О реформе социальных выплат
- Опубликовано 08.04.2017 01:00
Общественный совет при главе Кинель-Черкасского района на заседании 30 марта в очередной раз поднял проблему, которая разрослась на почве изменений в законодательстве Самарской области, регулирующем вопросы оказания социальной помощи.
Еще в январе Общественный совет выразил свою позицию в поддержку данных решений. Но вспышки социальной напряженности в городах РФ, в том числе и в Самаре говорят о необходимости, как можно быстрее и грамотнее расставить все точки над «i» в реализации новой системы предоставления мер социальной поддержки. В этот раз разъяснения членам Совета, многих из которых также коснулись произошедшие перемены, давал начальник территориального отдела Восточного округа Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области А.А.Мязин.
Читатели нашей газеты уже знают, что суть всех изменений сводится к принципам адресности и нуждаемости, за счет чего увеличивается эффективность самой системы социальной защиты. В Самарской области предоставляется 126 видов социальных выплат на сумму 15 млрд. руб., их получают 1,6 млн. граждан. Из этих видов выплат только 17 предоставляются адресно, с учетом нуждаемости, что составляет 29% на сумму 4,3 млрд. руб. Фактически, как показывает социологический анализ, при таком подходе 19% граждан, находящихся у черты бедности, не получают вообще никакой помощи. Что еще послужило причиной оперативной перестройки действующей системы социальной поддержки.
Во-первых, положение в демографической ситуации. Уже в этом году на 1000 работающих приходится 750 нетрудоспособных граждан (в т.ч. 460 граждан выше границы трудоспособного возраста). В 2000 году этот показатель составлял 200 нетрудоспособных на 1000 работающих.
В 2017 году в трудоспособный возраст вступят те, кто родился в 1999 году (1 млн. чел. – демографическая яма), а на пенсию выйдут те, кто родился в 1957 году (3 млн. чел.). С учетом того, что резкого увеличения рождаемости, роста числа женщин репродуктивного возраста, как и количества браков в ближайшее время не просматривается, прогнозы таковы, что через 5-10 лет количество работающих сравняется с количеством нетрудоспособных, а может быть, число последних превысит число первых. Это социальная и экономическая катастрофа для любого общества.
Во-вторых, экономический кризис, влияние санкций, непростая внешнеполитическая обстановка привели и ведут к снижению реальных доходов граждан. В Самарской области по имеющимся подсчетам общий процент малоимущих граждан составляет 11,2%, а среди многодетных – 18,5%.
Основным источником средств для введения дополнительных мер социальной поддержки стали средства в размере 2,8 млрд. руб., полученные от экономии на содержание органов власти и управления. Еще один серьезный источник образовался благодаря введению системы компенсаций расходов за ЖКУ – уже выявлено порядка 20% потенциальных неплательщиков, и значительно сократилась возможность злоупотреблений со стороны ресурсоснабжающих и управляющих компаний.
Проблем, которые остаются нерешенными, еще очень много. Несмотря на то, что порог в 2,5 прожиточного минимума для определения критерия, на основании которого осуществляется приостановка выплаты ЕДВ ветеранам труда, труженикам тыла в Самарской области один из самых высоких в стране, процесс его внедрения очень непростой и болезненный.
«Поправки прорабатываются, но для принятия окончательного решения по данному вопросу очень важно знать ваше мнение», – обратился к аудитории представитель министерства.
В первую очередь членов Общественного совета интересовал вопрос, когда же будут произведены выплаты компенсации за оплату ЖКУ. По словам руководителя районной службы социальной защиты населения А.А.Поповой, по состоянию на 1 апреля жилищно-коммунальные компании предоставили сведения на 93,8% льготополучателей. Из этого числа 20% составляют должники. Статистику портит и тот факт, что многие сменили место жительства. Соцслужбе приходится выявлять новые адреса этих льготополучателей. Все те, на кого сведения предоставлены, за исключением должников, уже в апреле получат компенсацию, причем, с доплатой за предыдущие месяцы. На эти же цели, по словам первого заместителя главы района В.В.Гончарука, направлены меры, принятые администрацией района для устранения всех недоработок, выявленных в период переходного этапа реализации новой реформы.
Приняв к сведению информацию, Общественный совет Кинель-Черкасского района признал необходимым разработать дополнительные меры социальной поддержки работающим пенсионерам, ветеранам труда Самарской области, чей доход вместе с пенсионными выплатами не превышает 2,5 величины прожиточного минимума, то есть 19500 руб., и в отношении которых с 1 марта 2017 года приостановлена единая выплата. Кроме того, изыскать возможность компенсировать выпадающие доходы через единовременную разовую выплату.
О.Горбунова.