Оценивать и воздействовать: как бизнес может влиять на закон

Развитие предпринимательства напрямую зависит от принимаемых законов.

Но если автор законодательной инициативы в момент подготовки нормативного акта не просчитает последствия его принятия, то результат может оказаться совсем не таким, как хотелось бы.

«Конструктивный диалог государства и бизнеса – важный фактор развития экономики, – говорит руководитель Управления  экономики, инвестиций, торговли и внутреннего муниципального финансового контроля администрации Кинель-Черкасского района А.Н.Павлов. – Для того, чтобы создать максимально открытые и доверительные отношения между властью и представителями бизнеса, был создан такой инструмент, как оценка регулирующего воздействия».

«Все мы помним события 2013 года, – продолжает Александр Николаевич, – когда предприниматели всей страны  активно протестовали против  нововведений  в расчет отчислений  в Пенсионный фонд.   Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) для того и проводится, чтобы найти оптимальный вариант решения задачи, лежащей в основе разработки нормативного правового акта (НПА), исключить избыточные административные нагрузки на бизнес и предотвратить возникновение необоснованных расходов как для бизнеса, так и для государства. По сути, это коммуникационная площадка, на которой представители бизнес-сообщества могут вступить в диалог с муниципальными и региональными властями и прокомментировать тот или иной законопроект еще до его вступления в законную силу».  

Основными целями ОРВ являются повышение качества регулирования и обеспечение прозрачности принимаемых решений, снижение количества неэффективных нормативных актов, формирующих условия ведения бизнеса и размещения инвестиций. Оценка регулирующего воздействия – это экспертиза нового или действующего законодательного акта, суть которой заключается в формировании объективного мнения двух сторон: авторов законодательной инициативы и предпринимателей.

Эта система успешно работает уже несколько лет. Начало ей положил  Указ президента РФ от 7 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях  совершенствования системы государственного управления».   2 июля 2013 года в РФ принят закон №176-ФЗ о развитии института ОРВ на федеральном уровне,  14 ноября 2014 года соответствующий  закон принят в Самарской области (№117-ГД).  Согласно законодательству, в городских округах и муниципальных районах процедура ОРВ начала внедряться  с 1 января 2016 года.

4 февраля 2016 года в Кинель-Черкасском районе  принято Постановление №138  о проведении оценки регулирующего воздействия  проектов муниципальных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. За этот период  проведено 8 экспертиз муниципальных нормативных правовых актов, 30 процедур ОРВ проектов  нормативных правовых актов, в том числе 9 публичных консультаций.

На сайте администрации Кинель-Черкасского района в разделе ОРВ размещаются проекты нормативных правовых актов для того, чтобы все  субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности могли их внимательно изучить.  

В целях более эффективной работы в данном направлении  администрация Кинель-Черкасского района заключила Соглашение с автономной некоммерческой организацией «Ассоциация предпринимателей Кинель-Черкасского района», куда направляются все проекты нормативных правовых актов, которые так или иначе затрагивают интересы предпринимателей.  Кроме того, проекты НПА  направляются общественному представителю уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области по Кинель-Черкасскому району.

В целях урегулирования разногласий, возникающих по результатам проведения процедуры  оценки регулирующего воздействия и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, в районе создана рабочая группа.

«С помощью ОРВ мы можем устранить возможные проблемы еще до их появления, – отмечает А.Н.Павлов, – поэтому призываем всех предпринимателей периодически знакомиться с информацией, которая размещается в разделе ОРВ  на сайте администрации  района».

Общеизвестно, что сработать «на опережение» – это стратегия, которая гарантирует более низкие управленческие и общественные издержки, по сравнению с ситуацией, когда приходится исправлять допущенные ошибки постфактум. Своевременное включение бизнес-объединений в процесс разработки нормативной базы – это реальная экономия ресурсов всех заинтересованных сторон.

О.Горбунова.

Фотографии из галереи

Мы любим спорт!
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail