Война в моей памяти…

Война  в  моей  памяти…

Когда началась война, моему брату Васе Негодяеву было пятнадцать лет, он учился в девятом классе. Школа находилась в четырех километрах от дома. Это были трудные, голодные времена. Каждый день нам давался с большим трудом.

Тогда мне было 10 лет. На мое детство выпала вторая мировая война, самая страшная война в истории. Она навсегда стала частью моей жизни. Мы трудились от рассвета до заката и все отдавали на фронт, для наших бойцов. Сознание этого придавало нам сил. В нашей семье каждый выполнял свою работу. Моя сестра помогала медсестрам в запасном военном госпитале. Я и мама работали в колхозе, выращивали табак, вязали носки, варежки. 
В один из таких дней мой брат Вася отправился, как обычно, в школу. Я тогда даже представить не могла, что этот день настолько ярко отпечатается в моей памяти. Это было как вчера. Передо мной и сейчас оживает та страшная картина. Я слышу крики соседских девчонок:
– Тетя Аня! Тетя Паша! Бабушка Алена! Пришли мужики с военкомата и прямо со школы забрали наших мальчишек! 
– Скорее, скорее, на вокзал! 
Одноклассницы бегали по дворам и раздавали сумки наших мальчиков. Моя мама сразу изменилась в лице. Со слезами, дрожа от ужаса, она выбежала на улицу, впопыхах собирая что-то в узелок. Я до сих пор переживаю те чувства. Во мне будто что-то страшное пыталось вырваться наружу. Это было ужасно. Всех парней-девятиклассников нашей средней школы мигом отправили на фронт. С диким ревом мы все бежали на вокзал. Но на вокзале уже никого не было. Их отправили в вагонах на войну, наших мальчиков. А ведь они были еще совсем дети, их жизнь только начиналась... Многие из них совсем скоро пошли в свой последний бой. 
К вечеру моя мама серьезно заболела, сердце не выдержало таких переживаний. Весь груз лег на плечи трех еще совсем юных девочек. Мы работали не покладая рук. Об отдыхе даже и не задумывались. Ведь нам нужно было отправлять продовольствие на фронт и ухаживать за мамой. В школу мы с сестрой ходили по очереди. Но к счастью, со временем мама потихоньку начала восстанавливаться. И вроде бы стало полегче.
Помню первое письмо Васи с фронта. Никогда не забуду те треугольнички. Мы знали, наш Вася жив! Это были настоящие мгновения счастья. Но треугольнички не приходили в строго определенное время, как приходят еженедельные газеты. Мы просто ждали писем с фронта. Ждали каждый день. И чем дольше их не было, тем страшнее становилось. В такие дни все вокруг казалось мрачным. Как будто чья-то тень повисла над нами, загородив нас навсегда от солнца. Мы очень боялись потерять братика, очень. Ни один день не обходился без слез. 
Треугольничков от Васи не было уже более полугода. Мы не могли больше ждать, слезы практически не сходили с глаз. Но где-то в глубине души еще оставалась надежда, что он жив. Война, война... Туда не письма идут отправлять. Там ребята стеной защищают свою Родину-мать.
Устав от ожиданий, мама отправила запрос в воинскую часть, откуда приходили письма от Васи. Оказалось, что он лежит в госпитале в Энгельсе. Немой, глухой, после контузии. Он у нас танкист. Фашист подорвал его танк гранатой. Но Вася выжил. Выжил! Мы были очень рады. Рады, что он в госпитале, живой.
Василий вернулся домой в 1946 году. Всю жизнь он лечился от военных ран. Благо, правительство ежегодно предос-тавляло бесплатные путевки в различные санатории. В 1978, в пятьдесят два его не стало. Война забрала целое поколение совсем молодых ребят. А потом она забирала выживших мужчин в рассвете сил. Забирала их победителями. Подарив им шанс построить дом, посадить сад, воспитать сына и вырастить дочь. 
Л.Шикина.

Фотографии из галереи

Лыжная гонка на...
Image Detail
Жил-был у бабуш...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Н.Глазкова
Image Detail