Репетиторство: необходимость или дань моде

Наиболее востребованным является репетитор по английскому языку, на втором месте репетитор по математике, на третьем – по русскому языку.

Статистические данные исследовательских компаний свидетельствуют о ежегодном повышении спроса
на репетиторские услуги.

Почему же этот вид, так называемого «теневого», образования в настоящее время так востребован в России. Каждый прибегает к услугам репетитора по разным причинам. Одним необходима помощь для восполнения пробелов в основной образовательной программе, другим при подготовке к поступлению в университет или в погоне за сверстниками, демонстрирующими выдающиеся результаты в той или иной области знаний. А может просто профессиональный уровень некоторых учителей и качество предоставляемых ими знаний недостаточны? В этом случае спасение утопающего становится делом рук самого утопающего. Вот и приходится родителям вкладывать инвестиции в дополнительные занятия для детей.

На самом деле, пятнадцать-двадцать лет назад никто с репетиторами и не занимался. По разным причинам, не только по материальным. Вспоминая свою школьную бытность, могу сказать, что ни мне, ни моим родителям даже в голову не могло прийти пригласить ко мне учителя по какому-либо предмету.

Причин тому было несколько, и на тот момент весьма существенных. Платные занятия после школы наводили на определенные мысли. Какие? Да очень даже немудреные. Если ты или, вернее, твои родители оплачивают тебе репетитора, то одно из двух: либо ты глуп, как пробка, и не можешь справиться со школьными предметами сам, либо в семье денег «куры не клюют».

Помнится, в нашу школьную бытность о репетиторстве никто и речи не вел. Если у кого-то из учащихся возникали сложности в обучении, проблемы с пониманием учебного материала, он запросто мог подойти к учителю после уроков. Более того, педагоги зачастую сами настаивали на том, чтобы учащийся остался после уроков и разжевывали весь материал по мелочам, так, что понимание темы приходило к самому заядлому троечнику. Никто и никогда из педагогов не брал за это деньги.

– К репетиторам, как правило, обращается тот, кто ищет легкий путь, – считает Любовь Алексеевна Наумова, директор Тимашевского образовательного центра. – В школе регулярно проводятся внеурочные занятия с учащимися – факультативы, элективные курсы – учителя всегда готовы помочь. Однако некоторым гораздо проще, когда педагог занимается с ним один на один. Считаю, что это последствия лени и собственной неорганизованности. Что касается самих репетиторов, то лично я усматриваю в этом и коррупционную составляющую. Ведь, если учитель практикует репетиторство, вполне возможно, что он заведомо занижает оценки ученику либо дает недостаточный багаж знаний с целью, чтобы учащиеся обращались за его помощью в отдельном порядке. Мое категоричное мнение на этот счет хорошо известно всем моим сотрудникам.

Среди практикующих репетиторство на дому немало педагогов, которые находятся на заслуженном отдыхе. Мы побеседовали с одним из них. В прошлом она – учитель обществознания.

– Ребята, которые обращаются ко мне, делятся на две категории. К первой относятся школьники с низким уровнем знаний, которым немного не повезло, и предмет им преподает «случайный» человек. В других случаях между школьным учителем и мною складывается удачный тандем, дающий высокий результат, – рассказывает собеседница. – Сейчас ко мне на занятия ходит девочка, она готовится к сдаче ЕГЭ. Мы вместе составили «дорожную карту» по предмету, и я ее просто консультирую, в остальном она справляется самостоятельно. Поэтому отмечу, что успехи в учебе зависят и от желания самих детей. Без труда хорошего результата не будет. Стоит учитывать еще одну немаловажную особенность. Все современные школьники стремятся получить высшее образование, а для этого им необходимо набрать высокий балл по ЕГЭ. В прежние же времена в стране была выстроена система профессионального начального и среднего образования, рабочие профессии ценились. Сейчас время иное.

Неоднозначна позиция и в родительской среде. Многие задаются вопросом о целесо­образности инвестиций в дополнительные занятия, опасаясь несоответствия результатов вложенным в их достижение средствам. Бывает и так, что в репетиторах попросту нет необходимости и родители справляются своими силами, как, например наша героиня Ирина Дмитриевна. В свое время подготавливая себя к рождению сына, она четко понимала, что ее ребенок должен получить хорошее воспитание и достойное образование, поэтому начала с себя. Ирина и тогда, и сейчас упорно занимается собственным самообразованием, чтобы в случае необходимости иметь возможность помочь своем ребенку.

– Сын учится в 6-м классе и пока сам отлично справляется, я же просто контролирую учебный процесс и выполнение домашних заданий. Не исключаю, что нам просто повезло с педагогами – они настоящие профессионалы,– отмечает Ирина Дмитриевна. – Посмотрим, как пойдут дела в старших классах, но думаю, все будет хорошо. В любом случае я всегда готова помочь своему ребенку, и надо отдать должное, в школе для детей каждую неделю проводят внеурочные занятия, подтягивают тех, кому это необходимо.

Мои дети ходят на дополнительные занятия к репетитору по английскому языку, и это дает положительный эффект, – признает Елена Валерьевна. – Убеждена, что в современном мире знание английского языка просто необходимо. Сейчас мой сын учится в 11 классе и свободно владеет как устной, так и письменной английской речью. Только в этом году стали приглашать репетиторов по математике и физике, потому что это необходимо для сдачи экзаменов, что в последующем даст большую возможность по выбору вуза. Прежде с этими предметами сын разбирался самостоятельно. В чем я действительно не нахожу смысла, так это, когда детей пытаются поднатаскать перед 1-м классом. Думаю, что занятий в подготовительной группе вполне достаточно.

Н.Глазкова.

 

Ольга Васильева, министр просвещения РФ:

– Сегодня в конце девятого класса школьники прекращают учиться и начинают готовиться к ЕГЭ. Именно такую систему необходимо сломать. Родители не должны платить за огромное количество репетиторов, чтобы их ребенок сдал экзамен. Подготовка должна проводиться в рамках дополнительных занятий и факультативов в школе. Однако об отмене ЕГЭ никакой речи не идет, потому что этот экзамен позволяет объективно оценивать знания учащихся.

 

По данным Института образования ВШЭ, теневой рынок репетиторских услуг в России составляет почти 30 млрд. рублей. По разным оценкам, от 10 до 70% учителей подрабатывают репетиторами и 24% учеников пользуются услугами частных педагогов.

 

Фотографии из галереи

Лыжная гонка на...
Image Detail
На отдыхе, В.Иг...
Image Detail
Открытый команд...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Д.Седов
Image Detail