«Дети должны быть в социуме, а не в соцсетях»

«Дети должны быть в социуме, а не в соцсетях»

Есть люди – до конца не познанные планеты. Люди-маяки, призванные светить другим, увлекая их на покорение высочайших вершин. Люди, для которых не существует преград, а есть только цель и несокрушимая вера в возможность ее достижения. Люди-творцы и победители... 

Одна из них директор Кротовского образовательного центра, Заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный гражданин Кинель-Черкасского района Сания Харисовна Кадырова, с которой мы недавно побеседовали.

Сания Харисовна, недавно ко всем Вашим многочисленным наградам прибавилась еще одна – Почетный знак губернатора Самарской области «За труд во благо земли Самарской». Это очень высокая награда, которой удостоены лишь три представителя сферы образования нашей области. Как Вы ее восприняли?

– Получать награды всегда приятно. Хотя, если честно, для меня гораздо важнее уважение своих коллег, учеников, их родителей, односельчан. Это действительно очень ценно.

Сания Харисовна, у Вас за плечами 42 года работы в школе, 40 из которых посвящены Кинель-Черкасскому району...

– Работать в школе я начала в далеком 1974 году. Это было в моем родном селе Средняя Елюзань Пензенской области, в школе, которую я сама закончила. Уже через полгода я стала заместителем директора по воспитательной работе, а в 1976 году вместе с мужем переехала в с.Лозовка Кинель-Черкасского района. Потом была работа заместителем директора в Чернов-ской школе и 20 лет директорства в Пустоваловской школе. А теперь вот уже 12 лет возглавляю Кротовскую школу.

Создается впечатление, что всюду, куда Вы приходите, жизнь преображается как внешне, так и внутренне: расцветают и цветы, и души людей...

– Не мне об этом судить. Но то, что я не выношу беспорядка, безалаберности, серости, равнодушия, это верно. Когда мы с Романом Алексеевичем приехали в Пустовалово, школа там находилась в ужасающем запустении... А через некоторое время в эту же школу стали возить делегации, в том числе и иностранные.

Я думала, что уже достигла всего, но, видно, самоуспокоенность не в моем характере: когда детей в школе стало мало, а кадры начали стареть, в Пустоваловской школе мне стало тесно. При малом количестве детей и педагогов я не могла осуществить свои многочисленные проекты. Поэтому в 2004 году приняла предложение возглавить Кротовскую школу. И вновь начала, что называется, с крыльца. Опять пошли в ход рабочий халат и калоши, которые висели в моем директорском кабинете еще в Пустовалове. Я никогда не стеснялась, надев их, выйти на пришкольный участок, показывая пример детям и педагогам.

Многие вначале приняли мою идею – превратить пришкольный участок в оазис – в штыки, говорили, что помешают разгуливающие всюду козы и овцы... Но этого вопреки пессимистическим прогнозам не случилось, и теперь Кротовская школа поражает многих своим неповторимым ландшафтным дизайном. А я все больше убеждаюсь: личный пример – это не главный способ повлиять на других людей. Это просто единственный способ!

Достижений у Кротовской школы не счесть. Она дважды становилась обладателем президентского гранта как победитель всероссийского конкурса лучших школ России, совсем недавно в очередной раз вошла в топ-200 лучших сельских школ России. В чем секрет этих успехов?

– Секрета никакого нет. Просто мы много, добросовестно и слаженно работаем. У нас высокопрофессиональный коллектив педагогов, лучшие в мире ученики (говорю это абсолютно искренне), прекрасные родители, с которыми мы установили тесный контакт. Есть партнеры и добровольные помощники, которые никогда ни в чем не отказывают школе: Юрий Васильевич Сапрунов, Владимир Васильевич Орехов, Роман Алексеевич Кадыров и многие другие. Мы вместе работаем на единый результат.

А что стоит на повестке дня сейчас?

– Уверена, что сегодня главное – внимание к воспитательной работе. Давать знания мы умели прежде и умеем сейчас, а вот воспитательная функция чаще всего осуществляется по остаточному принципу. Это при том, что основная задача школы – сформировать личность. Но в сегодняшних условиях у учителей просто физически не остается времени на это. Вот если бы у нас была возможность иметь в штате освобожденных социальных педагогов! Они когда-то непродолжительное время работали в школе. Но это было в пору, когда еще не были утеряны традиции советской школы. Сегодня ставится задача возрождения многих из тех традиций, что абсолютно правильно.

Например?

– Например, мы начинаем возрождать детские организации. Наша школа в этом году стала экспериментальной площадкой по созданию Российского движения школьников, инициированного президентом В.В.Путиным в октябре 2015 года.

И мы видим, что детям это интересно, это им нужно, они хотят проявлять себя в разного рода социальной деятельности. Никакого принуждения при этом нет, все делается исключительно на добровольной основе. Ребята сами предлагают, чем хотят заниматься, сами организуют свою деятельность. Это развивает личность деятельную, свободную, творческую, способную принимать решения и нести за них ответственность.

Большая радость – видеть, как дети, которые прежде в школе не проявляли себя, раскрывают свой потенциал, обретая значимость и ценность в глазах сверстников и педагогов, а главное – в своих собственных глазах. Таким образом школа формирует личность. И я очень рада, что мы, наконец, отказались от ошибочного представления о школе как о сфере услуг. Нет, школа – это часть сферы производства, причем, производства наиважнейшего – самого человека!

Это счастье, что в своей школе мы сумели сохранить традиции коллективного воспитания: у нас работали кадетские классы, экологические отряды и т.п. Еще в строю опытные педагоги, сами прошедшие школу пионерских и комсомольских организаций. Такова жизнь: она никогда не стоит на месте, и в системе образования непрестанно что-то меняется.

Мы не должны допустить, чтобы Интернет окончательно вытеснил из жизни детей живое общение, опыт взаимного сотрудничества, сопереживания. Наша задача – дать детям возможность мыслить, говорить, быть в социуме, а не в соцсетях... Это и есть благоприятная среда для формирования личности. Наши дети уже поняли, что их голоса что-то решают, что их готовы слышать, идти навстречу. Причем, не только в вопросах, касающихся внеклассной работы, но и учебного процесса.

Экспериментальной площадкой по созданию Российского движения школьников руководит в Вашей школе доктор педагогических наук, да и вообще, ученые – частые гости в ней.

– Мы идем на это сознательно. Наука – это очень интересное и захватывающее занятие. В этом я убедилась на собственном опыте, защитив кандидатскую диссертацию и став профессором Российской академии естествознания. Поэтому я хочу развивать науку в школе. У нас есть научное общество, стараемся чаще привозить в школу ученых. Это такая подпитка, как для педагогов, так и для детей! Ежегодно проводим Неделю науки, ученые дают мастер-классы для учителей, общаются с ребятами. Так что наша школа, хотя и находится в сельской местности, ни в чем не отстает от городских. Иногда даже приходится слышать от гостей из городов, что в их школах нет того, что они видят в Кротовке.

Педагоги Вашей школы всегда принимают активное участие в профессиональном конкурсе «Учитель года»...

– Да, и я этому очень рада! Это прекрасный конкурс, который преображает учителей, дает им стимул для развития. Они становятся окрыленными, их творческий порыв невозможно остановить. Радует, что за последние 10 лет пять учителей нашей школы становились победителями окружного этапа конкурса «Учитель года», а двое лидировали в его областном этапе. Это при том, что со всего Отрадненского образовательного округа областных финалистов было лишь трое.

Я убеждена, что каждый учитель должен стараться посадить в душе ребенка розу, и тогда там не останется места чертополоху. Конкурс «Учитель года» помогает взрастить таких учителей.

Сания Харисовна, есть традиция, которой не изменяете долгие годы: каждое утро Вы встречаете детей у школьного порога. Почему Вы это делаете?

– Это необходимо в первую очередь мне. Я должна каждый день чувствовать настроение каждого ребенка, приходящего в школу, и тем самым ощущать настроение всего школьного коллектива. Только так, подобно дирижеру большого оркестра, возможно обеспечить красивое звучание всего учебного дня.

Беседу вела И.Беляева.

Фотографии из галереи

Мы любим спорт!
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
На отдыхе, В.Иг...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail