Хождение по мукам

В современном мире учеба в школе для ребенка и его родителей – бег с препятствиями по пересеченной местности. Каждый год – новые стандарты и требования, в предвкушении которых дети и родители испытывают серьезный стресс. Как контролировать учебу ребенка и не перегнуть палку? И в чем ошибка отцов и матерей, пытающихся вырастить из детей вундеркиндов? Постараемся в этом разобраться.

С самого начала августа мы видим на билбордах и в витринах изображения детей, весело шагающих в школу с рюкзаками и цветами. Однако многие ученики и их родители не разделяют радости «рекламных школьников». Это не значит, что все безрадостно и беспросветно – ведь в школе старые и новые друзья, интересные занятия и кружки и много других нескучных занятий... Но…

Пожалуй, в сентябре это «но» выходит на первое место. И не важно, идет ли ребенок «первый раз в первый класс» или уже оканчивает школу, жизнь ставит перед учениками и их родителями новые проблемы, которые не всегда легко решить. Образовательная система в постоянной динамике. Сегодня вся школа учится по учебнику Иванова, завтра по программе Петрова, а послезавтра только автор Сидоров признается достойным специалистом. От такой путаницы голова идет кругом.

Перед началом нового учебного года ТАСС опубликовала сообщение, полученное от ряда мировых аналитических компаний. Речь шла об оценке уровня эмоционального состояния школьников России. Оказалось, что школьники нашей страны больше, чем школьники из других государств испытывают стресс из-за процесса учебы. На втором месте по данному параметру оказался Китай, а третье место заняла Германия.

 

В процентном соотношении ситуация выглядит следующим образом: 79% российских школьников испытывают стресс от учебы, в Китае – 64%, в Германии – 61%. Интересно, что 68% российских учителей сообщили: детям и подросткам в учебе в значительной степени мешает чувство тревоги и неуверенность в себе.

 

Уже с первого класса родители начинают задумываться, каких чада подготовятся к Единому государственному экзамену. Сложно поспорить с тем, что это событие важно и, отчасти, определяет дальнейшую судьбу школьника, но, как и в любом деле, не стоит переступать допустимые рамки и пренебрегать разумными методами воспитания. Вспоминается расхожий анекдот «Уроки сделаны: мать охрипла, дочь оглохла, соседи выучили все наизусть, собака пересказала». И было бы смешно, если бы не было так грустно. Но, как известно, в любой шутке – лишь доля шутки. В действительности во многих семьях все так и происходит. Правда, если одни практикуют метод «кнута и пряника», стараясь добиться успехов в учебе ребенка, обещая дорогие подарки (как правило, модные гаджеты), то у других ситуация складывается гораздо плачевнее – дело доходит до оскорблений и рукоприкладства.

Приведу реальный пример из жизни. У знакомых по-соседству живет молодая семья. Шумоизоляция в многоквартирном доме такова, что отчетливо слышно, какие методы воспитания применяют родители к своей маленькой дочери. Сейчас девочка учится в 4-м классе и науки явно даются ей с огромным трудом. Однако проблемы в семье начались задолго до этого. Складывается впечатление, что ребенок никому не нужен. Сложно припомнить, чтобы отец или мать нежно приголубили дочь, похвалили за что-то. За стенами постоянно стоит крик. С началом учебы поводов накричать и поднять руку на чадо прибавилось. Битый час делая уроки, мать не стесняется в выражениях. «Тупая», «дура» – это, пожалуй, самое безобидное, что можно услышать. Мамаша даже грозится сдать ребенка в детский дом. А уж если отвесит оплеуху, так от души. Замечу, на секундочку, что эта дама работает воспитателем в детском саду. Жесткая методика желанного эффекта не дает, но зато детскую психику ломает. Все чаще у девочки случаются припадки: она падает на пол и буквально захлебывается от слез, кашля и рвоты. Девочка живет в постоянном страхе и возвращаясь из школы с плохой оценкой, начинает молиться. Она просит у Бога забрать ее к себе. Вы только вдумайтесь, до какого состояния довели ребенка! За будущеедевочки становится страшно. О какой успешной личности и счастливой жизни можно вести речь, если у человека с юных лет покалечена нервная система?

Нельзя ставить успехи в школе превыше здоровья ребенка. «Зачастую завышенные требования родителей задают слишком высокую планку для конкретного ребенка, что может вызвать снижение мотивации, самооценки, что будет все больше затруднять процесс обучения», – утверждает психолог Анхель Перальбо.

Родители совершают грубую ошибку, изо всех сил пытаясь воспитать из своего ребенка вундеркинда, а в дальнейшем – выдающуюся личность. Но разве можно требовать от ребенка больше, чем ему дано?.. Далеко не все вырастут преуспевающими бизнесменами или учеными. Истории известно немало личностей, которые в школе слыли отъявленными хулиганами и двоечниками, однако сделали успешную карьеру и стали счастливыми людьми. Просто поддержите ребенка, помогите ему найти свою дорогу в жизни.

Н.Глазкова.

Фотографии из галереи

Мы любим спорт!
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail