«Москва» из Кабановки

«Москва»  из  Кабановки

Когда речь заходит о возрасте, говорят, человеку столько лет, на сколько он себя чувствует. Валентина Петровна Кононенко из села Кабановка молода и душой, и телом. «Мне – 25», – смеется она. И с этим трудно поспорить. Во-первых, женщина владеет искусством подчеркивать свою природную красоту легким макияжем и умением одеваться. Во-вторых, она полна оптимизма и энергии. Несмотря на ухоженные руки, порядок в ее доме начинается с улицы – с цветников, пруда и интересных композиций на придомовой территории. В свои 70 с небольшим наша героиня водит машину, купается в проруби, ходит зимой на лыжах, любит собирать грибы, ягоды, травы, удить рыбу, находит себе массу других интересных занятий, кроме того, она – активный член Совета ветеранов сельского поселения и меценат.

В чем же секрет ее оптимизма? «Наверное, такой родилась, – говорит собеседница, – папины друзья прозвали меня «Москва», потому что шустрая была... Я не задумываюсь о том, что будет дальше, живу здесь и сейчас и радуюсь всему, что дарит мне каждый день».

25 лет назад Валентина Петровна вернулась в родное село, спустя два года после выхода на пенсию. Все годы, пока она жила в городской квартире («в скворечнике», как говорит сама героиня), ей грезились милые сердцу улочки, сельские просторы, бескрайние поля пшеницы и гул тракторов. До сих пор Валентина Петровна с особым трепетом в душе смотрит, как по хлебной ниве ходят «стальные кони». И тогда сама собой рвется на волю ее любимая с детства песня: «Ой вы, кони, вы, кони стальные, боевые друзья - трактора, веселее гудите, родные...», которую она пела вместе с отцом-комбайнером.

Наша героиня выросла в большой, многодетной семье. «Нас у родителей было шестеро, – рассказывает она, – мама не работала – только успевала ставить нас на ноги, одного за другим, а в 49 лет она умерла». В ту пору нашей героине было 15. Едва повзрослев, она уехала в Куйбышев и 36 лет проработала в одном из агрегатных цехов огромного корпуса, располагавшегося на территории завода №18 (теперь «Авиакор»), сначала за токарным станком, потом перешла в цех технического рентгена. По вредности производства ушла на пенсию в 45 лет.

 

Сила от истоков

«Когда муж заболел, – рассказывает Валентина Петровна, – я поняла, что пришла пора возвращаться, устраивать свою жизнь поближе к природе, укреплять здоровье. Длительное время Иван Яковлевич работал директором дворца им.Кирова в Самаре, играл на многих инструментах. Никогда не расставался со своим баяном, у него был аккордеонированный пятирегистровый немецкий «Weltmeister». Муж тоже любил простой сельский быт, он – уроженец Курской области, по иронии судьбы место, где мы поселились в Кабановке, называется Курский конец – первые поселенцы были из Курска и обосновались здесь».

Вернувшись на родную землю, коренная сельчанка будто почувствовала крылья за спиной. Сначала в ней проснулся дух предпринимательства. Пользуясь поддержкой мужа, женщина открыла небольшой торговый павильон. В деревне кроме магазина РайПО других конкурентов у нее не было. Дело шло хорошо, и хозяйка магазина задумалась над тем, чтобы открыть в селе приход (в дни церковных праздников, подходя к своему павильону, она невольно наблюдала, как старушки в любую погоду маялись на остановке, дожидаясь автобуса, чтобы уехать в райцентр в храм) и место подходящее присмотрела – пустующее здание бывшего сельпо. Объединив единомышленников и заручившись благословением настоятеля храма Вознесения Господня протоиерея Александра Телегина, возглавила благое начинание. «Сила была неимоверная, – вдохновенно признается женщина, – какая-то страсть от желания вершить».

Приход возводили, как говорится, всем миром. Многое мастерили своими руками, по книгам, выписанным из Москвы, – аналой, алтарь, жертвенники, семисвечник. Церковные каноны запрещали покупать гвозди, поэтому их ковали в ремонтных мастерских.

«Колокола мы с Иваном Яковлевичем сделали сами, – не без гордости произносит собеседница, – из кислородных баллонов. Пилили их на слух (он же был музыкантом) – один больше, другой меньше, третий еще меньше, самый последний сделали из азотного баллона, он по-другому звучит. Потом Иван Яковлевич обучил звонарному искусству одну женщину».

Приход в честь Казанской иконы Божьей Матери, выросший в стенах старого здания сельпо, был открыт в 2001 году. Валентина Петровна мечтала о настоящей церквушке. «Помощь будет», – говорил священник. Его слова оказались пророческими. Предприниматели из Самары пожертвовали полтора миллиона рублей, на эти средства была построена новая церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери. Колокольня, о которой рассказывала наша героиня, теперь находится там.

 

Родник из детства

С таким же неимоверным желанием Валентина Петровна взялась восстанавливать Митякин родник. «Потому что в детстве мы ходили туда с куском хлеба, делали из лопушков чашечки и пили воду. Когда я вернулась, он весь в крапиве, заросший, туда никто не ходит, – эти воспоминания до сих пор волнуют собеседницу. – Когда-то за ним ухаживал дедушка Митя (поэтому родник и назвали Митякин), видимо, пришел наш черед».

И снова неравнодушные сельские жители взялись за дело. Проложили грейдером дорогу, засыпали овраг, стоявший на пути, на месте родника возвели небольшую часовенку и купель из бетонных колец.

«Я нечаянно назвала Митякин родник в честь иконы Казанской Божьей Матери, – продолжает Валентина Петровна, – когда батюшка, который приехал освящать родник, спросил, как он называется по церковному, я предположила, наверное, так же как и приход, и иконку уже повесила. Он сказал, мол, так тому и быть».

И на это доброе дело тоже было пожертвование от самарских меценатов, на их средства построены действующие сегодня часовня и купель. Кстати, постройки возводились по эскизу нашей героини, нарисовавшей его на песке. Прежняя часовенка теперь стоит на территории новой церкви как беседка.

 

Пища жизни

15 лет назад Валентина Петровна овдовела. Из тяжелой депрессии, длившейся год, обессиленную женщину вывел случившийся во дворе пожар. Начав потихоньку восстанавливать сгоревшие постройки, она вновь ощутила радость земного бытия и вернулась к активной деятельности. В настоящее время пенсионерка является волонтером самарского благотворительного фонда помощи малообеспеченным гражданам «Пища жизни». Фонд взаимодействует с разными организациями и предприятиями и обеспечивает нуждающихся продуктами, одеждой, обувью. К этому добровольному движению ее приобщила дочь Оксана, работающая в фонде. «Я уже знаю, какие семьи в чем нуждаются, – говорит неравнодушная женщина, – загружаю машину пакетами, которые мне доставляет дочь, и еду в Богородское, Воротнее, Кинель-Черкассы...»

Скучать нашей героине некогда, она любит трудиться на своем участке, организовывает походы на природу с друзьями, подолгу общается онлайн с внучкой, реставрирует старинные вещи. Свой дом она превратила в уютный теремок, где сочетаются подузорники, вышитые скатерти, всякая старинная утварь с современными, изысканными предметами интерьера и бытовой техникой.

Одинокие вечера с хозяйкой разделяет тойтерьер Боня, которой уже 11-й год. Четвероногого члена семьи передала в надежные бабушкины руки внучка, уехав за границу (пять лет она жила в Таиланде и два года – в Южной Корее). «Боня – девочка грамотная, – подчеркнула женщина, – с ней занимался кинолог. Она все понимает. Если случится, что мне взгрустнется, она тут же начинает слизывать слезы на моих щеках, скулить, словно успокаивает...» Услышав о себе лестный отзыв, четвероногая красавица уселась рядом, как послушная воспитанница, и довольно закивала мордой.

О.Горбунова.

Фотографии из галереи

Мы любим спорт!
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail