Значение метеорологии в военные годы

Метеорологи работают с самой непокорной и изменчивой материей – с погодой. Её нельзя починить, как танк, и практически невозможно на неё повлиять. Можно только правильно предсказать и подстроиться под её условия.

Сегодня военные синоптики разворачивают подвижные метеорологические станции и получают метеоданные от орбитальных космических аппаратов с применением мобильных комплексов приёма спутниковой информации. Они наблюдают за фактической гидрометеорологической и ледовой обстановкой, анализируют собранные данные и передают их в обработанном виде на командные пункты Вооруженных сил Российской Федерации. Так, для подготовки метеосводки, используемой для военной авиации, определяется количество облачности, высота нижней границы облаков, направление и скорость ветра, влажность воздуха и атмосферное давление.

Сегодня в мире продолжают вестись работы по изучению возможностей воздействия на климат и созданию соответствующего оружия.

Однако настоящие «метеорологические сражения» развернулись во времена Второй мировой войны. Метеоинформация приобретала «ценность особого вида оружия», и в истории есть немало тому подтверждений.

После того, как в середине XIX столетия был изобретён телеграф, возникла новая и самая существенная ветвь метеорологии – синоптическая, то есть обзорная (в то время синоптическую метеорологию называли «метеорологической телеграфией»). Сведения о погоде, поступающие почти со всего мира, стали наноситься на синоптическую карту. По такой карте можно проследить общий ход погоды в разных районах мира и предположить, какая ситуация сложится в ближайшее время.

Составлять подобные карты начал в 1861 году английский вице-адмирал Роберт Фицрой.

Он стремился выработать методику заблаговременного прогноза. Его штормовых оповещений особенно ждали моряки и рыбаки. Конечно, прогнозы Фицроя сбывались далеко не всегда – в Великобритании работало тогда лишь 11 метеостанций.

Кстати, сегодня мало кто знает, что среди советских метеорологов был генералиссимус.

В 1899 году молодой грузин Иосиф Джугашвили устроился на работу в геофизическую обсерваторию в Тифлисе в качестве вычислителя-наблюдателя. Метеорологическими наблюдениями он занимался 98 дней. В его обязанности входил ежечасный обход всех приборов, измерявших температуру воздуха, наблюдение за облачностью, ветром и давлением воздуха. Все результаты он заносил в специально предназначенные для этого тетради. Известно, что заработная плата Джугашвили составляла по тем временам приличные деньги – 20 рублей в месяц.

В 1901 году метеоролог Тифлисской геофизической обсерватории уволился и через 44 года стал генералиссимусом Советского Союза. Кстати, именно по инициативе Сталина в годы Великой Отечественной войны в тыл противника забрасывались автоматические зонды, которые передавали сведения о погодных условиях, что позволяло корректировать действия авиации.

Толчком к развитию военной метеорологии послужила Вторая мировая война. Первые подразделения военных метеорологов в СССР появились в 1941 году.

По словам германского адмирала Фридриха Руге, метеоинформация во время Второй мировой войны приобретала «ценность особого вида оружия». Победа Красной армии обуславливалась многими факторами, в том числе и сводками погоды. Немецкие войска были лишены информации о русских холодах. История умалчивает, ошибки ли это германских синоптиков или невозможность провести исследования в полевых условиях, но по факту в 1941 году немцы к суровой московской зиме оказались не готовы.

Великая Отечественная война потребовала включения Гидрометслужбы СССР в состав Вооруженных сил страны. Войскам нужны были точные прогнозы погоды для выбора времени проведения боевых операций. 15 июля 1941 года было создано Главное управление Гидрометслужбы Красной армии. Оно и Центральный институт погоды (с 1943 года Центральный институт прогнозов) вошли в состав Наркомата обороны с непосредственным оперативным подчинением Генеральному штабу, а в штабах фронтов и армий были созданы гидрометеорологические отделы.

С первых дней войны воюющие стороны засекретили свои метеосводки, идущие в эфир. Для этого применялся собственный метеорологический шифр. Метеоданные были военной тайной. Синоптическая карта стала своеобразным зеркалом, отражавшим ситуацию на линии фронта.

По мере отступления наших войск вместе с оставленными городами закрывались бесценные для синоптиков точки, поэтому работали с неполными картами.

«Обрезанная карта» – так метеорологи называли синоптическую карту. Использовалась каждая возможность расширить её рамки. В 1942 году были сделаны попытки получить сведения о погоде с оккупированных земель. Среди партизан в Белоруссии и на Смоленщине находились люди, знакомые с методикой метеорологических наблюдений и умеющие работать с приборами. Добытые ими сведения о погоде шли в эфир. Сводки поступали в Центральный штаб партизанского движения в Москве, а затем шли в штабы армий, в авиацию и в Центральный институт прогнозов. Там эти цифры превращались в те самые дополнительные, бесценные точки на «обрезанной» синоптической карте сражающейся страны.

Конструкторы с непосредственным участием работников Гидрометслужбы в невероятно короткие сроки создали компактную метеостанцию, состоящую из двух небольших чемоданчиков. Единственные в своём роде десантные автоматические радиометеостанции доставлялись авиацией в немецкий тыл и четыре раза в сутки автоматически выходили в эфир, посылая сигналы на расстояние нескольких сотен километров и давая информацию о погоде на лётных трассах.

Кстати, прогноз о нелётной для немецкой авиации погоде дал возможность проведения военного парада на Красной площади 7 ноября 1941 года, а использование знаний проходимости снежного покрова для танков в период обороны Москвы позволило определить сроки начала контрнаступления в декабре того же года. Был осуществлен взлом льда искусственным паводком на канале имени Москвы. Эта серьёзная водная преграда позволила остановить немецкое наступление севернее столицы.

Существенную роль прогнозы сыграли в планировании боевых операций Волховского, Северо-Западного и Калининского фронтов зимой 1942-го, при форсировании Днепра летом и осенью 1943 года, а также при обороне Сталинграда и разгроме большой группировки немцев зимой 1943 года. Учёт проходимости для танков замерзших болот и ледяного покрова рек под Тихвином, Ржевом, Вязьмой, Тверью в январе-феврале 1942 года позволил назначить контрнаступление на сроки ожидаемого по прогнозу улучшения погоды. Также гидрометеорологическое обеспечение играло важную роль в создании и успешной работе знаменитой Дороги жизни по льду Ладожского озера. Зима 1942-1943 года установилась не сразу. Погода была изменчивой, с оттепелями, ледостав происходил с перерывами. Это осложняло эксплуатацию ледовой трассы, но никто не сожалел о прошлогодних морозах. Дорога жизни действовала с 23 декабря 1942 года по 30 марта 1943 года. Неустойчивая зима затрудняла составление прогнозов, тогда как требования к их точности повысились в связи с подготовкой к прорыву блокады Ленинграда.

На вторую декаду января 1943 года на Ленинградском и Волховском фронтах по прогнозу ожидалась холодная погода, что и оправдалось полностью. Ровно через год прогнозы на период с ноября 1943 года по январь 1944 года были удачными, что позволило провести скрытные операции по переброске войск с северного берега Невской губы на южный и в значительной мере обеспечило окончательное освобождение Ленинграда от 900-дневной блокады.

Особенным испытаниям подвергалась прогностическая служба погоды. Все нуждались в возможно более точных и заблаговременных предсказаниях метеорологических условий.

В Смольном и в штабах дни начинались с докладов о текущей и предстоящей погоде. Военные действия требовали прогнозов с заблаговременностью 2–3 недели, повседневные действия наземных войск нуждались в сверх краткосрочных прогнозах на 2–4 часа.

Специальные предсказания запрашивали авиация и флот, располагавшие своими службами, но привлекавшие и УГМС Ленинградского фронта. А удовлетворять всех потребителей было чрезвычайно трудно. Из 88 метеостанций, действовавших до войны, к концу 1942 года осталось около тридцати. Выручали опыт и особое метеорологическое чутьё. Бывали и сложности из-за противоречивых запросов разных потребителей, но в подавляющем большинстве ситуаций прогнозы признавались качественными.

В настоящее время все подразделения Минобороны РФ необходимой информацией о климатических условиях в разных точках мира обеспечивает Гидрометеорологическая служба ВС Российской Федерации.

 

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

А.С.Сапрыгина, начальник метеостанции с.Кинель-Черкассы 

 

 

Фотографии из галереи

Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail