Экономить начали с себя
- Опубликовано 04.02.2017 01:00
27 января Н.И.Меркушкин поставил ряд жестких задач перед руководителями всех ведомств и муниципалитетов области. Губернатор заявил о необходимости сократить расходы на государственное и муниципальное управление почти на 3 млрд. рублей.
В масштабном совещании приняли участие первый вице-губернатор – председатель правительства области А.П.Нефедов, вице-губернатор – руководитель администрации губернатора Д.Е.Овчинников, председатель Губернской Думы В.Ф.Сазонов, его первый зам. в думе и секретарь реготделения партии «Единая Россия» Е.И.Кузьмичева, областные министры, главы городов и районов, руководители представительных органов власти и председатели общественных советов.
Глава региона заявил сразу: непростая ситуация в экономике требует кардинального пересмотра подхода к бюджетным расходам. По его инициативе уже принят ряд мер, направленных на сокращение расходов бюджета всех уровней.
Соответствующие задачи были поставлены еще в конце 2016 года в Послании губернатора. Сэкономленные средства планируется направить на решение первостепенных социально-экономических задач, стоящих перед губернией. В первую очередь – на оказание адресной социальной поддержки наиболее нуждающимся категориям: многодетным семьям, детям-сиротам, семьям с доходом ниже прожиточного минимума.
Запланированное
сокращение
Политика планомерного сокращения управленческих расходов началась не сегодня – за последние четыре года расходы по этим статьям только областного бюджета сократились с 11 до 8 млрд. рублей. А в ближайшие год-два они должны уменьшиться еще на 3 миллиарда.
Конкретные шаги в этом направлении уже сделаны: по инициативе главы региона в 2017 году на 10% сокращен фонд оплаты труда госслужащих, причем в 2016 году затраты на содержание чиновников также сокращали на 10%. Напомним, в 2015 году президент В.В.Путин также поручил оптимизировать расходы на содержание госструктур.
Глава региона сообщил: в самое ближайшее время правительство подпишет с муниципалитетами соглашения, где будут четко прописаны все требования и критерии, включая оптимизацию бюджетов с жесткой привязкой по срокам. Во взаимоотношениях области и муниципалитетов станет действовать принцип: не выполнен перечень показателей в рамках соглашения – нет субсидий.
«Если главы муниципалитетов по итогам совещания никаких выводов не сделают, то разговор с ними будет особый. Работу по оптимизации будем вести очень конкретно, и ее итоги ежемесячно будут выводиться в публичную плоскость. Люди должны видеть, кто как работает», – подчеркнул Н.И.Меркушкин. Столь радикальные меры, по словам губернатора, диктует общая экономическая ситуация и неопределенность с ценой на нефть. Поэтому надо быть готовым к тому, что придется закрывать пробелы в бюджете.
Чрезмерные затраты
Ситуация осложняется тем, что Самарская область долгое время отставала от соседей по инвестициям в основной капитал и фактически «проедала» ресурс советского периода. Ситуация изменилась в последние четыре года, однако до сих пор в регионе тратят на управление слишком много, а на развитие остается меньше, чем надо. Затраты на властный аппарат составляют в регионе около 8% бюджета, тогда как в развитых странах мира эта доля не превышает 1%.В целом затраты на управление в Самаре составляют более 2 млрд. рублей, хотя в сопоставимой по размерам Казани – в три раза меньше: 670 млн. рублей.
Раздутые штаты, кроме того, ведут и к бюрократической волоките. «В службе главного архитектора Самары – 18 человек, в Управлении градостроительства – 182. Вот почему мы никак не вылезем из болота по срокам оформления разрешений на строительство. Конечно, пока пройдут столько согласований – по 6-7 месяцев документы в городе лежат», – возмутился губернатор.
«Повысить
эффективность власти»
Расходы должна уменьшить не только исполнительная власть – представительной ветви также поставлена задача «затянуть пояса». «Депутаты представительных органов власти должны работать на общественных началах, жить в той среде, откуда они были избраны, – подчеркнул глава региона. – Главная задача – представительная власть не должна сращиваться с исполнительной».
В завершение выступления глава региона обратил внимание всех участников совещания на то, что неисполнение поручений, связанных с оптимизацией управленческих расходов, может привести к самым серьезным кадровым последствиям, вплоть до отставки.
Перечень подготовлен
Администрация губернатора по поручению Н.И.Меркушкина подготовила предложения по сокращению расходов на государственное и муниципальное управление – их озвучил Д.Е.Овчинников. Предполагаемый размер экономии должен составить в этом году почти 2,8 млрд. рублей. В перечне мер оптимизации – 17 позиций, в том числе сокращение фонда оплаты труда в областных органах власти на 10%, сокращение расходов на содержание госучреждений на 15%, сокращение расходов на транспортное обеспечение (в частности, будут проданы 34 автомобиля из автопарка правительства). Экономия расходов на госуправление в области составит не менее 1 млрд. рублей.
Также будет оптимизирована система органов исполнительной власти Самарской области. Например, госинспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники будет присоединена к Министерству сельского хозяйства и продовольствия. Будет ликвидирован ряд госучреждений, в том числе Региональное агентство по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Это позволит сократить около 70 штатных единиц.
Это лишь часть запланированных мер. Работу по изысканию резервов для сокращения расходов должны продолжать в каждом органе исполнительной власти области. В частности, будет проведен аудит средств на закупку и обслуживание информационных систем в органах власти и подведомственных учреждениях. По итогам будут подготовлены предложения по оптимизации соответствующих затрат.Такую же работу должны проделать и власти в городах и районах. Расходы на муниципальное управление в области в 2017 году должны быть уменьшены более чем на 1,8 млрд. рублей. Максимальная сумма таких трат в этом году будет определена для каждого муниципалитета индивидуально. Не коснется сокращение только учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта и многофункциональных центров по оказанию государственных и муниципальных услуг.
Ответственность на местах
Министр управления финансами областного правительства С.С.Кандеев в ходе совещания обратил внимание на тот факт, что часть муниципалитетов, находясь в сложной бюджетной ситуации, сами теряют источники дохода. В частности, упала собираемость земельного налога, а задолженность по итогам 2016 года составляет 934 млн. рублей. Лидер среди неплательщиков – Октябрьск, город на первом месте и по объему недополученных субсидий из вышестоящих бюджетов.
«Причина в том, что город не решает целый комплекс вопросов. Смысл стимулирующих субсидий, которые получают муниципалитеты, – в вовлечении в процесс всех людей. 90% взрослого населения должны знать, от чего зависит их получение. А если даже руководитель этого не знает, ничего не получится», – предупредил Н.И.Меркушкин и поручил главе города А.В.Гожая в кратчайшие сроки исправить ситуацию. Критические замечания в этой связи прозвучали и в адрес властей Елховского района. А вот руководство Сызрани, которая стала лидером по объему полученных стимулирующих субсидий, наоборот, привели в пример.
Но в целом разговор получился жестким – глава региона раскритиковал и работу ряда областных министерств. «В случае необходимости мы сократимся в правительстве в пять раз – и, уверяю, справимся с теми задачами, которые нам надо решать», – заявил губернатор.
Е.Анатольева.