Война осталась в сердце

Война осталась  в сердце

Эту встречу жительница районного центра, ветеран войны и труда Ольга Никитична Харина инициировала сама. Она позвонила в музей и сказала, что хочет поделиться своими воспоминаниями, на момент начала Великой Отечественной войны ей было 11 лет (родилась 1 ноября 1930 г.), детская память навсегда запечатлела события, оставившие неизгладимый след в ее сердце.

 В первую очередь Ольга Ники­тична обратилась с просьбой оказать помощь в поиске могилы своего брата, погибшего во время снятия блокады Ленинграда. Из письма его друга она знает, что Федор Гущин (1918 года рожде­ния), так звали брата, был ранен осколком в спину на Ладожском озере. Автор письма сообщил, что вопреки желанию раненого он дотащил его до санчасти, отку­да Федор был отправлен в госпи­таль, где сразу же умер. В каком госпитале это случилось, и где его похоронили, Ольга Никитич­на не знает, поиски в советское время результата не дали.

Директор музея Л.А.Черных посоветовала ее дочери, Любови Валентиновне Лисициной, у ко­торой сейчас живет наша герои­ня, обратиться через Интернет в Подольский государственный архив министерства обороны РФ, возможно, таким образом удаст­ся что-то узнать.

Скорбь о безвременно ушед­шем брате, на могиле которого так и не удалось побывать, не дает покоя нашей героине до сих пор, хотя ее сердце не отпускает и дру­гая боль, связанная с трагической судьбой другого брата, Дмитрия, 1926 года рождения, которого удалось найти спустя 25 лет после войны. Частично потеряв рассу­док, он навсегда остался военным летчиком. Причиной легкого по­мешательства стали телеграммы о смерти отца и сестры, которые он получил в госпитале, куда по­пал с сотрясением головного мозга после неудачного прыжка с парашютом во время обучения летному делу. Это известие под­толкнуло Дмитрия к решению бе­жать из госпиталя – в его больном мозгу пульсировала мысль: «надо на фронт». С тех пор след его был потерян. Только в 1970 году род­ные получили письмо из Прикар­патья, из госпиталя, где находил­ся их брат. Ольга Никитична не исключает у него потерю памяти, возможно, в момент просветле­ния он вспомнил адрес и написал письмо. Дмитрия привезли до­мой, он узнал своих родных, но к мирной жизни так и не вернулся, собирал вокруг себя мальчишек, устраивал на улице построения и отдавал команды.

Эхо войны жило рядом и на­всегда поселилось в сознании нашей героини. До сих пор она не может искоренить леденя­щий сердце страх от мысли, что вот-вот придут фашисты, забыть пылающее за горизонтом зарево, доносившиеся с фронта взрывы снарядов и грохот канонады.

 

 

 Война была совсем рядом, всего лишь пять километров разделя­ли деревню Липовка Тамбовской области, где жила ее семья, от Во­ронежа, где шли тяжелые бои за город.

«Мы очень боялись, что при­дут фашисты, – торопливо, сби­ваясь от волнения, рассказывает Ольга Никитична, – мама го­ворила, что нас сразу сожгут (в семье было 9 детей), потому что четверо из нашей семьи были на фронте, четверо моих братьев во­евали. Все их вещи мама закопала на огороде, а письма сожгла, осо­бенно жаль, что от Федора ничего не осталось, потому что он погиб, другие братья вернулись».

Мирные жители, от мала до велика, в том числе и Оля, вместе с солдатами строили укрепления, лишь бы не пустить врага. С 13 лет Оля без устали трудилась везде, где могла, она знала, что это нужно для победы. В 1994 году, будучи уже жительницей села Кинель-Черкассы, получила медаль за доблестный самоотвер­женный труд в период Великой Отечественной войны, потом были юбилейные медали.

В Кинель-Черкассы Ольга Никитична приехала в 1957 году вслед за своим мужем Валенти­ном Ивановичем Хариным. Буду­щие супруги познакомились в го­роде Павлов Посад под Москвой, куда Ольга приехала к своему брату. Валентин в это время про­ходил здесь службу.

В.И.Харина знают многие кинель-черкассцы того поко­ления. Он работал в колхозе им.Ленина механизатором, был победителем соцсоревнования, имел множество наград, о нем пи­сали в газетах. Медали, Почетные грамоты и газетные вырезки Оль­га Никитична хранит как память о своем муже. Вместе с ним она более 20 лет работала в колхозе. На пенсию уходила из детского сада «Колосок», куда пришлось перейти после рождения второго ребенка.

Рассказывая о своих детях и внуках, Ольга Никитична не­вольно вспомнила о том времени, когда вместе с сестрами разлино­вывала и складывала тетради из нарезанных кусков грубой бумаги от мешков для цемента, а мама шила девочкам школьную форму из выкрашенной в темный цвет ткани для портянок, сэкономлен­ной отцом. Ей удалось закончить семилетку (семь классов общеоб­разовательной школы), в своей деревне она считалась образован­ной, потому что многие в то вре­мя не могли даже расписываться, и работала там, где нужны были грамотные люди.

Мы с интересом слушали ве­терана, ведь об этом не написано ни в одном учебнике. Ее рассказ дополняла дочь. И ее дети, внуки нашей героини, знают о трудовых и боевых подвигах своих дедов и прадедов, это важно, ведь именно в семье начинается патриотическое воспитание. Теперь наследие этой семьи стало достоянием все­го сообщества кинель-черкассцев. Воспоминания живых свидетелей очень дороги, ибо история каждой судьбы – в истории Родины.

О.Горбунова.

Фотографии из галереи

Мы любим спорт!
Image Detail
Открытый команд...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail