Оценивать и воздействовать: как бизнес может влиять на закон
- Опубликовано 26.10.2018 17:53
Развитие предпринимательства напрямую зависит от принимаемых законов.
Но если автор законодательной инициативы в момент подготовки нормативного акта не просчитает последствия его принятия, то результат может оказаться совсем не таким, как хотелось бы.
«Конструктивный диалог государства и бизнеса – важный фактор развития экономики, – говорит руководитель Управления экономики, инвестиций, торговли и внутреннего муниципального финансового контроля администрации Кинель-Черкасского района А.Н.Павлов. – Для того, чтобы создать максимально открытые и доверительные отношения между властью и представителями бизнеса, был создан такой инструмент, как оценка регулирующего воздействия».
«Все мы помним события 2013 года, – продолжает Александр Николаевич, – когда предприниматели всей страны активно протестовали против нововведений в расчет отчислений в Пенсионный фонд. Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) для того и проводится, чтобы найти оптимальный вариант решения задачи, лежащей в основе разработки нормативного правового акта (НПА), исключить избыточные административные нагрузки на бизнес и предотвратить возникновение необоснованных расходов как для бизнеса, так и для государства. По сути, это коммуникационная площадка, на которой представители бизнес-сообщества могут вступить в диалог с муниципальными и региональными властями и прокомментировать тот или иной законопроект еще до его вступления в законную силу».
Основными целями ОРВ являются повышение качества регулирования и обеспечение прозрачности принимаемых решений, снижение количества неэффективных нормативных актов, формирующих условия ведения бизнеса и размещения инвестиций. Оценка регулирующего воздействия – это экспертиза нового или действующего законодательного акта, суть которой заключается в формировании объективного мнения двух сторон: авторов законодательной инициативы и предпринимателей.
Эта система успешно работает уже несколько лет. Начало ей положил Указ президента РФ от 7 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». 2 июля 2013 года в РФ принят закон №176-ФЗ о развитии института ОРВ на федеральном уровне, 14 ноября 2014 года соответствующий закон принят в Самарской области (№117-ГД). Согласно законодательству, в городских округах и муниципальных районах процедура ОРВ начала внедряться с 1 января 2016 года.
4 февраля 2016 года в Кинель-Черкасском районе принято Постановление №138 о проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. За этот период проведено 8 экспертиз муниципальных нормативных правовых актов, 30 процедур ОРВ проектов нормативных правовых актов, в том числе 9 публичных консультаций.
На сайте администрации Кинель-Черкасского района в разделе ОРВ размещаются проекты нормативных правовых актов для того, чтобы все субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности могли их внимательно изучить.
В целях более эффективной работы в данном направлении администрация Кинель-Черкасского района заключила Соглашение с автономной некоммерческой организацией «Ассоциация предпринимателей Кинель-Черкасского района», куда направляются все проекты нормативных правовых актов, которые так или иначе затрагивают интересы предпринимателей. Кроме того, проекты НПА направляются общественному представителю уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области по Кинель-Черкасскому району.
В целях урегулирования разногласий, возникающих по результатам проведения процедуры оценки регулирующего воздействия и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, в районе создана рабочая группа.
«С помощью ОРВ мы можем устранить возможные проблемы еще до их появления, – отмечает А.Н.Павлов, – поэтому призываем всех предпринимателей периодически знакомиться с информацией, которая размещается в разделе ОРВ на сайте администрации района».
Общеизвестно, что сработать «на опережение» – это стратегия, которая гарантирует более низкие управленческие и общественные издержки, по сравнению с ситуацией, когда приходится исправлять допущенные ошибки постфактум. Своевременное включение бизнес-объединений в процесс разработки нормативной базы – это реальная экономия ресурсов всех заинтересованных сторон.
О.Горбунова.