«Больно смотреть на запущенные памятники архитектуры»
- Опубликовано 12.12.2020 08:53
За свою многовековую историю человечество создало множество произведений искусства, которыми не устаешь восхищаться. Особый восторг вызывают памятники архитектуры – строили наши предки на века. Для того чтобы не только мы, но и наши потомки могли продолжать наслаждаться их красотой, требуются особые условия хранения и тщательный уход. К сожалению, многие из объектов находятся в запущенном состоянии – к одним беспощадным оказалось время, к другим – человек. Восстанавливать и продлевать жизнь шедеврам старинных мастеров призваны реставраторы. С представителем этой редкой, но очень важной профессии Дмитрием Герасимовым мы беседуем об особенностях работы и любви к истории.
Дмитрий родом из Отрадного, недавно вместе с семьей купил дом в Черновке. С Кинель-Черкассами его связывает служба в вертолетном полку, которую он проходил в начале 2000-х в звании прапорщика. Премудростями профессии плотника мужчина овладел самостоятельно, с юности ему нравилось работать с деревом. Мастер уверен – это живой материал, подвижный, он живет и дышит в течение всей своей жизни и требует к себе деликатного отношения. Реставрацией памятников архитектуры мой собеседник занимается 4 года в составе команды специалистов Научно-производственного управления «Самара-реставрация».
– Интересно было работать на так называемом «доме с волшебными окнами» губернского предводителя дворянства Александра Наумова, где ныне располагается Дворец детского и юношеского творчества, – делится опытом собеседник. – Особняк относится к архитектурным памятникам федерального значения, ему 115 лет, находится в Самаре напротив Струковского сада. На самом деле – это не просто дом, а настоящий дворец, – подчеркивает мастер. – При работе над этим проектом архитектор явно вдохновлялся эпохой Возрождения, в то же время ориентировался на здание парижской Гранд Опера и постарался создать образец классицизма в эпоху модерна. В период Великой Отечественной войны здесь базировались консульства двух государств. В советские годы объект серьезно пострадал. Особенно досталось уникальным дубовым окнам высотой в 3 метра. Только представьте, их покрывали черным лаком, сверлили, вбивали гвозди! Наружные украшения окон также потеряли первоначальный облик и утратили свой смысл. Пришли в негодность и балконные двери. В нашей команде трудятся разнопрофильные специалисты, кроме плотников есть столяры, жестянщики, каменщики, специалисты по лепнине – у каждого свой фронт работ. В доме Наумова пострадали не только окна, но и сам белый камень, он все впитывает в себя, поэтому каменщикам пришлось изрядно потрудиться, чтобы очистить его и потом за дело взялись кровельщики, они полностью перекрывали протекающую крышу. Реставрация была завершена в январе прошлого года. Руководством в работе реставраторов служат уцелевшие архивные данные – чертежи, фотографии, по ним восстанавливаются памятники архитектуры.
Дом Алексея Толстого – один из первых объектов нашего героя. Здесь в свое время прошла комплексная реставрация. В обновлении нуждались крыльцо, ворота, окна. Балкон над крыльцом прогнил и мог в любой момент рухнуть. Зимой снегоуборочная техника почти полностью снесла крыльцо, а в прежние времена его пытались залить бетоном, но так и не довели дело до конца, в результате вышло полное безобразие.
Реставрация музея Михаила Фрунзе и Эльдара Рязанова, старообрядческой церкви в Самаре, деревянной церкви в Ореховке Алексеевского района также проходила при участии Дмитрия Герасимова. По словам собеседника, каждый объект несет свое назначение и требует индивидуального подхода. Степень разрушений может быть различной, порой реставраторы выполняют поистине филигранную работу. Если что-то не подлежит восстановлению, столяры заново изготавливают вещь. Нашему герою интересно работать со стариной, смотреть, изучать технику и почерк мастеров прошлого.
– Вот уж правда – строили на века, не все современные строительные фирмы могут похвастаться высоким уровнем качества и долговечности зданий. Больно смотреть на варварское отношение к настоящим шедеврам, – прискорбно сообщает Дмитрий. – Изначально я не углублялся в историю происхождения и последующую судьбу объектов, увлекся этим со временем. Есть огромное желание поработать на Доме художников на ул.Красноармейская – интересная постройка. Была мечта отреставрировать Дом со слонами, а еще фабрику-кухню завода имени Масленникова в Самаре, построенную в стиле конструктивизма архитектором Екатериной Максимовой в 1932 году на пересечении нынешнего проспекта Масленникова и Ново-Садовой улицы. Этот объект культурного наследия регионального значения, уже в наши дни передан в ведение Третьяковской галереи. Подрядчик на восстановление объектов определяется путем торгов. Конкуренция в нашей сфере серьезная, и, к сожалению, все крупные солидные объекты выигрывают московские и санкт-петербургские компании. Обидно, что некоторые ценные объекты остаются без внимания властей. К примеру, единственная уцелевшая в Самарской области деревянная ветренная мельница находится в селе Бариновка Нефтегорского района. Сегодня она несправедливо забыта, в запущенном состоянии, а могла бы стать местом притяжения туристов.
Недавно в семье нашего героя произошло важное событие – купили частный дом в селе Черновка. Хлопот в своем доме, как известно, немало. У супругов растут трое детей – две дочери и сын – и каждому нужна отдельная комната. Многое Дмитрию предстоит переделать и достроить, и в этом ему помогут его золотые руки мастера.
Н.Глазкова.