Обитель мордовской культуры

Обитель  мордовской  культурыЗаглянуть вглубь традиций мордовской народности и познакомиться с национальными особенностями можно в музее культурно-досугового центра Ерзовки. Это село издревле считалось наполовину мордовским. Его историю и народные традиции хранит Маргарита Павловна Соколова. Прежде она работала в школе, сегодня на заслуженном отдыхе, но на общественных началах остаётся хранительницей музейного фонда.

Эрямо парь – экспонат, с которого и началась формироваться национальная экспозиция музея.

– Так по-мордовски именуется свадебный сундук невесты или «кадка для жизни». Его будущей снохе дарил свёкор в день помолвки (скручивания). Считалось, чем больше родня невесты прольёт слёз, тем счастливей будет её семейная жизнь, – знакомит Маргарита Павловна с первым экспонатом. – Эрямо парь долбили из цельного дерева, чаще всего липы, и сверху накрывали крышкой из досок, сшитых между собой сыромятной кожаной лентой. Этот экспонат достался нам от местной жительницы бабки Чапаихи. В нём она при жизни хранила платья, полотенца и занавески, расшитые вручную. Кстати, мордва чаще всего вышивали крестиком. Когда-то в музей передали полотенце из Пензенской области, расшитое орнаментом в красно-бело-сером колорите. Как правило, вышитые полотенца носили сакральное назначение и хранились до свадьбы или похорон, в обыденной жизни практически не использовались. Здесь же можно увидеть рушники и полотенца с выбитыми машинкой узорами.

Вслед за эрямо парем народ стал приносить в музей предметы домашней утвари, найденные в дальних углах сараев и чердаков. В большую плетёную корзину с крышкой и частично обломившимся дном когда-то укладывали солому и сажали курицу-несушку, чтобы она могла спокойно отложить яйца. Рядом на скамье лежит лоскут конопляного материала, на ощупь довольно жёсткий. А ведь когда-то считалось за счастье иметь такой, жили в прежние времена небогато и в эту ткань пеленали младенцев.

Железная кровать укрыта одеялом, сшитым из разноцветных лоскутов, как это было принято у наших предков. Когда-то его шили школьники под руководством Маргариты Павловны. Рядом с кроватью, как и полагается, подвешена к потолку зыбка.

На стене – монохромная фотография 60-х годов, где изображены местные жительницы с детьми. Как это ни удивительно, крыши тогда были всё ещё соломенные, а сами дома – неказистые, низенькие, стоящие на фоне сельского бездорожья. Это фото побывало на разных школьных конференциях и этнографических фестивалях. Многие экспонаты поступали в плачевном состоянии и Маргарите Павловне приходилось прилагать немало усилий, чтобы привести их в презентабельный вид.

А вот патефон, подаренный музею художественным руководителем культурно-досугового центра Владимиром Кузьмичом Матюшиным, весьма неплохо звучал. Но пока экспозиция базировалась в школе, детское любопытство привело технику в неисправное состояние. Не услышим мы уже, к сожалению, и заводные звуки гармони, изготовленной местным жителем в 40-е годы прошлого столетия. Такой дорогой подарок в юности получил от отца Александр Мискин, он же её и принёс в музей.

На крытом скатертью столе горделиво стоит немного потускневший под тяжестью лет чугунный самовар, который, кажется, вот-вот закипит и позовёт всех на чай. Музейные экспозиции оформлены заботливо, с душой, ощущается домашний уют.

С любопытством разглядываешь фотогалерею. На монохромных снимках – ветераны Великой Отечественной войны, отличники труда, многодетные матери-героини. Одна из них  – Пелагея Матвеевна Галкина, родившая и воспитавшая 16 детей. Пожалуй, самым титулованным тружеником сельского хозяйства был механизатор Пётр Дмитри­евич Рябченко – кавалер ордена Трудового Красного Знамени, орденов Трудовой Славы II и III степеней, да и просто, как говорят сельчане, хороший человек.

Но не все жители отличались трудолюбием, встречались отдельные нерадивые колхозники. Некий Губанов возглавлял коммуну им.Ленина, был любителем заложить за воротник. Расхлябанность руководителя привела хозяйство в упадок – крыши в коровниках прохудились, коровы мёрзли, а доярки в холод отогревали руки, опуская в парное молоко. В конце концов коммуна рухнула, и многие её жители перебрались в Ташкент (некоторые отправились в Ленинград и Мурманск), с тех пор тот конец села прозвали «Ташкентом». 

Гордятся ерзовцы своими земляками, которые в годы Великой Отечественной войны отчаянно сражались с фашизмом. Иван Трофимович Морковский «погиб» и чудом «воскрес». Призвался в июле 1941 года, награждён медалью «За боевые заслуги». Однажды по пути в г.Инза машина, перевозившая красноармейцев, в числе которых был и Иван, остановилась и ерзовец отошёл по нужде. Вдруг раздалась команда: «Воздух!»  В одно мгновение вражеский самолёт уничтожил машину и всех солдат, отдыхавших в её тени. По счастливой случайности Иван Морковский выжил, однако об этом не сразу стало известно. Жене пришла похоронка, а потом супруг вернулся домой живым.

Коренной житель Ерзовки Василий Иванович Нувальцев участвовал в форсировании реки Свирь, а в 1945 году воевал против милитаристской Японии. За боевые заслуги награждён медалью «За отвагу», орденом Отечес­твенной войны. Когда мобилизовался, окончил Оренбургское педагогическое училище и много лет проработал в родной Ерзовской школе.

В общей сложности за годы войны погибли 207 жителей села, вернулись домой 146.

Н.Глазкова

Фотографии из галереи

Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Д.Седов
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail