Мастер, художник, творец

Мастер,  художник,  творец

Рисовать кинель-черкассец Николай Михайлович Лыткин любил с самого раннего детства. Мальчишку восхищала красота родной природы. В учебниках и книгах он с самозабвением рассматривал картины известных художников, и руки сами тянулись к бумаге и карандашу. Хотелось, конечно, рисовать красками, только в пятидесятые годы купить их было не так-то просто.

В школе Николай слыл художником: выпускал стенные газеты, под руководством учителя рисования А.И.Гончарова оформлял наглядную агитацию. Анатолий Иванович и позже будет не один год трудиться рядом с талантливым учеником. 
Но вначале была служба в армии, где Николай Лыткин был художником-библиотекарем. Надо сказать, что в те времена, когда еще и слыхом не слыхивали о цифровых технологиях, а партийная пропаганда процветала, работа оформителя была и престижной, и прибыльной. Поэтому сразу после демобилизации Николай Лыткин устроился художником-оформителем в районный Дом культуры, а через полтора месяца – в только что открывшуюся мастерскую, где трудился вместе с профессиональными художниками А.И.Гончаровым и А.А.Черновым.
– Сколько мы тогда портретов Ленина перерисовали! – улыбаясь, вспоминает мой собеседник.
Но в 1978 году мастерскую закрыли, и Николай Михайлович увлекся резьбой по дереву. Свой первый инкрустированный деревянный столик и изящную женскую головку он помнит до сих пор. Работа по дереву захватила. Самодеятельному художнику понравилась теплота этого материала и возможность созидать объемные формы.
Вскоре Николая Михайловича пригласили на работу в открывшуюся в Кинель-Черкассах сувенирную мастерскую, которая занималась изготовлением орлов. Эти сувениры до сих пор есть во многих домах жителей не только нашего района и области, но и за ее пределами. Мастерская изготавливала по 10-15 орлов в день, так что резчик основательно набил руку, а для души стал воплощать в жизнь идеи более сложные и интересные. Много трудился Николай Михайлович и над изготовлением деревянной мебели. Резные столы, шкафы, кровать, канапе, ажурные полки делают дом Лыткиных по-особому теплым и уютным.
В 1987 году в Кинель-Черкассах открылся кооператив «Сувенир», в который сразу же пригласили Николая Михайловича. В конце 80-х - начале 90-х наб-людался массовый отток немцев Поволжья в Германию. Многие из них хотели увезти на новую родину оригинальные сувениры, поэтому заказов у кооператива было хоть отбавляй. В числе самых сложных и трудоемких работ была «Тройка». Одна из них до сих пор хранится в доме мастера и не раз принимала участие в выставках народного творчества. Последняя из них проходила в Самаре и посвящалась предстоящему 70-летию Великой Победы. За участие в ней автор был награжден Грамотой областного Совета ветеранов. А до этого, в 2012 году, были выставки на областном фестивале в Сарбае, где Николай Михайлович получил гран-при, и ярмарка ремесленников в п.Усть-Кинельский.
Работы самодеятельного художника и резчика можно видеть в Кинель-Черкасском историко-краеведческом музее и во многих домах любителей живописи и деревянного зодчества. С особенным трепетом художник трудился над резными иконами Казанской Божией Матери и Михаила Архангела, над реставрацией икон в Вознесенском храме, изготовлением большого оклада для иконы Царя-Мученика и Голгофы с Распятием для храма в честь Святых Царственных Мучеников в п.Садгород.
Особая страница в творчес-кой биографии художника – участие в праздничном оформлении площади в г.Омск, куда его и Юрия Кудряшова приглашали в 2004 году для изготовления снежных скульптур.
Сейчас вместе с коллегами Николай Михайлович трудится над скульптурами, которые планируется установить в центральном парке Кинель-Черкасс: «Золотая рыбка», «Старик и невод» и «Голова Черномора». Эти скульп-туры не только украсят парк, но и станут центрами игровых площадок для малышей.
Вообще, задумок и планов у мастера множество. В последнее время его все больше влечет использование в работе природного материала, например, корневищ деревьев. Работы на их основе могут стать особенно оригинальными и неповторимыми. Близость к природе – неистощимая кладовая для фантазии и воображения мастера, поэтому он не понимает и не принимает появившихся в последнее время технологий по штамповке скульптур.
– Такие, с позволения сказать, «работы» не идут ни в какое сравнение со скульптурами, выполненными резцом художника, – убеждена супруга Николая Михайловича Любовь Павловна.
Она знает, о чем говорит, поскольку не один десяток лет имеет возможность наблюдать, как из обычного куска дерева, благодаря таланту и трудолюбию, рождаются неповторимые шедевры, несущие тепло рук и красоту души художника.
Честно говоря, глядя на добродушного Старичка-Лесовичка, лукаво улыбающегося и характерным жестом назидающего: «Не рубите, мужики!», так и хочется прикоснуться к нему, словно к живому существу... В этом, наверное, и состоит магическая сила настоящего искусства – оно всегда близко человеческой душе.
И.Беляева.

Фотографии из галереи

Лыжная гонка на...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Прорыв, Е.Андро...
Image Detail
Открытый команд...
Image Detail