Начальные ступени профессионального роста
- Опубликовано 13.09.2017 01:00
«Современное дополнительное образование призвано предоставлять ученику возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определять свой собственный образовательный путь, ориентируясь на будущую профессию», – говорит директор Детской школы искусств Кинель-Черкасского района Н.Г.Колесникова, с которой мы беседуем о том, чем живет сегодня школа.
В течение нескольких лет, а именно с 1 сентября 2011 года, когда произошло объединение школ, расположенных в трех селах района: Кротовке, Тимашеве и Кинель-Черкассах, число обучающихся в районной Детской школе искусств остается примерно на одном уровне, порядка 400 человек. Кинель-Черкасская школа воспитывает юных музыкантов и художников, Кротовская – музыкантов, художников и театралов, Тимашевская – музыкантов и театралов.
С принятием в 2012 году Закона об образовании роль дополнительного образования резко возросла. «Новая редакция Закона наделила детские школы искусств полномочиями отбирать талантливых детей и продолжать их воспитание по профилю, – говорит неравнодушный к своей профессии педагог, – то есть, формировать начальную ступень предпрофессионального образования. Таким образом выстраивается вертикаль. Например, школа искусств – музыкальное училище – консерватория или институт искусств. Человек, идущий по ступеням профессионального обучения, получает качественное образование. Впоследствии он может стать не только мастером своего дела, но и педагогом, нести знания другим».
В соответствии с новыми задачами, возложенными на учреждения дополнительного образования, выведена новая методика расчета количества обучаемых в них детей. Так, школы искусств должны охватывать не менее 12% детей, проживающих в сельской местности. Согласно данным мониторинга, который проводился в 2016 году по всей стране, в том числе и по Самарской области, наш район не самый худший, но установленной планки еще не достиг. Кинель-Черкасская школа искусств охватывает 9% детского населения. «Исходя из численности детского населения нашего района, мы должны обучать 521 ребенка, – сообщила директор ДШИ».
В этом году школе удалось найти возможности, чтобы увеличить число учеников до 460.
Во-первых, штат пополнился двумя новыми преподавателями, и появились новые предметы. В Кротовке открылся класс игры на саксофоне и кларнете, который согласился вести житель города Отрадный Н.А.Шанин. В Тимашеве – класс игры на гитаре, его преподаватель, Ю.В.Рузанов, бывший выпускник Детской школы искусств, окончивший училище и университет. Еще одно новшество – внедрение опыта Кинель-Черкасской школы по программе «Раннее эстетическое развитие» для маленьких детей в Тимашеве и Кротовке. Это тоже один из способов расширить аудиторию обучаемых.
Вместе с тем, детская школа искусств испытывает проблемы. «Хотя в нашей школе работают люди, которые любят свою профессию и не мыслят себя иначе, но, тем не менее, кадры стареют, – говорит Наталья Геннадьевна о самом главном, – а желающих продолжить дело нет. В культуре нет программы «Молодой специалист», как в образовании. Мы не знаем, чем завлечь молодежь». Еще одна не менее важная проблема – устаревшие музыкальные инструменты. Большая часть из них закуплена в 1972-1979 годах, 98% музыкальных инструментов выработали свой ресурс.
Радость и оптимизм вселяют достойные условия работы, которые появились в Кинель-Черкасской и кротовской школах после ремонта. Директор ДШИ очень надеется, что когда-нибудь такое же чудо произойдет и в Тимашевской школе.
О.Горбунова.