«Больно смотреть на запущенные памятники архитектуры»

«Больно  смотреть  на  запущенные  памятники  архитектуры»

За свою многовековую историю человечество создало множество произведений искусства, которыми не устаешь восхищаться. Особый восторг вызывают памятники архитектуры – строили наши предки на века. Для того чтобы не только мы, но и наши потомки могли продолжать наслаждаться их красотой, требуются особые условия хранения и тщательный уход. К сожалению, многие из объектов находятся в запущенном состоянии – к одним беспощадным оказалось время, к другим – человек. Восстанавливать и продлевать жизнь шедеврам старинных мастеров призваны реставраторы. С представителем этой редкой, но очень важной профессии Дмитрием Герасимовым мы беседуем об особенностях работы и любви к истории.

Дмитрий родом из Отрадного, недавно вместе с семьей купил дом в Черновке. С Кинель-Черкассами его связывает служба в вертолетном полку, которую он проходил в начале 2000-х в звании прапорщика. Премудростями профессии плотника мужчина овладел самостоятельно, с юности ему нравилось работать с деревом. Мастер уверен – это живой материал, подвижный, он живет и дышит в течение всей своей жизни и требует к себе деликатного отношения. Реставрацией памятников архитектуры мой собеседник занимается 4 года в составе команды специалистов Научно-производственного управления «Самара-реставрация».

– Интересно было работать на так называемом «доме с волшебными окнами» губернского предводителя дворянства Александра Наумова, где ныне располагается Дворец детского и юношеского творчества, – делится опытом собеседник. – Особняк относится к архитектурным памятникам федерального значения, ему 115 лет, находится в Самаре напротив Струковского сада. На самом деле – это не просто дом, а настоящий дворец, – подчеркивает мастер. – При работе над этим проектом архитектор явно вдохновлялся эпохой Возрождения, в то же время ориентировался на здание парижской Гранд Опера и постарался создать образец классицизма в эпоху модерна. В период Великой Отечественной войны здесь базировались консульства двух государств. В советские годы объект серьезно пострадал. Особенно досталось уникальным дубовым окнам высотой в 3 метра. Только представьте, их покрывали черным лаком, сверлили, вбивали гвозди! Наружные украшения окон также потеряли первоначальный облик и утратили свой смысл. Пришли в негодность и балконные двери. В нашей команде трудятся разнопрофильные специалисты, кроме плотников есть столяры, жестянщики, каменщики, специалисты по лепнине – у каждого свой фронт работ. В доме Наумова пострадали не только окна, но и сам белый камень, он все впитывает в себя, поэтому каменщикам пришлось изрядно потрудиться, чтобы очистить его и потом за дело взялись кровельщики, они полностью перекрывали протекающую крышу. Реставрация была завершена в январе прошлого года. Руководством в работе реставраторов служат уцелевшие архивные данные – чертежи, фотографии, по ним восстанавливаются памятники архитектуры.

Дом Алексея Толстого – один из первых объектов нашего героя. Здесь в свое время прошла комплексная реставрация. В обновлении нуждались крыльцо, ворота, окна. Балкон над крыльцом прогнил и мог в любой момент рухнуть. Зимой снегоуборочная техника почти полностью снесла крыльцо, а в прежние времена его пытались залить бетоном, но так и не довели дело до конца, в результате вышло полное безобразие.

Реставрация музея Михаила Фрунзе и Эльдара Рязанова, старообрядческой церкви в Самаре, деревянной церкви в Ореховке Алексеевского района также проходила при участии Дмитрия Герасимова. По словам собеседника, каждый объект несет свое назначение и требует индивидуального подхода. Степень разрушений может быть различной, порой реставраторы выполняют поистине филигранную работу. Если что-то не подлежит восстановлению, столяры заново изготавливают вещь. Нашему герою интересно работать со стариной, смотреть, изучать технику и почерк мастеров прошлого.

– Вот уж правда – строили на века, не все современные строительные фирмы могут похвастаться высоким уровнем качества и долговечности зданий. Больно смотреть на варварское отношение к настоящим шедеврам, – прискорбно сообщает Дмитрий. – Изначально я не углублялся в историю происхождения и последующую судьбу объектов, увлекся этим со временем. Есть огромное желание поработать на Доме художников на ул.Красноармейская – интересная постройка. Была мечта отреставрировать Дом со слонами, а еще фабрику-кухню завода имени Масленникова в Самаре, построенную в стиле конструктивизма архитектором Екатериной Максимовой в 1932 году на пересечении нынешнего проспекта Масленникова и Ново-Садовой улицы. Этот объект культурного наследия регионального значения, уже в наши дни передан в ведение Третьяковской галереи. Подрядчик на восстановление объектов определяется путем торгов. Конкуренция в нашей сфере серьезная, и, к сожалению, все крупные солидные объекты выигрывают московские и санкт-петербургские компании. Обидно, что некоторые ценные объекты остаются без внимания властей. К примеру, единственная уцелевшая в Самарской области деревянная ветренная мельница находится в селе Бариновка Нефтегорского района. Сегодня она несправедливо забыта, в запущенном состоянии, а могла бы стать местом притяжения туристов.

Недавно в семье нашего героя произошло важное событие – купили частный дом в селе Черновка. Хлопот в своем доме, как известно, немало. У супругов растут трое детей – две дочери и сын – и каждому нужна отдельная комната. Многое Дмитрию предстоит переделать и достроить, и в этом ему помогут его золотые руки мастера.

Н.Глазкова.

Фотографии из галереи

Размышление, С....
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Открытый команд...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail