Ответственная миссия – дарить любовь
- Опубликовано 06.10.2020 19:45
Социальный педагог – профессия современная и не менее актуальная, чем специалист в области компьютерных технологий. К сожалению, у нас обильно цветут многие социальные проблемы: алкоголизм, наркомания, безработица, социальное сиротство, преступность...
Печальнее всего, что к этому имеют отношение дети и подростки. Социальных педагогов можно назвать инженерами неокрепших душ, они вникают в проблемы неблагополучных семей, помогают адаптироваться в социуме и в дальнейшей жизни. Об особенностях профессии мы беседуем со Светланой Александровной Кириной, за плечами которой более 25 лет работы на данном поприще.
Светлана Александровна, расскажите, как Вы пришли в профессию?
– Я хотела быть педагогом, как мама, но строгий папа сказал, что ему достаточно одного педагога в семье и настоял, чтобы я поступила в электро-технический институт связи. Первый год после окончания института я работала в СХТ преподавателем дисциплины «электронные приборы и электрические машины». Потом ушла в первую школу, где набирали социальных педагогов, и проработала там 11 лет, а потом – в Центр «Семья».
Что это за профессия «Социальный педагог»? Чем вы занимаетесь?
– Я работаю с семьями, находящимися в социально опасном положении, то есть, где родители устраняются от воспитания и содержания своих несовершеннолетних детей. Как правило, они не осознают своей проблемы и сами за помощью не обращаются, поэтому на первом этапе мы (я тесно взаимодействую со всеми профилактическим службами района: школами, детскими садами, полицией и комиссией по делам несовершеннолетних) выявляем такие семьи, затем диагностируем их, ищем причины возникновения неблагополучия и работаем над их устранением. Формы и методы разные: беседы, социальный патронаж, консультации, индивидуальная психологическая работа. В данный момент у меня на сопровождении 33 семьи по всему району. Моя цель – создание благоприятных условий для полноценного развития ребенка в условиях родной семьи.
А что именно Вас привлекает в деятельности социального педагога, ведь работа эта непростая?
– Прежде всего я получаю удовлетворение от результата. В этом году при содействии всех заинтересованных служб удалось пролечить от алкогольной зависимости четырех мам, в прошлом году – 2. Благодаря этому дети остались с родителями.
Кроме того мне повезло, что я работаю в дружном, сплоченном коллективе неравнодушных людей. Проблемы семей, состоящих на патронаже в комплексном центре, каждый воспринимает как свои личные, поэтому есть отдача и хорошая динамика.
В каждой профессии есть свои сложности. Непосредственно в Вашей работе какие сложности встречаются?
– Наверное, самое сложное – донести до родителя, что у него есть проблемы, из-за которых страдает ребенок, и настроить его на сотрудничество и взаимопомощь. То есть, выстроить доверительные отношения с такой семьей и сподвигнуть ее на приобщение к здоровому образу жизни.
Еще одна сложность – безграмотные родители, раньше такого практически не было. Мамы, которые не умеют читать и писать, социально изолированы от общества. Они даже не могут самостоятельно оформить социальные пособия. Таких приходится «водить за ручку» и все оформлять.
Вы упомянули о доверительном отношении. А как его выстроить, особенно с детьми из такой семьи?
– Самое главное, не пугать их своим появлением, быть доброжелательно настроенной, чтобы они видели в тебе не тетю, которая пришла наказать, а друга. Важно позволять детям быть самими собой, дать им возможность раскрыться, научить их радоваться каждому мгновению жизни, поверить в свои силы.
А как Вы относитесь к таким фразам: «дети сегодня злые и жестокие», «трудный ребенок», «сложный подросток»?
– Плохих детей не бывает, бывают безответственные родители. Характер ребенка формируется под прессом проблем, с которыми он не в состоянии справиться один. Например, сложные отношения в семье, и вот, пожалуйста, – ребенок замыкается в себе или же начинает «мстить» всему миру за свою необустроенность. Ведь нам приходится решать даже вопросы по организации питания в школе, досуга в послеурочное время (привлекать к занятиям в спортивных секциях, кружках по интересам), обеспечивать одеждой и обувью через «банк вещей»... Трудными детей делает их окружение, в первую очередь, семья. Ребенок страдает, выражая свои внутренние переживания в опасной форме для себя или окружающего его общества. Поэтому не надо клеить на них ярлыки, надо решать проблему.
Как Вы думаете, что важнее – призвание педагога или его образование?
– Одно без другого существовать не может, или может, но менее эффективно. Хорошее образование необходимо, но никакие теоретические знания не помогут уговорить маму пролечиться от алкогольной зависимости, убедить ребенка поверить в свои силы. Если работа не приносит удовлетворения, а без призвания к педагогике его не получить, то никакие научные догмы не помогут добиваться качественного результата.
О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить профессию социального педагога?
– В 2015 году на курсах повышения квалификации мне запомнилось высказывание лектора из Саратова. Он говорил, что социальный педагог – это семейный терапевт, но его ошибки, в отличие от врачебных, отражаются на жизни не одного человека, а нескольких поколениях. У социального педагога ответственная, но прекрасная миссия – дарить свою любовь людям и делать их счастливыми! И воплощать ее в жизнь нужно с удовольствием. Как говорил Лев Николаевич Толстой: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь». В этих словах и заключается смысл нашей работы.
Беседу вела О.Горбунова.