Покорители небесных виражей

Покорители  небесных  виражей«Скорость, ветер в лицо… и ощущение абсолютного счастья. Это нужно испытать самому, словами не передать!» – живо делится эмоциями после прыжка с парашютом Алексей Колесников. Начиная с 2021 года наш земляк – завсегдатай аэродрома «Бобровка» Кинельского района. Каждые выходные он приезжает в аэроклуб «за очередной порцией адреналина», на его счету 109 прыжков.

Покорители  небесных  виражей«Бобровка» – едва ли не единственное место в Самарской области, где ты можешь обучиться парашютному спорту у профессионалов, совершить полёт на самолёте и испытать неповторимый спектр эмоций, – отмечает Алексей уникальность аэроклуба. – Здесь работает первоклассная команда специалистов, надеюсь, уже совсем скоро стану её частью, инструктором по подготовке парашютистов-перворазников. А пока помогаю ребятам укладывать парашюты».

С Алексеем мы пересеклись на аэродроме совершенно случайно. Погода в минувшие выходные благоволила, небо было чистым для полётов, и коррес­пондент «ТЖ» отправился в одну из самых популярных турис­тических локаций Самарской области. Аэроклуб ежедневно встречает гостей из самых разных уголков нашего региона, но особенно многолюдно здесь в выходные дни.

Покорители  небесных  виражей«Вам – взлёт!»

«Загрузку тандемов разрешаю», – скомандовал в радио­эфире уверенный мужской голос. Руководил полётами лично начальник Самарского областного аэроклуба ДОСААФ, полковник запаса Геннадий Иванович Черковский (на фото слева). Этот человек – поистине глыба в истории самарской авиации. Военный лётчик первого класса со стажем военной службы свыше 30 лет, а лётной – более 40, он подарил «крылья» тысячам молодых авиаторов. В 2008 году его имя внесли в энциклопедию «Лучшие люди России». К нему в диспетчерскую вышку, откуда ведётся одновременный контроль обстановки и на земле, и в воздухе, мы и направились первым делом.

Детство Геннадия Ивановича прошло на небольшом хуторе в Латвии. В радиусе 3 км не было ни единого селения, да и особого выбора детских забав тоже, и только пролетающие время от времени самолёты будоражили кровь юного мальчишки. В школьной библиотеке от корки до корки он перечитал все книги о самолётах и лётчиках, пожалуй, одними из самых культовых для него стали произведения Анатолия Маркуши «Вам – взлёт!» и «33 ступеньки в небо». В душе Геннадия горела мечта – стать лётчиком, и даже неодобрение родителей и серьёзный конкурс не помешали ему в 1969 году поступить в Армавирское высшее военное училище лётчиков. После его окончания молодой парень остался работать там инструктором. С тех пор всю жизнь занимался подготовкой лётчиков. В 80-х Геннадий Иванович перевёлся в самое престижное на тот момент Качинское высшее военное авиационное училище, откуда поступил в Военно-воздушную академию им.Гагарина и впоследствии был назначен заместителем командира полка по лётной подготовке. С Самарой судьба связала его в 1996 году, где он начал работать начальником Центра спортивной подготовки военно-воздушных сил.

Отдушиной для нашего героя был и остаётся авиаспорт. Геннадий Черковский носит звание мастера спорта и является трёхкратным абсолютным чемпионом СССР по самолётному спорту на реактивных самолётах. В 2000 году наш герой уволился с военной службы, однако лётную биографию продолжает до сих пор. Сейчас ему 71 год, он по-прежнему уверенно держит в руках штурвал и мастерски владеет «стальными крыльями». Безусловно, профессионализм такого уровня заслуживает глубочайшего уважения и восхищения!

Акцент на образование и воспитание

Аэроклуб ДОСААФ «Боб­ровка» – это детище Геннадия Ивановича, поэтому никто лучше не расскажет историю его зарождения.

Самарский аэроклуб был открыт ещё в начале тридцатых годов прошлого века. За 7 довоенных лет на его площадках подготовлено более 2 тысяч лётчиков, парашютистов, планерис­тов. В годы Великой Отечественной войны здесь базировалась первая запасная авиабригада ВВС РККА. После войны аэродром стал домом для истребительного авиаполка. Сейчас о военном прошлом «Бобровки» напоминает лишь устремлённый в небо истребитель Су-9 на бетонном постаменте.

– В 90-е годы здесь не только обучали спортсменов, но и проводили переподготовку лётчиков, а также выполняли задачи по перевозке команд Министерства обороны. На тот период у нас имелось с десяток транспортных самолётов. Воздушные трассы наших авиабортов пролегали от Владивостока до Калининграда, – отмечает масштабы деятельности начальник авиаклуба. – Вертолётчики и парашютисты клуба – неоднократные чемпионы международных соревнований. Масштабные реорганизации, происходившие в стране в 90-е годы, не обошли стороной и наш клуб, в 1998 году его расформировали. Однако аэродром сам по себе представлял уникальную ценность, на протяжении всей своей истории он обеспечивал воздушную оборону областного центра и ряда других стратегических объектов. Взлётно-посадочная полоса соответствует всем требованиям и способна принимать любые типы авиатехники, даже Боинги. К счастью, аэродром не забросили, на руководящем уровне было принято решение его сохранить и передать в ДОСААФ. Так, в 2000 году появился наш авиаклуб «Боб­ровка», который за время своего существования неоднократно признавался лучшим в стране.

Геннадию Ивановичу удалось собрать вокруг себя команду единомышленников, преданных своему делу – это бывшие военные, офицеры запаса. Гордость самарского аэроклуба – военно-спортивный лагерь «Авиатор». Главным образом он ориентирован на работу с детьми-сиротами, ребятами, оставшимися без попечения родителей, воспитанниками детских домов и школ-интернатов и так называемыми трудными подростками. Продолжительность каждой смены – три недели, в общей сложности за лето около тысячи несовершеннолетних наряду с общим оздоровлением проходили военно-патриотическую подготовку, с энтузиазмом прыгали с парашютом, изучали самолёты и даже поднимались в небо на Ан-2 в сопровождении инструктора. Под надёжным и заботливым крылом начальника аэроклуба многие хулиганы действительно преображались и начинали иначе смотреть на жизнь. В 2009 году лагерь «Авиатор» был признан лучшим в Самарской области. К большому сожалению, пандемия притормозила набранный темп работы, а ряд бюрократических вопросов вынудил свернуть проект. Сегодня речь идёт о создании на базе аэроклуба областного центра патриотического воспитания молодёжи, ведь на огромной территории более чем в 600 га все условия для этого есть.

По инициативе опять же Геннадия Черковского уже много лет успешно работает учебно-авиационный центр. Специалисты аэроклуба ведут подготовку по нескольким видам спорта – самолётному, парашютному и авиамодельному. В рамках областной программы развития малой авиации здесь могут обучаться лётному делу не только спортсмены, но и любители.

Ежегодно «Бобровка» становится ареной для соревнований парашютистов и зрелищных авиа­шоу, ну и, конечно, невозможно представить самарские праздники без участия авиации.

Сложный пилотаж

Технопарк самарского аэроклуба насчитывает 18 летательных аппаратов. Як-52, А-27М, Ан-2, самолёт-амфибия Че-22 «Корвет», «Вильга-35А» и сверхлёгкий самолёт WT-9 Dynamic – по этим моделям можно изучать историю отечественной авиации. Есть здесь и своеобразный музей под открытым небом. Среди крылатых экспонатов – знаменитый и легкоузнаваемый всеми «кукурузник» Ан-2 и МиГ-21. С действующими единицами и раритетами нас познакомил заместитель начальника клуба по лётной подготовке, лётчик-истребитель, капитан запаса Ринат Маратович Рахматуллин. Как и все люди неба, самолётами он заболел ещё в детстве, мечтал служить в боевом полку.

– Мне встречалось множес­тво препятствий, в военкомате мне говорили: «У тебя не получится», не менее скептически отнеслись к моему выбору и знакомые. А я всегда знал, что буду летать! – рассказывает лётчик о своём пути к мечте. – Поступил в Краснодарское высшее военное авиационное училище, на пятом курсе летал на МиГ-29, тогда со всей России набирали группу из 20 человек, и я попал в это число счастливчиков. Во время службы охранял рубежи нашего государства, перехватывал американцев, японцев, часто был в командировках, где выполнял боевые задачи.

За лётную карьеру Ринат Маратович освоил 9 боевых самолетов и 1 гражданский. Виртуозное маневрирование и абсолютное чувство самолёта – это то, что явно отличает этого амбициозного лётчика, и в том мы смогли убедиться лично. В этот день были запланированы тренировочные полёт – он усиленно готовится к всероссийским соревнованиям.

Всего несколько метров разгона и стальные крылья Як-52 взмыли в небо. На протяжении 20 минут Ринат Рахматуллин демонстрировал головокружительные фигуры сложного пилотажа. Вот самолёт набирает скорость и устремляет нос вверх, а уже в следующую секунду летит вниз, словно подбитая птица, а ещё через несколько мгновений возрождается, словно феникс – в такие моменты сердце замирало от волнения, но разум понимал – ситуация под полным контролем лётчика.  

Покорители  небесных  виражейЛегенда аэроклуба

Тем временем на противоположном конце аэродрома кружил Ан-2, готовый к выпуску парашютистов-перворазников. «388, площадка, пристрелку разрешаю» – сигнализировала инструктор по парашютной подготовке, прапорщик Алла Григорьевна Конышева. И в небе один за другим стали раскрываться белоснежные купола. «Третий, заднюю лямку подтяни… первый – ноги вместе», – регулировал процесс приземления инструктор. Алла Григорьевна – легенда аэроклуба! Мастер спорта международного класса по парашютному спорту, на её счету 11 тысяч прыжков, 12 мировых и 2 всесоюзных рекорда.

В 12 лет Алла Григорьевна впервые увидела показательные прыжки спортсменов-парашютистов, детскому восторгу не было предела. «Я тоже буду парашютисткой!» – твёрдо решила бойкая девчушка. И стала! Мастерству обучалась в Ташкентском аэроклубе, метеоусловия в этой стране оптимальные для занятий парашютным спортом. Бесстрашная девушка на протяжении нескольких лет входила в группу парашютистов-испытателей.

– Это сейчас при облачности прыжки запрещают, а тогда мы работали в любую погоду: низкая облачность, идёт снег, стропы промёрзли – а задание ты выполнить обязан. Бывало, испытываемый парашют отказывал, но спасал запасной, – рассказывает о военной службе Алла Конышева. Звание мастера спорта ей было присвоено за ночные прыжки в составе группы из 4 и 8 человек и выполнение элементов групповой акробатики. Четыре года назад завершила свою спортивную деятельность. «На мой век прыжков достаточно», – отшучивается она.  

Рассредоточившиеся по площадке перворазники приходили в чувство от пережитых эмоций и собирали парашюты. Максим приехал из Тольятти и совершил первый в своей жизни прыжок:

– Ощущения отличные! Перед прыжком, как положено, прошли подробный инструктаж от Сергея Алековича, спасибо ему. Было лёгкое волнение, а в целом не страшно. Я человек, привыкший к экстриму, по профессии – промышленный альпинист. Спасибо за эмоции моему брату, это он подарил мне на день рождения сертификат на прыжок с парашютом. Думаю, не последний раз приезжаем.

Н.Глазкова

Покорители  небесных  виражей

Фотографии из галереи

Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail