Задача каждого – найти своё место в жизни

Задача  каждого  –  найти  своё  место  в  жизни

Стратегию развития и модернизации жизни россиян на ближайшие годы отражают национальные проекты, одобренные президентом Владимиром Владимировичем Путиным. Одним из самых масштабных стал проект «Образование», рассчитанный на 6 лет. Как с его реализацией изменится образовательная среда в школах? Какие новые должности станут доступны учителям? Где в Кинель-Черкасском районе откроются Центры цифрового и гуманитарного образования? Об этих и других важных переменах мы беседуем с руководителем Отрадненского управления министерства образования и науки Самарской области Владимиром Ивановичем Гусаровым.

Курс на цифровизацию школ

Нацпроект «Образование» подразумевает, в первую очередь, цифровизацию образовательных учреждений. Речь идет об оснащении новой цифровой техникой и обеспечении высокоскоростным Интернетом. В городских школах скорость Интернета должна быть 100 Мбит/с, а в сельских не менее 50 Мбит/с. Крупные школы Кинель-Черкаского района на сегодняшний день уже имеют 100 Мбит/с. Да, есть маленькие школы, которые пока испытывают некоторые проблемы с Интернетом, здесь скорость на уровне 10-20 Мбит/с. Тем не менее, это не мешает проводить совещания с руководителями учреждений Отрадненского образовательного округа в формате видеоконференции. Нацпроект позволит, в том числе, и небольшие школы обеспечить высокоскоростным Интернетом.

Уже в сентябре-октябре этого года в Самарской области откроется 40 центров, из них три пилотные площадки будут находиться в Кинель-Черкасском районе – в Кротовке, а также в Кинель-Черкасских школах №1 и №2. Проект будет реализован за счет трех источников финансирования: федерального, областного и муниципального. Центры оснастят самой передовой цифровой техникой – компьютерами, 3D-принтерами и т.д. Вместе с главой района Сергеем Олеговичем Радько решено мобилизовать усилия муниципалитета, управляющего совета и бизнеса, открыть аналогичную площадку на базе Тимашевского образовательного центра. Хочу отметить, что это на сегодняшний день пока единственный прецедент инициативы главы муниципального образования в Самарской области. Воспользоваться возможностями новых центров смогут все учащиеся района, для этого планируется организовать подвозы детей. Надо понимать, что идет оптимизация образовательного процесса и оборудовать аналогичные центры в школе, где, например, в выпускном классе всего 5 человек, просто невомозможно.

Для чего нужны такие центры? Прежде всего их работа нацелена на повышение уровня подготовки школьников, будет способствовать уменьшению разрыва в качестве оборудования между городскими и сельскими школами.

Отмечу еще одну уникальную особенность Кинель-Черкасского района. На базе Станции юных техников по инициативе директора Петра Юрьевича Кирина создана и действует единственная в губернии передвижная мобильная лаборатория, которая ездит по району и, по сути, делает для сельских ребят доступной работу с робототехникой и прочими передовыми технологиями. Не знаю, как в стране, но аналогов лаборатории в Самарском регионе точно не существует. Это дает нам право говорить о том, что мы не просто идем в ногу со временем, а находимся на шаг впереди.

 

Уроки технологии – на новый уровень

Министерство образования РФ утвердило инновационную концепцию преподавания предмета «технология», что потребует оснащения школ новым оборудованием. Молоток и гвозди останутся в прошлом, уступив место станку с числовым программным управлением, технологиям цифрового моделирования и производства, робототехники и т.д.

В Кинель-Черкасском районе такие кабинеты тоже будут открыты, но не в этом году, поскольку в первую очередь должны заработать Центры цифрового и гуманитарного образования. Кабинеты технического направления появятся в школах с численностью не менее 500 учащихся и будут оснащены по последнему слову техники. Это поможет адаптировать детей к условиям современного производства.

 

Лидеры допобразования

Национальный проект, кроме прочего, нацелен на развитие творческих способностей детей. Кинель-Черкасский район, без преувеличения, является лидером в системе дополнительного образования – куда вовлечены более 80% школьников. Нацпроектом установлена планка в 80%, таким образом, мы ее уже выполнили. В ближайшее время будет сделан акцент на занятия в высокотехнологичных кружках и объединениях (робототехника, кванториумы). В числе приоритетных направлений остается военно-патриотическое воспитание. И вновь мы идем на опережение. Кадетские классы, военно-патриотические и военно-спортивные клубы, юнармейцы – все формы и условия созданы, приходи и занимайся.

 

«Учитель будущего»

Педагоги – это обычные люди, которым требуется мотивация в работе. Заработные платы и социальный пакет – не самые привлекательные, жилплощадью обеспечиваются единицы, хотя и областные, и районные власти над этим работают. Поэтому проект «Учитель будущего» нацелен на удовлетворение моральных потребностей учителей и предполагает проведение реформ в национальной системе учительского роста. Понятно, что не каждому суждено стать директором или завучем, но человеку необходимо проходить ступени профессионального роста. Сейчас в образовательной среде обсуждаются новые должности педагогических работников, отражающие их профессиональные успехи. К примеру, может официально закрепиться должность учителя-наставника.

Для того, чтобы работать в новой системе образования, переподготовку прошли 100% педагогов. Да, есть определенная потребность в учителях и, в частности, иностранных языков. Хотим мы того или нет, в ближайшие годы в список обязательных предметов ЕГЭ войдет иностранный язык. Будет действовать тот же принцип, что и с математикой, школьникам предоставят право выбора сдачи базового либо профильного уровня иностранного языка. Нужны педагоги эстетического уклона (музыка, рисование).

 

ЕГЭ и профориентация

В Кинель-Черкасском районе созданы все необходимые условия для получения качественного образования. Однако ключевая проблема качества состоит вовсе не в ЕГЭ и коррупции, а в мотивации учащегося к саморазвитию. Если человек не горит желанием учиться, он ничего не достигнет, насколько бы ни была комфортна образовательная среда. Как заинтересовать ученика? Максимально эффективной должна быть деятельность родителей и учителей. Ведь есть маленькие села, где отдельные родители возят своих детей в детские сады Кинель-Черкасс, потому что стремятся дать ребенку современное образование. С самого детства ребенок должен быть замотивирован на развитие, а для этого требуется конкурентная среда. Впрочем, был удивительный случай в Печиненской школе Богатовского района, где из 6 выпускников двое набрали на ЕГЭ 100 баллов по русскому языку. Конечно, надо отдать должное педагогу – молодому, энергичному, идейному. Но весомую роль сыграло стремление самих учащихся достичь высшего результата. Это лучшее подтверждение простой теории: если есть потребность, человек освоит нужный ему объем знаний. С другой стороны, если у школьника нет такой потребности и он не испытывает интереса к определенному кругу предметов, то это нужно понять и принять, в том числе, и родителям. В этом смысле считаю ЕГЭ подходящим механизмом для определения уровня подготовки выпускников. Ведь, согласитесь, мы не хотим попасть под нож хирурга, который купил экзамены. Практикуемая сегодня в России форма сдачи экзаменов минимизирует вероятность подобных случаев. Помню, как в свое время «ковали» золотых медалистов. Я и сам принимал экзамены и старался относиться к учащимся по-человечески. Сложно, конечно, исключить субъективный фактор. Поэтому более объективной проверки знаний, чем ЕГЭ не было и нет.

Юристов и экономистов мы подготовили огромное количество, но назовите мне преуспевающих юристов из этого числа. Большинство работают где угодно, но не получили профессионального развития. К счастью, люди начали это понимать. После 9 класса, как минимум, половина ребят идет по направлениям рабочих специальностей. В конце концов у нас есть Кинель-Черкасский сельскохозяйственный техникум и Отрадненский нефтяной техникум – учреждения, выпускающие отличных специалистов среднего звена. Мне известна масса примеров, когда одни оканчивали школу с большими амбициями и не достигали желаемого результата, а другие получали профессию в техникуме, работали на аграрном предприятии, строили дома, создавали семьи и были счастливы – они нашли свое место в жизни.

Беседовала Н.ГЛАЗКОВА.

 

В Самарской области планируется реализация восьми региональных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность», «Учитель будущего», «Поддержка семей, имеющих детей» и «Новые возможности для каждого». Уже подтверждены объемы финансирования проектов из федерального бюджета на 2019 год. Общие поступления средств из федерального бюджета в рамках нацпроекта «Образование» ожидаются в объеме 366 млн. руб., затраты областного бюджета планируются в объеме 790 млн. руб., не менее 68,6 млн. руб. должный вложить муниципалитеты.

Фотографии из галереи

Лыжная гонка на...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Д.Седов
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail