Ответственная миссия – дарить любовь

Ответственная  миссия  –  дарить  любовь

Социальный педагог – профессия современная и не менее актуальная, чем специалист в области компьютерных технологий. К сожалению, у нас обильно цветут многие социальные проблемы: алкоголизм, наркомания, безработица, социальное сиротство, преступность... 

Печальнее всего, что к этому имеют отношение дети и подростки. Социальных педагогов можно назвать инженерами неокрепших душ, они вникают в проблемы неблагополучных семей, помогают адаптироваться в социуме и в дальнейшей жизни. Об особенностях профессии мы беседуем со Светланой Александровной Кириной, за плечами которой более 25 лет работы на данном поприще.

Светлана Александровна, расскажите, как Вы пришли в профессию?

– Я хотела быть педагогом, как мама, но строгий папа сказал, что ему достаточно одного педагога в семье и настоял, чтобы я поступила в электро-технический институт связи. Первый год после окончания института я работала в СХТ преподавателем дисциплины «электронные приборы и электрические машины». Потом ушла в первую школу, где набирали социальных педагогов, и проработала там 11 лет, а потом – в Центр «Семья».

Что это за профессия «Социальный педагог»? Чем вы занимаетесь?

– Я работаю с семьями, находящимися в социально опасном положении, то есть, где родители устраняются от воспитания и содержания своих несовершеннолетних детей. Как правило, они не осознают своей проблемы и сами за помощью не обращаются, поэтому на первом этапе мы (я тесно взаимодействую со всеми профилактическим службами района: школами, детскими садами, полицией и комиссией по делам несовершеннолетних) выявляем такие семьи, затем диагностируем их, ищем причины возникновения неблагополучия и работаем над их устранением. Формы и методы разные: беседы, социальный патронаж, консультации, индивидуальная психологическая работа. В данный момент у меня на сопровождении 33 семьи по всему району. Моя цель – создание благоприятных условий для полноценного развития ребенка в условиях родной семьи.

А что именно Вас привлекает в деятельности социального педагога, ведь работа эта непростая?

– Прежде всего я получаю удовлетворение от результата. В этом году при содействии всех заинтересованных служб удалось пролечить от алкогольной зависимости четырех мам, в прошлом году – 2. Благодаря этому дети остались с родителями.

Кроме того мне повезло, что я работаю в дружном, сплоченном коллективе неравнодушных людей. Проблемы семей, состоящих на патронаже в комплексном центре, каждый воспринимает как свои личные, поэтому есть отдача и хорошая динамика.

В каждой профессии есть свои сложности. Непосредственно в Вашей работе какие сложности встречаются?

– Наверное, самое сложное – донести до родителя, что у него есть проблемы, из-за которых страдает ребенок, и настроить его на сотрудничество и взаимопомощь. То есть, выстроить доверительные отношения с такой семьей и сподвигнуть ее на приобщение к здоровому образу жизни.

Еще одна сложность – безграмотные родители, раньше такого практически не было. Мамы, которые не умеют читать и писать, социально изолированы от общества. Они даже не могут самостоятельно оформить социальные пособия. Таких приходится «водить за ручку» и все оформлять.

Вы упомянули о доверительном отношении. А как его выстроить, особенно с детьми из такой семьи?

– Самое главное, не пугать их своим появлением, быть доброжелательно настроенной, чтобы они видели в тебе не тетю, которая пришла наказать, а друга. Важно позволять детям быть самими собой, дать им возможность раскрыться, научить их радоваться каждому мгновению жизни, поверить в свои силы.

А как Вы относитесь к таким фразам: «дети сегодня злые и жестокие», «трудный ребенок», «сложный подросток»?

– Плохих детей не бывает, бывают безответственные родители. Характер ребенка формируется под прессом проблем, с которыми он не в состоянии справиться один. Например, сложные отношения в семье, и вот, пожалуйста, – ребенок замыкается в себе или же начинает «мстить» всему миру за свою необустроенность. Ведь нам приходится решать даже вопросы по организации питания в школе, досуга в послеурочное время (привлекать к занятиям в спортивных секциях, кружках по интересам), обеспечивать одеждой и обувью через «банк вещей»... Трудными детей делает их окружение, в первую очередь, семья. Ребенок страдает, выражая свои внутренние переживания в опасной форме для себя или окружающего его общества. Поэтому не надо клеить на них ярлыки, надо решать проблему.

Как Вы думаете, что важнее – призвание педагога или его образование?

– Одно без другого существовать не может, или может, но менее эффективно. Хорошее образование необходимо, но никакие теоретические знания не помогут уговорить маму пролечиться от алкогольной зависимости, убедить ребенка поверить в свои силы. Если работа не приносит удовлетворения, а без призвания к педагогике его не получить, то никакие научные догмы не помогут добиваться качественного результата.

О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить профессию социального педагога?

– В 2015 году на курсах повышения квалификации мне запомнилось высказывание лектора из Саратова. Он говорил, что социальный педагог – это семейный терапевт, но его ошибки, в отличие от врачебных, отражаются на жизни не одного человека, а нескольких поколениях. У социального педагога ответственная, но прекрасная миссия – дарить свою любовь людям и делать их счастливыми! И воплощать ее в жизнь нужно с удовольствием. Как говорил Лев Николаевич Толстой: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь». В этих словах и заключается смысл нашей работы.

Беседу вела О.Горбунова.

Фотографии из галереи

Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail