Жизнь детей бесценна…
- Опубликовано 22.06.2018 00:00
Ежегодно с наступлением теплого времени года отмечаются несчастные случаи, связанные с выпадением маленьких детей из оконных проемов. Каждое лето таких трагедий по всей стране сотни.
Ситуации одинаковые: ребенок залез на стул, потом на подоконник, оперся руками о москитную сетку, не спасли, малышу было... Меняется только возраст. Мамы тоже всегда «отвлекаются на минутку» – кашу помешать, сериал включить, дверь открыть. В результате трагедии дети получают тяжелые травмы, однако нередки случаи, когда ребенка не успевают спасти.
Существуют различные средства обеспечения безопасности окон для детей.
1. Не оставлять окна открытыми, поскольку достаточно отвлечься на секунду, которая может стать последним мгновением в жизни ребенка или искалечить ее навсегда.
2. Не использовать москитные сетки без соответствующей защиты окна. Ребенок видит некое препятствие впереди, уверенно опирается на него и в результате может выпасть вместе с сеткой, которая не рассчитана на вес ребенка.
3. Не оставлять ребенка без присмотра, особенно играющего возле окон и стеклянных дверей.
4. Не оставлять мебель вблизи окон, чтобы ребенок не взобрался на подоконник.
5. Не следует позволять детям прыгать на кровати или другой мебели, расположенной у окон.
6. Тщательно подобрать аксессуары на окна. Жалюзи и рулонные шторы должны быть без свисающих шнуров и цепочек. Ребенок может с их помощью взобраться на окно или запутаться в них и спровоцировать удушье.
7. Установить на окна блокираторы, препятствующие открытию окна ребенком самостоятельно.
Москитная сетка даже взрослыми психологически воспринимается как барьер, препятствие, а ребенок считает ее такой же крепкой поверхностью, как оконное стекло. Даже на руках не подносите его к окну. Не ставьте туда игрушки и любые яркие предметы, которые могут привлечь малыша, – зеркала, посуду. Если у вас есть привычка сидеть на подоконнике – отучайтесь: ребенок во всем копирует родителей. Объясните ему, что окно – это высота, а высота – это опасность.
Важно учить детей быть осторожными, особенно тех, которые начинают ползать и учатся ходить. Падение с кроваток – это только начало. Потом они становятся на ножки и начинают ходить, потом бегать, дальше – больше – залезать на высокие лестницы, горки, деревья, прыгать по ступенькам, заглядывать в бочки и колодцы. Мир вокруг полон потенциальных опасностей и травм для ребенка! Физически невозможно быть рядом в каждый из этих опасных моментов и подстраховать... Есть дети, которых водят за ручку, ловят, подбегают и поднимают, когда они падают, оберегают, запрещают.
Но есть и такие, которым дают возможность падать, ударяться, исследовать, проверять на прочность; их не подсаживают и не страхуют, по крайней мере, видимо для них. Им дают возможность лезть туда – куда им вздумается, но самостоятельно – до той высоты, с которой сами слезть смогут. Им дают возможность почувствовать свое тело, его возможности, научиться им управлять. Происходит парадокс – первые дети падают и травмируются чаще! Они привыкают, что мама контролирует их безопасность. Они бесстрашно лезут на самую высокую лестницу и если не падают оттуда, то истошно орут и ждут, чтобы их сняли... Споткнувшись и упав, даже не пытаются подняться, а лежат и ждут, когда их поднимут. Бывает, задавленные такой родительской «заботой» они вообще никуда уже не лезут и смирно ходят рядом с мамой с потухшими глазами. А в это время вторая категория деток успешно справляется с любыми препятствиями, потому что уже умеет рассчитать свои силы, и на той же лестнице они не полезут выше, чем могут, чтобы самостоятельно слезть. Они более проворны и любознательны в освоении мира.
Мы, взрослые, в ответе за своих детей. Их безопасность – наша задача. Инасколько опасна ситуация, только мы можем спрогнозировать и предупредить! Но если она не такая уж и опасная и происходит на наших глазах, почему бы не дать ребенку набить свои шишки, сделать выводы и получить уроки? Нам же спокойнее будет потом, когда мы не сможем быть рядом, но будем знать, что ребенок достаточно владеет своим телом, чтобы не лезть слишком высоко, и если что – безопасно упасть.
Е.Барцева, педагог-психолог.