Какого потомства ожидают в сафари-парке?

Какого  потомства  ожидают  в  сафари-парке?Экзотические виды птиц и даже краснокнижная лошадь Пржевальского мирно уживаются в одном уникальном месте нашей области – сафари-парке Кинельского района. Это учреждение является структурным подразделением Самарского зоопарка и основное его назначение заключается не в привлечении аудитории, хотя редкие школьные экскурсии здесь всё же проводят, а в создании условий для роста популяций тех видов зверей и птиц, которые не удаётся развести в зоопарке. А ещё сюда попадают травмированные дикие животные, их в буквальном смысле выхаживают и ставят на ноги. На днях корреспондент «ТЖ» побывал в гостях в сафари-парке.

В административном здании меня встречала управляющая питомника Галина Чевтайкина. Бросив взгляд на мои ноги в кап­роновых колготках, она всплеснула руками: «Да Вы так околе­ете!» Оказалось, знакомиться с территорией, а она немаленькая – 60 гектаров, и её жителями мы должны были на снегоходе. «Ничего страшного, не Вы первая так приезжаете», – успокоила Галина. В результате эта добрая женщина экипировала меня с ног до головы, чтобы я наверняка не замёрзла и не простудилась: тёплый комбинезон, куртка, утеплённые сапоги и шапка-ушанка. Вот теперь полный порядок! Вместе с работником питомника Сергеем мы отправились на раздачу корма копытным.

Здешние условия максимально приближены к дикой природе. У копытных имеется подножный корм, любители погрызть кору деревьев могут подолгу пропадать в лесной чаще. Кормят жителей сафари-парка сеном, зерновой, комбикормовой и овощной смесью, птицы получают творог и ягоды, а малышей балуют молоком голштинских коров, которые, кстати, тоже выращиваются прямо здесь на территории.

Первым нас встретил гуанако Гуня – предок одомашненной ламы. В питомник он прибыл из Самарского зоопарка и пока в сафари-парке является единственным представителем семейства верблюдовых. Товарищ довольно любопытный и требующий повышенного внимания к себе, унаследовал от предков забавную привычку плеваться. К примеру, если у вас не нашлось для него лакомого кусочка, он вполне может обидеться и сгоряча проявить своё недовольство. По соседству с Гуней, за изгородью из металлической сетки проживают краснокнижные лошади Пржевальского. Исторической родиной этих диких лошадей считается Азия. Коренастые, небольшого роста, издали напоминающие пони, с короткой жёсткой гривой, как у зебры. Характер у них весьма свое­нравный. Как только в кормушки высыпали корм, одна из самок встала к другой задней частью туловища, попятилась назад и буквально вытеснила её с места. К людям они агрессии не проявляют. Изначально в питомник привезли самца и двух самок. Сейчас каждая кобыла принесла по два жеребёнка. Этой весной ожидается очередное прибавление.

На следующем участке проживают пара ослов, один пони, козлы зааненской породы, которые гордо носят длинные бороды, и лошади. Наблюдая за активностью животных у кормушки, приходишь к выводу, что ослы явно уступают козлам в упрямстве. На горизонте показались две статные фигуры – русские рысистые лошади, а вслед за ними грациозно ворвались в вольер трое орловских скакунов. Магическая энергия этих величественных животных чувствуется в каждом взмахе гривы, хвоста, наклоне головы. Природная красота, которой можно любоваться бесконечно!

Следуем дальше, видим небольшую группу сибирских косуль и маралов (подвид благородного оленя). Картинка словно из сна: из морозной дымки вышел олень с увесистыми рогами – вожак. Он приехал в питомник в прошлом году вместе со своей семьёй – самкой и жеребёнком. Всего же на территории живут 9 маралов. Самому маленькому оленёнку в этом году исполнится год. Его совсем крохой нашли в лесу, где он был один, что случилось с матерью – остаётся только гадать: возможно, кто-то спугнул или она стала жертвой охотников. Работники питомника выкармливали малыша буквально из бутылочки – и это не первый подобный случай. Как говорят специалисты, с приходом весны потерявшихся детёнышей диких животных становится больше.

Похожая история и у лосихи Лады – одной из первых жительниц питомника – её жители посёлка обнаружили в лесной зоне. Её сородич, лось Яша, тоже маленьким остался без родителей. Ему, истощённому от скитаний, неминуемо грозила смерть от голода и холода, не встреться на пути лесник Жигулёвского заповедника. Мужчина забрал его к себе, выходил, поставил на ноги. Малыш так освоился, что даже заходил в дом и любил смотреть вместе с хозяином телевизор. А потом и вовсе научился сам открывать калитку у ворот и выходил к людям в посёлок. Местные его полюбили, особенно дети, каждый старался его чем-то угостить – Яша был рад тому вниманию. Однако такие прогулки могли плохо закончиться для животного, поэтому было принято решение перевести его в сафари-парк.

Звери до того привыкли к звуку снегохода, что для них он как призыв на завтрак или ужин. Первым из леса вышел Яша, следом за ним подтянулась и Лада. Оба лося ручные и даже меня, незнакомую гостью, не испугались. Мне даже удалось поздороваться с ними и нежно потрепать мохнатенькие носы. Признаюсь честно, восторга было, как у ребёнка! Работники питомника надеются, что в этом году от этой славной пары появится потомство. Последней к трапезе вышла сибирская косуля Красуля. В судьбе этой жительницы питомника тоже не обошлось без трагического момента – её сильно потрепали собаки, доб­рые люди чудом спасли. Когда корм был роздан, и мы собрались уезжать, Лада принялась изучать снегоход, казалось, она тоже не прочь прокатиться. По словам Сергея, так происходит часто, лосиха проявляет неподдельное любопытство к технике и не хочет отпускать снегоход.

Мы вернулись на основную территорию, где меня дожидалась управляющая Галина. Она провела экскурсию по птичнику и познакомила с пернатыми жителям. Всё это время честно отрабатывала свой кусок хлеба молодая, энергичная, отважная лайка Умка. Звонким лаем она как будто предупреждала, что контролирует каждый шаг гостьи. Но глаза выдавали её добрый характер. А вот Гуляй, чистокровный представитель русской борзой породы – невероятно нежное и ласковое создание, он не проронил ни звука, только приветливо махал хвостом.

В птичнике своя размеренная жизнь. Здесь, в большинстве своём, представители региональной Красной книги, чья численность в последние годы падает. Есть пернатые и из других регионов РФ, которые в Поволжье не водятся. Глухари, кеклики, тетерева, индюки, гуси, фазаны синие ушастые, золотые и даже лимонные, куропатки, павлины самых разных видов – они уже получили свою порцию утреннего рациона. Ещё недавно здесь обитали чёрные лебеди, сейчас они переехали в зоопарк, но остались более привычные нам белые. В воль­ер к канадским казаркам нам пришлось заходить, обороняясь деревянной дощечкой, эта птица позадиристее гусей будет! Зимуют они в тёплых помещениях, а летом вольготно чувствуют себя в искусственном пруду, где обустроены плавающие домики.

В целом, звери и птицы – они, как и люди, нежничают, ухаживают друг за другом, бывает, что ссорятся. По сытым мордашкам, набитой густой шерсти и перьевой шубке обитателей сафари-парка видно, что звери довольны жизнью, за что глубокое уважение коллективу учреждения. Заботу и по-настоящему добродушное отношение к животным не везде встретишь.

Н.Глазкова

Фотографии из галереи

Лыжная гонка на...
Image Detail
Гуси-лебеди, Н....
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail