Репетиторство: необходимость или дань моде

Наиболее востребованным является репетитор по английскому языку, на втором месте репетитор по математике, на третьем – по русскому языку.

Статистические данные исследовательских компаний свидетельствуют о ежегодном повышении спроса
на репетиторские услуги.

Почему же этот вид, так называемого «теневого», образования в настоящее время так востребован в России. Каждый прибегает к услугам репетитора по разным причинам. Одним необходима помощь для восполнения пробелов в основной образовательной программе, другим при подготовке к поступлению в университет или в погоне за сверстниками, демонстрирующими выдающиеся результаты в той или иной области знаний. А может просто профессиональный уровень некоторых учителей и качество предоставляемых ими знаний недостаточны? В этом случае спасение утопающего становится делом рук самого утопающего. Вот и приходится родителям вкладывать инвестиции в дополнительные занятия для детей.

На самом деле, пятнадцать-двадцать лет назад никто с репетиторами и не занимался. По разным причинам, не только по материальным. Вспоминая свою школьную бытность, могу сказать, что ни мне, ни моим родителям даже в голову не могло прийти пригласить ко мне учителя по какому-либо предмету.

Причин тому было несколько, и на тот момент весьма существенных. Платные занятия после школы наводили на определенные мысли. Какие? Да очень даже немудреные. Если ты или, вернее, твои родители оплачивают тебе репетитора, то одно из двух: либо ты глуп, как пробка, и не можешь справиться со школьными предметами сам, либо в семье денег «куры не клюют».

Помнится, в нашу школьную бытность о репетиторстве никто и речи не вел. Если у кого-то из учащихся возникали сложности в обучении, проблемы с пониманием учебного материала, он запросто мог подойти к учителю после уроков. Более того, педагоги зачастую сами настаивали на том, чтобы учащийся остался после уроков и разжевывали весь материал по мелочам, так, что понимание темы приходило к самому заядлому троечнику. Никто и никогда из педагогов не брал за это деньги.

– К репетиторам, как правило, обращается тот, кто ищет легкий путь, – считает Любовь Алексеевна Наумова, директор Тимашевского образовательного центра. – В школе регулярно проводятся внеурочные занятия с учащимися – факультативы, элективные курсы – учителя всегда готовы помочь. Однако некоторым гораздо проще, когда педагог занимается с ним один на один. Считаю, что это последствия лени и собственной неорганизованности. Что касается самих репетиторов, то лично я усматриваю в этом и коррупционную составляющую. Ведь, если учитель практикует репетиторство, вполне возможно, что он заведомо занижает оценки ученику либо дает недостаточный багаж знаний с целью, чтобы учащиеся обращались за его помощью в отдельном порядке. Мое категоричное мнение на этот счет хорошо известно всем моим сотрудникам.

Среди практикующих репетиторство на дому немало педагогов, которые находятся на заслуженном отдыхе. Мы побеседовали с одним из них. В прошлом она – учитель обществознания.

– Ребята, которые обращаются ко мне, делятся на две категории. К первой относятся школьники с низким уровнем знаний, которым немного не повезло, и предмет им преподает «случайный» человек. В других случаях между школьным учителем и мною складывается удачный тандем, дающий высокий результат, – рассказывает собеседница. – Сейчас ко мне на занятия ходит девочка, она готовится к сдаче ЕГЭ. Мы вместе составили «дорожную карту» по предмету, и я ее просто консультирую, в остальном она справляется самостоятельно. Поэтому отмечу, что успехи в учебе зависят и от желания самих детей. Без труда хорошего результата не будет. Стоит учитывать еще одну немаловажную особенность. Все современные школьники стремятся получить высшее образование, а для этого им необходимо набрать высокий балл по ЕГЭ. В прежние же времена в стране была выстроена система профессионального начального и среднего образования, рабочие профессии ценились. Сейчас время иное.

Неоднозначна позиция и в родительской среде. Многие задаются вопросом о целесо­образности инвестиций в дополнительные занятия, опасаясь несоответствия результатов вложенным в их достижение средствам. Бывает и так, что в репетиторах попросту нет необходимости и родители справляются своими силами, как, например наша героиня Ирина Дмитриевна. В свое время подготавливая себя к рождению сына, она четко понимала, что ее ребенок должен получить хорошее воспитание и достойное образование, поэтому начала с себя. Ирина и тогда, и сейчас упорно занимается собственным самообразованием, чтобы в случае необходимости иметь возможность помочь своем ребенку.

– Сын учится в 6-м классе и пока сам отлично справляется, я же просто контролирую учебный процесс и выполнение домашних заданий. Не исключаю, что нам просто повезло с педагогами – они настоящие профессионалы,– отмечает Ирина Дмитриевна. – Посмотрим, как пойдут дела в старших классах, но думаю, все будет хорошо. В любом случае я всегда готова помочь своему ребенку, и надо отдать должное, в школе для детей каждую неделю проводят внеурочные занятия, подтягивают тех, кому это необходимо.

Мои дети ходят на дополнительные занятия к репетитору по английскому языку, и это дает положительный эффект, – признает Елена Валерьевна. – Убеждена, что в современном мире знание английского языка просто необходимо. Сейчас мой сын учится в 11 классе и свободно владеет как устной, так и письменной английской речью. Только в этом году стали приглашать репетиторов по математике и физике, потому что это необходимо для сдачи экзаменов, что в последующем даст большую возможность по выбору вуза. Прежде с этими предметами сын разбирался самостоятельно. В чем я действительно не нахожу смысла, так это, когда детей пытаются поднатаскать перед 1-м классом. Думаю, что занятий в подготовительной группе вполне достаточно.

Н.Глазкова.

 

Ольга Васильева, министр просвещения РФ:

– Сегодня в конце девятого класса школьники прекращают учиться и начинают готовиться к ЕГЭ. Именно такую систему необходимо сломать. Родители не должны платить за огромное количество репетиторов, чтобы их ребенок сдал экзамен. Подготовка должна проводиться в рамках дополнительных занятий и факультативов в школе. Однако об отмене ЕГЭ никакой речи не идет, потому что этот экзамен позволяет объективно оценивать знания учащихся.

 

По данным Института образования ВШЭ, теневой рынок репетиторских услуг в России составляет почти 30 млрд. рублей. По разным оценкам, от 10 до 70% учителей подрабатывают репетиторами и 24% учеников пользуются услугами частных педагогов.

 

Фотографии из галереи

Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail