Любовь Прокопенко: «Помочь детям стать счастливыми»

Любовь Прокопенко: «Помочь детям стать счастливыми»

Любовь Алексеевна Прокопенко родилась в Казахстане, в г.Павлодар. Закончила Павлодарское педагогическое училище и педагогический институт. Вот уже 33 года работает учителем начальных классов. С 2014 года Любовь Алексеевна – учитель начальных классов Кинель-Черкасской школы №1. 

Любовь Алексеевна, почему Вы выбрали для себя про­фессию учителя?

– Я родилась в многодетной семье, из шестерых детей была самой младшей. Сколько себя помню, всегда очень любила детей. Как-то так само собой получилось, что меня окружала детвора. О них хотелось заботиться, я старалась организовать их: придумывали игры, устраивали «концер­ты»... Уже во втором классе стала вожатой у первокласс­ников. Получается, что альтернативы у меня словно бы не было – только учительство!

Я давно убеждена, что учитель – это человек, способный при­тягивать к себе детей. Наверное, этот задаток был во мне с рождения – меня всегда интере­совали другие люди. Примером этого был мой папа. Он очень много читал. Казалось, он знал все. Участник Великой Отече­ственной войны, папа прошел ее с первого и до последнего дня, был награжден орденом Красной Звезды, который полу­чил из рук самого маршала Жукова. Все в нашей семье были очень добрыми. Я благодарна своим близким за то, что полу­ченные от них уроки доброты несу с собой всю жизнь.

А Вы помните свой первый урок в качестве педагога?

– Конечно. Это было во вре­мя практики на третьем курсе педагогического училища. Я давала урок обучения грамоте в первом классе и получила за него пятерку и похвалы моего педагога.

А потом меня направили в гимназию №7 г.Павлодар к очень авторитетному в нашем городе, но чрезвычайно стро­гому педагогу, которого все студенты боялись как огня. Однажды она (Надежда Васильев­на Чекмина) даже поставила мне тройку. И все же я очень признательна этой наставни­це. От нее я многое переняла для своего профессионального становления.

Получается, учитель дол­жен быть строгим?

– Я думаю, что строгость и доброта в нашей профессии – понятия неразделимые. Надо уметь вовремя быть и строгим, и добрым. Бывают моменты, когда строгость ничего не даст, а поможет только доброта.

Случалось ли за годы ра­боты испытывать разочаро­вание?

– Я безумно люблю сам про­цесс работы с детьми, будь то уроки или внеклассные мероприятия. Так что разочарования в профессии не испытывала никогда. Единственное, что по­рой мешает и вызывает досаду – введенное в последние годы огромное количество бумаж­ных отчетов, отнимающих зо­лотое время непосредственного общения с учениками.

Иногда говорят, что сейчас учителям очень сложно рабо­тать, поскольку дети стали неуправляемыми...

– Здесь можно рассуждать по-разному. Раньше дети, дей­ствительно, были другими. Учи­тель априори был для них авто­ритетом, поскольку источников информации было немного.

Сегодняшние дети гораздо более развитые, раскрепощен­ные. Но ведь мы сами к этому стремились: хотели получить детей, умеющих высказывать­ся и отстаивать свою точку зре­ния. Возможно, вместе с этим стерлась необходимая все же грань субординации «учитель-ученик» и оставляет желать лучшего культура поведения детей. Думаю, что в гонке за новыми программами и тех­нологиями, мы многое упусти­ли в воспитании детей, а ведь образование и воспитание – два неразделимых понятия. По словам русского философа И.А.Ильина, «образование без воспитания есть дело ложное и опасное».

На сегодня эта ошибка осознана?

– Думаю, да. К примеру, в этом году на традиционной ав­густовской конференции было уделено большое внимание до­полнительному образованию. Хочется верить, что вскоре воспитание займет свое до­стойное место и в школе, и в семье. К сожалению, иногда приходится слышать, что роди­тели заняты на работе, у них нет времени заниматься воспитанием детей. Но разве роди­тели дали ребенку жизнь лишь для того, чтобы вкусно его на­кормить и красиво одеть?! Нет, они должны позаботиться о самом главном: привить детям духовно-нравственные каче­ства, которые позволят им стать счастливыми в жизни. Хорошо, что подавляющее большинство родителей понимают это.

Были ли в Вашей жизни мо­менты учительского счастья?

– Конечно! Их очень много. И все они связаны с ощущени­ем необходимости детям. Бывает, что сигналы этого приходят спустя годы. Так, однажды (это было несколько лет назад), в моей квартире раздался теле­фонный звонок. Звонил один из самых первых моих учеников, который приехал за 400 кило­метров только для того, чтобы повидаться со мной. Оказалось, этот не слишком сильный уче­ник со временем выправился в учебе, закончил академию МВД, стал сотрудником уголовного розыска. Представляете, как было приятно узнать в солид­ном состоявшемся мужчине с огромной охапкой красных роз застенчивого мальчика с первой парты?! Мы четыре часа разго­варивали с ним взахлеб… А как было приятно, когда бывшая ученица, став взрослой, посвя­тила мне целую оду собствен­ного сочинения... Разве такое забудешь! В такие моменты ты еще раз убеждаешься в благородстве нашей профессии.

Расскажите, пожалуйста, о своих профессиональных планах.

– Мне очень хочется, чтобы дети жили не виртуальной, а реальной жизнью. Чтобы боль­ше читали, знали родной край, людей, которые здесь жили и живут. Потому стараюсь чаще выезжать с классом на экскур­сии, расширять кругозор и круг общения детей.

Недавно, например, мы побывали на экскурсии в му­зее В.И.Ленина в Алакаевке. Многие дети до этого дня во­обще не знали, кто такой Ле­нин. А ведь это наша история, которую обязан знать каждый образованный культурный че­ловек. И знаете, когда мы по­сле экскурсии, которая была очень интересной, пошли про­гуляться по великолепному саду, одна девочка вдруг при­зналась: «Любовь Алексеевна, у меня такое чувство, что мы в раю». Можете себе предста­вить, насколько тонко способ­ны чувствовать наши дети! Поэтому долг взрослых – дать им возможность развивать­ся, общаться, обогащать себя культурно и духовно.

Сегодня, пользуясь случаем, я хочу от всей души поздравить своих коллег и всех учителей с профессиональным праздни­ком. Мы с вами соратники в борьбе за умы детей, их знания и само будущее в этом мире. Мы их наставники, а подчас и друзья. Мы дарим им надежду и помогаем расправить крылья для большого полета длиною в жизнь. От чистого сердца же­лаю всем стоять до конца в этой борьбе, не терять терпения и каждый день с новыми силами идти в бой. С Днем Учителя!

И.Беляева.

Фотографии из галереи

Лыжная гонка на...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail