Покорители небесных виражей
- Опубликовано 27.09.2023 08:28
«Скорость, ветер в лицо… и ощущение абсолютного счастья. Это нужно испытать самому, словами не передать!» – живо делится эмоциями после прыжка с парашютом Алексей Колесников. Начиная с 2021 года наш земляк – завсегдатай аэродрома «Бобровка» Кинельского района. Каждые выходные он приезжает в аэроклуб «за очередной порцией адреналина», на его счету 109 прыжков.
«Бобровка» – едва ли не единственное место в Самарской области, где ты можешь обучиться парашютному спорту у профессионалов, совершить полёт на самолёте и испытать неповторимый спектр эмоций, – отмечает Алексей уникальность аэроклуба. – Здесь работает первоклассная команда специалистов, надеюсь, уже совсем скоро стану её частью, инструктором по подготовке парашютистов-перворазников. А пока помогаю ребятам укладывать парашюты».
С Алексеем мы пересеклись на аэродроме совершенно случайно. Погода в минувшие выходные благоволила, небо было чистым для полётов, и корреспондент «ТЖ» отправился в одну из самых популярных туристических локаций Самарской области. Аэроклуб ежедневно встречает гостей из самых разных уголков нашего региона, но особенно многолюдно здесь в выходные дни.
«Загрузку тандемов разрешаю», – скомандовал в радиоэфире уверенный мужской голос. Руководил полётами лично начальник Самарского областного аэроклуба ДОСААФ, полковник запаса Геннадий Иванович Черковский (на фото слева). Этот человек – поистине глыба в истории самарской авиации. Военный лётчик первого класса со стажем военной службы свыше 30 лет, а лётной – более 40, он подарил «крылья» тысячам молодых авиаторов. В 2008 году его имя внесли в энциклопедию «Лучшие люди России». К нему в диспетчерскую вышку, откуда ведётся одновременный контроль обстановки и на земле, и в воздухе, мы и направились первым делом.
Детство Геннадия Ивановича прошло на небольшом хуторе в Латвии. В радиусе 3 км не было ни единого селения, да и особого выбора детских забав тоже, и только пролетающие время от времени самолёты будоражили кровь юного мальчишки. В школьной библиотеке от корки до корки он перечитал все книги о самолётах и лётчиках, пожалуй, одними из самых культовых для него стали произведения Анатолия Маркуши «Вам – взлёт!» и «33 ступеньки в небо». В душе Геннадия горела мечта – стать лётчиком, и даже неодобрение родителей и серьёзный конкурс не помешали ему в 1969 году поступить в Армавирское высшее военное училище лётчиков. После его окончания молодой парень остался работать там инструктором. С тех пор всю жизнь занимался подготовкой лётчиков. В 80-х Геннадий Иванович перевёлся в самое престижное на тот момент Качинское высшее военное авиационное училище, откуда поступил в Военно-воздушную академию им.Гагарина и впоследствии был назначен заместителем командира полка по лётной подготовке. С Самарой судьба связала его в 1996 году, где он начал работать начальником Центра спортивной подготовки военно-воздушных сил.
Отдушиной для нашего героя был и остаётся авиаспорт. Геннадий Черковский носит звание мастера спорта и является трёхкратным абсолютным чемпионом СССР по самолётному спорту на реактивных самолётах. В 2000 году наш герой уволился с военной службы, однако лётную биографию продолжает до сих пор. Сейчас ему 71 год, он по-прежнему уверенно держит в руках штурвал и мастерски владеет «стальными крыльями». Безусловно, профессионализм такого уровня заслуживает глубочайшего уважения и восхищения!
Акцент на образование и воспитание
Аэроклуб ДОСААФ «Бобровка» – это детище Геннадия Ивановича, поэтому никто лучше не расскажет историю его зарождения.
Самарский аэроклуб был открыт ещё в начале тридцатых годов прошлого века. За 7 довоенных лет на его площадках подготовлено более 2 тысяч лётчиков, парашютистов, планеристов. В годы Великой Отечественной войны здесь базировалась первая запасная авиабригада ВВС РККА. После войны аэродром стал домом для истребительного авиаполка. Сейчас о военном прошлом «Бобровки» напоминает лишь устремлённый в небо истребитель Су-9 на бетонном постаменте.
– В 90-е годы здесь не только обучали спортсменов, но и проводили переподготовку лётчиков, а также выполняли задачи по перевозке команд Министерства обороны. На тот период у нас имелось с десяток транспортных самолётов. Воздушные трассы наших авиабортов пролегали от Владивостока до Калининграда, – отмечает масштабы деятельности начальник авиаклуба. – Вертолётчики и парашютисты клуба – неоднократные чемпионы международных соревнований. Масштабные реорганизации, происходившие в стране в 90-е годы, не обошли стороной и наш клуб, в 1998 году его расформировали. Однако аэродром сам по себе представлял уникальную ценность, на протяжении всей своей истории он обеспечивал воздушную оборону областного центра и ряда других стратегических объектов. Взлётно-посадочная полоса соответствует всем требованиям и способна принимать любые типы авиатехники, даже Боинги. К счастью, аэродром не забросили, на руководящем уровне было принято решение его сохранить и передать в ДОСААФ. Так, в 2000 году появился наш авиаклуб «Бобровка», который за время своего существования неоднократно признавался лучшим в стране.
Геннадию Ивановичу удалось собрать вокруг себя команду единомышленников, преданных своему делу – это бывшие военные, офицеры запаса. Гордость самарского аэроклуба – военно-спортивный лагерь «Авиатор». Главным образом он ориентирован на работу с детьми-сиротами, ребятами, оставшимися без попечения родителей, воспитанниками детских домов и школ-интернатов и так называемыми трудными подростками. Продолжительность каждой смены – три недели, в общей сложности за лето около тысячи несовершеннолетних наряду с общим оздоровлением проходили военно-патриотическую подготовку, с энтузиазмом прыгали с парашютом, изучали самолёты и даже поднимались в небо на Ан-2 в сопровождении инструктора. Под надёжным и заботливым крылом начальника аэроклуба многие хулиганы действительно преображались и начинали иначе смотреть на жизнь. В 2009 году лагерь «Авиатор» был признан лучшим в Самарской области. К большому сожалению, пандемия притормозила набранный темп работы, а ряд бюрократических вопросов вынудил свернуть проект. Сегодня речь идёт о создании на базе аэроклуба областного центра патриотического воспитания молодёжи, ведь на огромной территории более чем в 600 га все условия для этого есть.
По инициативе опять же Геннадия Черковского уже много лет успешно работает учебно-авиационный центр. Специалисты аэроклуба ведут подготовку по нескольким видам спорта – самолётному, парашютному и авиамодельному. В рамках областной программы развития малой авиации здесь могут обучаться лётному делу не только спортсмены, но и любители.
Ежегодно «Бобровка» становится ареной для соревнований парашютистов и зрелищных авиашоу, ну и, конечно, невозможно представить самарские праздники без участия авиации.
Сложный пилотаж
Технопарк самарского аэроклуба насчитывает 18 летательных аппаратов. Як-52, А-27М, Ан-2, самолёт-амфибия Че-22 «Корвет», «Вильга-35А» и сверхлёгкий самолёт WT-9 Dynamic – по этим моделям можно изучать историю отечественной авиации. Есть здесь и своеобразный музей под открытым небом. Среди крылатых экспонатов – знаменитый и легкоузнаваемый всеми «кукурузник» Ан-2 и МиГ-21. С действующими единицами и раритетами нас познакомил заместитель начальника клуба по лётной подготовке, лётчик-истребитель, капитан запаса Ринат Маратович Рахматуллин. Как и все люди неба, самолётами он заболел ещё в детстве, мечтал служить в боевом полку.
– Мне встречалось множество препятствий, в военкомате мне говорили: «У тебя не получится», не менее скептически отнеслись к моему выбору и знакомые. А я всегда знал, что буду летать! – рассказывает лётчик о своём пути к мечте. – Поступил в Краснодарское высшее военное авиационное училище, на пятом курсе летал на МиГ-29, тогда со всей России набирали группу из 20 человек, и я попал в это число счастливчиков. Во время службы охранял рубежи нашего государства, перехватывал американцев, японцев, часто был в командировках, где выполнял боевые задачи.
За лётную карьеру Ринат Маратович освоил 9 боевых самолетов и 1 гражданский. Виртуозное маневрирование и абсолютное чувство самолёта – это то, что явно отличает этого амбициозного лётчика, и в том мы смогли убедиться лично. В этот день были запланированы тренировочные полёт – он усиленно готовится к всероссийским соревнованиям.
Всего несколько метров разгона и стальные крылья Як-52 взмыли в небо. На протяжении 20 минут Ринат Рахматуллин демонстрировал головокружительные фигуры сложного пилотажа. Вот самолёт набирает скорость и устремляет нос вверх, а уже в следующую секунду летит вниз, словно подбитая птица, а ещё через несколько мгновений возрождается, словно феникс – в такие моменты сердце замирало от волнения, но разум понимал – ситуация под полным контролем лётчика.
Тем временем на противоположном конце аэродрома кружил Ан-2, готовый к выпуску парашютистов-перворазников. «388, площадка, пристрелку разрешаю» – сигнализировала инструктор по парашютной подготовке, прапорщик Алла Григорьевна Конышева. И в небе один за другим стали раскрываться белоснежные купола. «Третий, заднюю лямку подтяни… первый – ноги вместе», – регулировал процесс приземления инструктор. Алла Григорьевна – легенда аэроклуба! Мастер спорта международного класса по парашютному спорту, на её счету 11 тысяч прыжков, 12 мировых и 2 всесоюзных рекорда.
В 12 лет Алла Григорьевна впервые увидела показательные прыжки спортсменов-парашютистов, детскому восторгу не было предела. «Я тоже буду парашютисткой!» – твёрдо решила бойкая девчушка. И стала! Мастерству обучалась в Ташкентском аэроклубе, метеоусловия в этой стране оптимальные для занятий парашютным спортом. Бесстрашная девушка на протяжении нескольких лет входила в группу парашютистов-испытателей.
– Это сейчас при облачности прыжки запрещают, а тогда мы работали в любую погоду: низкая облачность, идёт снег, стропы промёрзли – а задание ты выполнить обязан. Бывало, испытываемый парашют отказывал, но спасал запасной, – рассказывает о военной службе Алла Конышева. Звание мастера спорта ей было присвоено за ночные прыжки в составе группы из 4 и 8 человек и выполнение элементов групповой акробатики. Четыре года назад завершила свою спортивную деятельность. «На мой век прыжков достаточно», – отшучивается она.
Рассредоточившиеся по площадке перворазники приходили в чувство от пережитых эмоций и собирали парашюты. Максим приехал из Тольятти и совершил первый в своей жизни прыжок:
– Ощущения отличные! Перед прыжком, как положено, прошли подробный инструктаж от Сергея Алековича, спасибо ему. Было лёгкое волнение, а в целом не страшно. Я человек, привыкший к экстриму, по профессии – промышленный альпинист. Спасибо за эмоции моему брату, это он подарил мне на день рождения сертификат на прыжок с парашютом. Думаю, не последний раз приезжаем.
Н.Глазкова