боя удается только в период отпусков на 7-10 дней, так как район отдален от Санкт-Петербурга более чем на 1000 км.

Место захоронения нашли отчасти благодаря тому, что кто-то из финских солдат обозначил его каской. Она пролежала на земле до сегодняшних дней. Фактически, со времен войны там никого не было. Это глухая тайга, 30 км до ближайшего населенного пункта по прямой, а по дорогам все 50. То есть, от ближайшей дороги еще 8 км нужно идти по болотам. Именно на каску мы и обратили внимание и начали копать.

В начале июня нашли останки бойцов, погибших на одной высотке. К сожалению, установить всех пофамильно нелегко, поскольку медальонов им не выдавали, они делали их сами из гильз. Если гильза латунная, то записка в ней может сохраниться, остальные, как правило, уже нечитаемые. Личность Пашкова мы установили по ложке, на которой он старательно вырезал свою фамилию. Ложка была спрятана в обмотках в одном из кирзовых сапог. Имея списки, зная точное место проведения операции и время боевых действий, это было не трудно сделать.

Торжественная церемония перезахоронения состоялась 5 августа в поселке Сосновый Лоухского района. В братской могиле кроме Пашкова захоронены еще 16 солдат, найденных вместе в одной воронке. Отделить его останки от останков других бойцов, чтобы переправить на Родину, не было возможности – за такой период времени, почти 80 лет, они «срослись» друг с другом. Имя Пашкова было озвучено, мы успели передать информацию об установлении его личности.

Розыск родственников провел отряд «Белый журавль» из Самары, с этим отрядом мы работаем вместе по Ленинградской области. Как только я соберу пакет документов с описанием боя, местности, фото церемонии захоронения, то вместе с ложкой отправлю посылку коллегам из Самары. Они передадут ее родственникам Пашкова в Кинель-Черкассы.

 

Быть поисковиком непросто

Сергей Александрович Алешин – член самарского поискового отряда «Белый журавль» – неделю назад вернулся из очередной экспедиции, которая проводилась в районе деревни Рапполово под Санкт-Петербургом. Сюда в конце 1941 года, когда начиналась блокада Ленинграда, был эвакуирован медсанбат, располагавшийся в лесу в течение 9 месяцев. Поначалу санитары хоронили умерших раненых на кладбище в местечке Токсово. После того, как закончились запасы бензина и кормов для лошадей, и в распоряжении медсанбата осталась одна полуторка, работавшая на дровах, а ей приходилось ездить еще и на позиции за ранеными, умерших стали хоронить в лесу. После войны об этих захоронениях забыли. Благодаря местным краеведам, разыскавшим родственников главного хирурга медсанбата и его дневник, удалось по записям установить место расположения медсанбата и могил умерших.

Вместе с С.А.Алешиным в отряде работают еще пять человек взрослых, не считая их детей. Лично Сергей Александрович занимается поиском с 1994 года. По его мнению, поисковиком может стать не каждый. Кроме определенных материальных затрат (на каждую экспедицию потребуется минимум 15 тыс. руб.) нужно быть готовым к физическим нагрузкам и психологическим трудностям. «Работать на госпитальных захоронениях очень тяжело, – признается собеседник, – с утра до вечера копаешь, копаешь и копаешь, и при этом на тебя еще льет дождь. Чаще всего никаких артефактов, земля и кости».

 Если Вас заинтересовала поисковая работа, обращайтесь к нашим героям в социальной сети «ВКонтакте»: Самарский поисковый отряд «Белый журавль» https://m.vk.com/club196040669.

О.ГОРБУНОВА.

Память  о  герое  живаПамять  о  герое  живаПамять  о  герое  живаПамять  о  герое  живаПамять  о  герое  жива

Фотографии из галереи

Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail