Нужен ли «труд» в современной школе?

Нужен ли «труд»  в современной школе?Еще 10-15 лет назад без урока труда не обходилась ни одна школа. Это, пожалуй, был один из любимейших предметов многих российских учеников.

 На «трудах» мы учились многим ремеслам: шить, кроить, вышивать, плести макраме... Но самым интересным была кулинария. На таких уроках каждая из девочек старалась удивить своими способностями. В этот день мы приглашали мальчиков отведать нашу стряпню. Мальчики труди-лись отдельно, в своей мастерской под чутким руководством наставника. Помню, как нам нравилось ходить к ним на так называемую экскурсию. Это была настоящая мастерская. Ни одного бездельника. Здесь постоянно кипела работа: ребята делали табуретки, скворечники и прочие вещи. К 8 марта мальчишки непременно дарили нам самодельные подарки. И, наверное, такая система была правильной.
Школа должна обеспечить школьников возможностями всестороннего развития личности. Одним легко дается математика и физика, другим эти предметы не под силу, но у них есть что-то другое, творческое, у них есть «золотые руки», которые нужно развивать.
К, сожалению, реформа российской системы образования, введение единого госэкзамена поставили предмет труда или, как его теперь принято называть, технологии, в незавидное положение. От прежней, привычной нам, людям, рожденным в советское время, формы обучения труду мало что осталось. Вообще, сегодня по отношению к урокам технологии в обществе сложилось весьма разобщенное мнение. Одни считают этот предмет морально устаревшим, другие, напротив, настаивают на его важности, как основе будущей взрослой жизни.
Так чему же теперь учат наших детей на уроках технологии в школе, и нужны ли в принципе подобные занятия современ-ным школьникам?

С прискорбием приходится признать, что еще несколько лет – и труда в школе, как учебного предмета, вообще может не стать. Кому теперь нужно забивать гвозди и пользоваться рубанком? Кому нужно пилить и опиливать? Дома что-то починить, прибить полочку или самому собрать мебель. А зачем? Гораздо проще вызвать специалиста, и он за определенную плату все сделает! Но при такой позиции общество получит совершенно неприспособленного к самостоятельной жизни человека.
Основные вопросы «трудового воспитания» в школе кроются в недостатке квалифицированных кадров и отсутствии необходимого оборудования. Отдельным вопросом является травмоопасность «трудов», брать на себя ответственность возьмется не каждый преподаватель. Проблема эта российского масштаба, актуальна она и для образовательных учреж-дений нашего района. Мастерские как таковые уже мало где сохранились. Кинель-Черкасская школа №2, некогда обладающая богатой материально-технической базой по «трудовому воспитанию», сейчас испытывает определенные трудности с оснащением кабинета технологии. В прежние годы эту школу связывали партнерские отношения с действующими на тот момент крупными предприятиями. Чтобы окунуться в трудовую атмосферу, девочки посещали трикотажную фабрику, а мальчики отправлялись на завод ЖБИ.
– Был непродолжительный период, когда в нашей школе уроки технологии преподавали для объединенных групп мальчиков и девочек. Они вместе шили, вязали, вышивали. Три года назад все вернулось на свои места, и это правильно, каждый должен заниматься своим делом. Сейчас и мальчишки, и родители довольны, – отмечает преподаватель технологии Павел Комлик. – К тому моменту кабинет технологии для мальчиков пребывал в запущении. Пришлось восстанавливать немногочисленные станки, хранившиеся с советских времен. Есть необходимость в современ-ном оборудовании и материалах. Например, принцип работы на станках я вынужден объяснять ребятам исключительно в теоретической плоскости. Пытаемся по мере возможности находить выход из ситуации, использовать строительные материалы, оставшиеся в школьном подвале после ремонта, но этого мало. Конечно, здесь главную роль играет финансовая составляющая. Такой предмет, как технология, необходим – и это факт. Первое время ко мне на уроки приходили дети, которые не знали самого элементарного, например, что такое молоток, и называли его «штукой, которой можно бить». Сейчас они уже владеют инструментами, научились забивать гвозди, мастерить деревянные соединения и прочее. Ребятам нравится и ходят на уроки они с удовольствием.
Вопрос важности уроков технологии директор образовательного центра О.Е.Иванова назвала риторическим. Она рассказала, что руководству структурного подразделения школы – Станции юных техников – удалось заручиться поддержкой отрадненских предприятий по поставке специальных станков, инструментов и расходных материалов. Возможно, как считает Ольга Евгеньевна, это позволит сформировать серьезную базу и в том числе использовать ее для проведения уроков технологии для мальчиков.
В другой школе райцентра, №1, мастерские и вовсе не уцелели. Устаревшее оборудование демонтировали во время ремонта учреждения. Однако руководство школы нашло в какой-то степени альтернативный вариант. Девочки и мальчики вместе осваивают основы домоводства, дизайна, изготавливают изделия из кожи. Мальчиков знакомят с принципом «стыка» при оклейке обоев, учат теоретическим основам домашнего ремонта. Школа также недавно оборудовала кабинет для конструирования. Всевозможные предметы, которые ходят, плавают и выполняют массу других функций и при этом оснащены датчиком движения, в скором времени школьники смогут мастерить из конструкторского набора «Lego». Пока эта обучающая программа находится на стадии внедрения.
Кротовский образовательный центр едва ли ни единственный, располагающий полностью укомплектованной мастерской. Здесь имеется все необходимое: 4 деревообрабатывающих станка, 3 сверлильных и 3 станка по металлу, тиски и прочее.
– Часть материально-техничес-кой базы была приобретена в начале 2000-х годов, когда школа еще находилась на балансе «Самарской железной дороги». После того, как Пустоваловская школа закрылась, имеющееся там оборудование не было списано или отправлено на свалку, его привезли к нам, так пополнился наш фонд, – рассказывает педагог по технологии Александр Артамонов. – Что бы нам ни понадобилось – гвозди, шурупы, ножовки и прочие инструменты, доски или металл – дирекция школы нас всем обеспечивает. Вообще, позиция руководства учреждения в этом вопросе очень важна, если оно заинтересовано в обучении и развитии детей, то и возможности изыщет, и спонсоров найдет. Нашим давним партнером является ЛПДС, которая никогда не отказывает нам в предоставлении древесного материала. С пятого класса мы учим мальчишек пилить, сверлить. Весной мы изготавливали скворечники и развешивали на территории школы. Успешно работает кружок «Умелые руки». Здесь ребята проявляют свою фантазию, пробуют себя в геометрической и объемной резьбе по дереву, мастерят разделочные доски и многое другое. Наши воспитанники участвуют с работами в выставках и успешно защищают свои проекты на школьных олимпиадах по технологии.
Между тем прозвеневший звонок собрал в мастерской кучу мальчишек. Шестиклассники мигом набросили на себя фартуки и взялись за дело. Смотреть на них было одно удовольствие. Для Жени Токарева технология – самый любимый предмет. Здесь, по его словам, он научился работать лобзиком, хоть это было для него непросто. Коле Чухиль предпочтительнее иметь дело с деревом. Он часто помогает своему дедушке пилить и забивать гвозди, домашний ремонт также не обходится без его участия. По всему было видно, что школьники заинтересованы в обучении, и значит такой предмет, как «труды», в лучших традициях имеет право на существование.


Н.ГЛАЗКОВА.

Фотографии из галереи

Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail