-
Опубликовано 28.03.2015 01:00
Рисовать кинель-черкассец Николай Михайлович Лыткин любил с самого раннего детства. Мальчишку восхищала красота родной природы. В учебниках и книгах он с самозабвением рассматривал картины известных художников, и руки сами тянулись к бумаге и карандашу. Хотелось, конечно, рисовать красками, только в пятидесятые годы купить их было не так-то просто.
В школе Николай слыл художником: выпускал стенные газеты, под руководством учителя рисования А.И.Гончарова оформлял наглядную агитацию. Анатолий Иванович и позже будет не один год трудиться рядом с талантливым учеником.
Но вначале была служба в армии, где Николай Лыткин был художником-библиотекарем. Надо сказать, что в те времена, когда еще и слыхом не слыхивали о цифровых технологиях, а партийная пропаганда процветала, работа оформителя была и престижной, и прибыльной. Поэтому сразу после демобилизации Николай Лыткин устроился художником-оформителем в районный Дом культуры, а через полтора месяца – в только что открывшуюся мастерскую, где трудился вместе с профессиональными художниками А.И.Гончаровым и А.А.Черновым.
– Сколько мы тогда портретов Ленина перерисовали! – улыбаясь, вспоминает мой собеседник.
Но в 1978 году мастерскую закрыли, и Николай Михайлович увлекся резьбой по дереву. Свой первый инкрустированный деревянный столик и изящную женскую головку он помнит до сих пор. Работа по дереву захватила. Самодеятельному художнику понравилась теплота этого материала и возможность созидать объемные формы.
Вскоре Николая Михайловича пригласили на работу в открывшуюся в Кинель-Черкассах сувенирную мастерскую, которая занималась изготовлением орлов. Эти сувениры до сих пор есть во многих домах жителей не только нашего района и области, но и за ее пределами. Мастерская изготавливала по 10-15 орлов в день, так что резчик основательно набил руку, а для души стал воплощать в жизнь идеи более сложные и интересные. Много трудился Николай Михайлович и над изготовлением деревянной мебели. Резные столы, шкафы, кровать, канапе, ажурные полки делают дом Лыткиных по-особому теплым и уютным.
В 1987 году в Кинель-Черкассах открылся кооператив «Сувенир», в который сразу же пригласили Николая Михайловича. В конце 80-х - начале 90-х наб-людался массовый отток немцев Поволжья в Германию. Многие из них хотели увезти на новую родину оригинальные сувениры, поэтому заказов у кооператива было хоть отбавляй. В числе самых сложных и трудоемких работ была «Тройка». Одна из них до сих пор хранится в доме мастера и не раз принимала участие в выставках народного творчества. Последняя из них проходила в Самаре и посвящалась предстоящему 70-летию Великой Победы. За участие в ней автор был награжден Грамотой областного Совета ветеранов. А до этого, в 2012 году, были выставки на областном фестивале в Сарбае, где Николай Михайлович получил гран-при, и ярмарка ремесленников в п.Усть-Кинельский.
Работы самодеятельного художника и резчика можно видеть в Кинель-Черкасском историко-краеведческом музее и во многих домах любителей живописи и деревянного зодчества. С особенным трепетом художник трудился над резными иконами Казанской Божией Матери и Михаила Архангела, над реставрацией икон в Вознесенском храме, изготовлением большого оклада для иконы Царя-Мученика и Голгофы с Распятием для храма в честь Святых Царственных Мучеников в п.Садгород.
Особая страница в творчес-кой биографии художника – участие в праздничном оформлении площади в г.Омск, куда его и Юрия Кудряшова приглашали в 2004 году для изготовления снежных скульптур.
Сейчас вместе с коллегами Николай Михайлович трудится над скульптурами, которые планируется установить в центральном парке Кинель-Черкасс: «Золотая рыбка», «Старик и невод» и «Голова Черномора». Эти скульп-туры не только украсят парк, но и станут центрами игровых площадок для малышей.
Вообще, задумок и планов у мастера множество. В последнее время его все больше влечет использование в работе природного материала, например, корневищ деревьев. Работы на их основе могут стать особенно оригинальными и неповторимыми. Близость к природе – неистощимая кладовая для фантазии и воображения мастера, поэтому он не понимает и не принимает появившихся в последнее время технологий по штамповке скульптур.
– Такие, с позволения сказать, «работы» не идут ни в какое сравнение со скульптурами, выполненными резцом художника, – убеждена супруга Николая Михайловича Любовь Павловна.
Она знает, о чем говорит, поскольку не один десяток лет имеет возможность наблюдать, как из обычного куска дерева, благодаря таланту и трудолюбию, рождаются неповторимые шедевры, несущие тепло рук и красоту души художника.
Честно говоря, глядя на добродушного Старичка-Лесовичка, лукаво улыбающегося и характерным жестом назидающего: «Не рубите, мужики!», так и хочется прикоснуться к нему, словно к живому существу... В этом, наверное, и состоит магическая сила настоящего искусства – оно всегда близко человеческой душе.
И.Беляева.